Первая спецификации MIDI (1.0), хотя и облегчила задачу по объединению разных инструментов, окончательно её не решила. Инструменты, совместимые с MIDI, могли оставаться несовместимыми между собой и по очень простой причине...
Этой причиной была нумерация тембров (патчей). MIDI задало технологический стандарт обмена информацией об отдельных нотах, но никаких стандартов относительно того, на какой позиции какой тембр должен стоять предусмотрено не было. В связи с чем MIDI-композиция на инструменте одного производителя звучала нормально, а на другом просто кошмарно, поскольку все тембры оказывались перепутанными.
В конце 1980-х годов компания Roland предложила другим игрокам на рынке ввести некий универсальный формат, вернее, универсальный банк патчей, так чтобы тембры, соответствующие друг другу по названию и относительно напоминавшие друг друга по звучанию стояли всегда на одних и тех же позициях. То есть фортепиано соответствовало именно фортепиано, а не труба или шумовой эффект.
Так в 1991 году появился первый формат General MIDI (GM).
Этот формат предусматривал наличие 128 стандартных тембров, условно разделённых на 16 тематических разделов.
- Фортепиано (Piano),
- хроматическая перкуссия (Chromatic Percussion),
- органы (Organs), куда попали и аккордеон и гармоника,
- гитары (Guitars),
- басовые тембры, в том числе бас-гитары и синтетические басы (Bass),
- солирующие струнные (куда почему-то затесались литавры),
- ансамбль (Ensemble),
- медные духовые (Brass),
- два раздела под деревянные духовые (Reed, куда попали саксофоны, и Pipe, где сгрудились флейты),
- ведущие синтетические тембры (Synth Lead),
- синтетические подложки (Synth Pads),
- синтетические эффекты (Synth Effects),
- этнические инструменты (Ethnic),
- нехроматическая (в основном) перкуссия (Percussive) и
- звуковые спецэффекты (Sound Effects).
В каждом разделе насчитывается, как нетрудно понять, по восемь инструментов. Особняком держался банк ударных инструментов, стандартный набор перкуссии, всегда располагающийся на 10 канале.
Первые клавиатуры Yamaha Portatone с поддержкой General MIDI (1993 год). |
Помимо этого, стандарт General MIDI предъявляет следующие требования:
- Одновременное распределение MIDI-сигналов на все 16 каналов одновременно,
- Стандартная нумерация клавиш "до" первой октавы может соответствовать только клавиша номер 60,
- 24-голосная полифония. Этого производителям казалось куда как достаточно.
Обязательным требованием было понимание базовых контроллеров, в том числе модуляция (Modulation), громкость канала (Channel Volume) возможных, панорамирование (Pan), экспрессия (Expression), фортепианная педаль продления звучания (Sustain), сброс всех параметров (Reset All Controllers), отключение всех нот (All Notes OFF). К обязательным параметрам, которые должен был понимать модуль, совместимый с General MIDI, также относились колесо высоты тона (Pitch Wheel), тонкая (Fine Tuning) и обычная (Coarse Tuning) настройка.
Все контроллеры, кроме Pitch Wheel и подстройки, регулировались в диапазоне от 0 до 127 (или 1 и 128). Некоторые, контроллеры, например, Sustain Pedal, не понимают промежуточных значений, так что 0 или 1 соответствуют отпущенной педали, а 127 (128) нажатой.
Как видим, в сам формат GM была заложена теоретическая возможность расширения: оставались свободные позиции для контроллеров, да и 128 стандартизированных тембров явно было недостаточно.
Так что за расширенными форматами, как говорится, не засохло. Первой была компания Roland, за ней в погоню бросилась Yamaha. Обе предложили свои "надстройки" для General MIDI. Первая получила название General Synth (GS), вторая eXtended General (XG). Оные форматы были обратно совместимы с General MIDI, но обладали значительно большими, по сравнению с ним, возможностями.
Это касалось и наборов возможных инструментов, и количества контроллеров. В основу XG была заложена ещё одна хитрая идея, но реализовать её в полной мере Yamaha не смогла.
Но об этом в следующей статье.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru