Сделать электростанцию, действие которой основано на принципе полёта самолёта и работы эскалатора – кажется идеей, достойной не столько фантастического фильма, сколько наивного мультика. Но шутки тут, оказывается, ни при чём, ведь за разработку взялся не кто-нибудь, а видный человек – физик и космонавт в одном лице.
Laddermill – буквально "лестничная мельница" – очередное экологически чистое средство получения энергии буквально из воздуха. Устройство состоит из набора конструкций, наподобие толи воздушных змеев, толи авиационных крыльев, прикреплённых к тросу, закольцованному в огромную петлю.
Когда дует ветер, он действует на них точно так же, как и на крыло самолёта: благодаря форме крыла давление на нижнюю часть оказывается больше, чем на верхнюю, и за счёт этой разности возникает подъёмная сила.
В общем, всё как в авиации.
В зависимости от угла наклона крыла, на него может действовать различная подъёмная сила. Чем "горизонтальнее" оно расположено, тем меньше различие между силами, действующим сверху и снизу, а значит, оно будет слабее подвергаться воздействию ветра. И наоборот.
На первых порах Laddermill предполагалось сделать не на кольцевом тросе, а на прямом, а энергия должна была вырабатываться при наматывании и разматывании троса с барабана, укреплённого на земле (иллюстрация с сайта ockels.nl). |
В результате этого получается, что подъёмная сила, действующая на поднимающиеся крылья превосходит силу, действующую на опускающиеся. Из-за этой разницы и происходит движение.
Всё, что остаётся – это пропустить закольцованный трос через колесо, установленное на земле. Ну и, разумеется, нужно как-нибудь применить вращение последнего, например, укрепив его на оси генератора. Для чего, собственно, всё и затевалось.
Для получения подъёмной силы сперва хотели использовать такие "самолётики", но позже отдали предпочтение более простому варианту (иллюстрация с сайта ockels.nl). |
Создатели Laddermil – группа нидерландских профессоров из Дельфтского технического университета (Technische Universiteit Delft) во главе с Вуббо Йоханнесом Окельсом (Wubbo J. Ockels).
| ||
Что же касается более "земных" достижений, то среди них он прославился как один из разработчиков солнечного автомобиля Nuna и рейсового суперавтобуса.
По сравнению с этими проектами Laddermill смотрится немного аляповато. Особенно из-за других вариантов, использующих для создания подъёмной силы не крылья, а с маленькие парашюты или небольшие планеры. Да и дизайн данного проекта намного проще, чем, например, у аналогичных устройств типа Flying Electric Generators или MARS. В самом деле, всё серьёзно разработчики слишком авторитетны, чтобы заниматься такими инженерными развлечениями. Кстати, при желании можете ознакомиться с их научной статьёй (PDF-файл, 203 килобайта) с расчётами Ladermill.
Слева схематично показано положение крыла 1 – при спуске, 2 – наверху петли, 3 – внизу. На изображениях справа – общий вид работающей установки (иллюстрация с сайта ockels.nl). |
Одна из самых больших проблем с такой электростанцией в том, что она кажется неустойчивой. Даже если элементы Ladermill будут очень лёгкими, она, в принципе, может попросту упасть при отсутствии ветра.
| ||
В случае сильного ослабления ветра скорость потери высоты, по оценкам Оккелса и его коллег, составит порядка 15-20 километров в час – за это время персонал успеет что-нибудь придумать. Например, ориентировать все крылья горизонтально (они должны быть радиоуправляемыми), что ещё больше замедлит темп падения.
Испытания пока проводились только на компьютерных моделях. Но есть смысл попробовать протестировать Laddermill и "живьём". Возможно, это смогут сделать в 2008 году. А что, штука надёжная, экологичная, безопасная – ни людям, ни самолётам не угрожает.
Но, как мы знаем, даже "зелёная" энергетика оказывается источником всяких проблем: ветровая – для птиц, волновая – для сёрфингистов.
Впрочем, с Laddermill всё должно быть в порядке, и может быть, эту технологию когда-нибудь возьмутся опробовать. Только надо будет предупредить дельтапланеристов – на всякий случай.
Статья получена: Membrana.ru