Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Наука и образование » Знаменитые люди » Чингиз-Хан

 

Чингиз-Хан

 

 

Чингиз-ХанПолководец, завоеватель и правитель великой монгольской империи.

Согласно преданию, род Чингиза восходит к монгольскому племени, идущему от женщины по имени Алан-Гоа, которая после кончины мужа, Добун-Баяна, забеременела от луча света. От нее появилось три сына: тех, кто принадлежит к роду этих сыновей, называют нирун. Значение этого слова - чресла, т. е.

загрузка...

 

 

указание на чистоту чресел утверждает происхождение эти сыновей от сверхестественного света. В шестом колене от Алан-Гоа прямом потомком был Кабул-хан. От внука последнего Есугэй-бахадура пошли те, которые получали название Кият-бурджигин. Слово киян по-монгольски значит "большой поток, текущий с гор в низину, бурный, быстрый и сильный".

Кият - множественное число от Киян: им же назвали тех, кто ближе к началу рода. Детей Есугэй-бахадура прозвали Кият-бурджигины за то, что они были одновременно Кият и бурджигины. Бурджигин же по-тюрски означает человека, у которого синие глаза. Цвет его кожи впадает в желтизку. Мужество бурджигинов вошло в пословицу.

Сын Есугэй-бахадура Чингиз-хан родился в 1162 г. (по другим, более сомнительным данным, в 1155 г.) С ранних лет, оставшись 10 лет от рода сиротой, он претерпел много лишений, превратностей судьбы. Но уже с молодости он научился разбираться в людях и находить верных людей. Богорчин-нойон и Борагул-нойон, которые были рядом с ним и в годы поражения, когда проходилось думать о поисках пищи, были насколько ценимы им, что он сказал однажды: "Да не будет горя и не нужно, чтобы умер Богорчи! Да не будет горя и не годится, чтобы умер Борагул!" Соркан-Шира из племени Тайджиутов, которое захватило в плен Чингиз-хана, способствовавший побегу из плена, впоследствие получил сполна почет и уважение к своей персоне, к детям и сторонникам. Сыну Соркин - Ширэ Джиладкан-бахадуру, имея в виду его мужество, Чингиз-хан посвятил почти поэтические строки:

"Я не видел пешего, который бы сразился и заполучил в свои руки голову непокорных! Я не видел (человека), подобного этому герою!"

Был некто Соркак, названный отец Чингиза. В то время, когда Чингиз еще не был государем, он сказал: многие люди стремятся к власти, но в конце концов во главе станет Тэмуджин и за ним по единодушию племен утвердится царство, ибо он обладает для того способностями и достоинством и на его челе явны. Очевидны признаки небесного всепомоществования и царственной доблести. Слова оказались пророческими. Чрезвычайная деликатность характеризует отношение Чингиза к первой и любимой жене Бортэ. Он никому не позволил усомниться в ее целомудренности после года пребывания ее в плену. Из отношений личной преданности сформировалась модель вассалитета, которую он впоследствии возвел в систему. Личные качества Чингиз-хана при всем их своеобразии вписываются в вековые характеры и в вековые мотивы, которыми жили и живут до сих пор политики: стремление внушить бесспорность своего лидерства, путь (подчас тяжкий) продвижения к верхам власти через вероломство и преданность, через ненависть и любовь, через измены и дружбу, способность оценивать ситуации и принимать решения, приносящие успех.

Преемственную линию от Чингиз-хана пронесли в течение веков его прямые и косвенные потомки - чингизиды в обширном азиатском регионе. Наблюдается определенная идентичность фамильных черт в деятельности чингизидов вообще, так и тех, которые выдвинулись как вожди консолидации и формирования единой казахской государственности. От первенца Чинхиз-хана Джучи в шестнадцатым колене мы имеем знаменитого Аблая, его внука Кенесары. Внук последнего Азимхан (1867-1937) пользовался большим уважением народа. Он участвовал в правительстве Алаш-орда как специалист-гидромелиоратор и способствовал приобщению казахов к земледелию, был репрессирован как "враг народа".

В жизни Чингиз-хана можно выделить два основных. этапа: это период объединения всех монгольских племен в единое государство и период завоевательных походов и создания великой империи. Граница между ними обозначена символически. Первоначальное его имя Тенгрин Огюгсен Темучин. На курултае в 1206 г. он был провозглашен Божественным Чингизханом, его полным именем по-монгольски стало Делкян эзен Суту Богда Чингиз-хан, т. е. Владыка мира, ниспосланный Богом Чингизхан.

В европейской историографии долгое время господствовала традиция изображать Чингиз-хана как кровожадного деспота и варвара. Действительно, он не получил образования и был неграмотным. Но сам факт создания им и его наследниками империи, объединившем 4/5 Старого Света, от устьев Дуная, границ Венгрии, Польши, Великого Новгорода до Тихого океана, и от Ледовитого океана до Адриатического моря, Аравийской пустыни, Гималаев и гор Индии свидетельствует по крайней мере о нем как гениальном полководце и расчетливом администраторе, а не просто завоевателе-разрушителе и террористе.

Как завоеватель он не имеет себе равных в мировой истории. Ему как полководцу были присущи смелость стратегических замыслов, глубокая дальновидность политических и дипломатических расчетов. Разведка, в том числе и экономическая, организация курьерской связи в крупном масштабе для военных и административных целей - это его личные открытия. В переоценке личности Чингиз-хана существенную роль сыграло движение, называемое евразийским. Применительно к Чингиз-хану евразийцы отказались от концепции "татаро-монгольского ига", что связано с идей России-Евразии как особого историко-культурного региона, равно несхожего с Западной Европой, Ближним Востоком или Китаем, России как наследницы монгольской империи XIII-XIV вв. Вторая идея евразийцев - это объяснение причин резкого подъема активности монгольских племен в Забайкалье под руководством Чингиз-хана специфическим признаком - пассионарностью. Человек, наделенной пассионарностью, одержим непреоборимым стремлением к деятельности ради отвлеченного идеала, далёкой цели, для достижения которой пассионарий жертвует не только жизнью окружающих, но и своей собственной. Наблюдаются периоды резкого увеличения числа пассионариев в этносе по сравнению с обывателями. По терминологии Чингиз-хана есть "люди длинной воли", для которых честь и достоинство ценнее всего, благополучия и даже самой жизни. Им противостоят те, что ценят безопасность и благополучие выше их личного достоинства и чести.

Созданная им сеть линий сообщений, открывшая невиданный доступ для правительственных и частных потребностей, обеспечивала торговый и культурный обмен в пределах империи. Чингиз-хан хотел доставить торговле такие удобства, чтобы можно было бы во всей его империи носить золото на голове как обыкновенные сосуды, не опасаясь грабежей и притеснений.

О его внимании к кадровой политике свидетельствуют факты уважения к носителям техники и культуры, забота об образовании своих детей, привлечение потомка дома Киданей Элюй Чуцая к службе. Этот философ и астролог заведовал администрацией, финансами, канцелярией империи. Марко Поло в числе благородных черт Чингиз-хана отмечает то, что он не нарушал прав собственности в завоеванных странах.

Важнейшим компонентом духовного наследия Чингиз-хана является составленный им свод законов, совершенный для своего времени, так называемые Ясы. Он возвел в культ писанный закон, был сторонникам твердого правопорядка.

Важнейшей основой государственности помимо неукоснительного следования закону Чингиз-хан считал религиозность.

Умер Чингиз-хан в 1227 г. и похоронен в местности Пуркаш-Калдун (ныне это место не опознано). Согласно легенде, однажды в этой местности под сенью зеленого дерева Чингиз-хан, испытав "некую внутреннюю отраду", сказал приближенным: "Место нашего последнего жилища должно быть здесь".

В.И.Вернадскому принадлежит идея, что наследие Чингиз-хана имеет "огромное всемирно-историческое значение", благодаря которому "народы различной, нередко очень высокой культуры, получили возможность влиять друг на друга".

Подчеркивая неординарность личных качеств Чингиз-хана, не стоит в противовес традиции, изображавшей его как жестокого завоевателя, приукрашивать политический облик Темучина, а воспринимать его во всей многомерности его черт, как позитивных, так и негативных. Как всякий завоеватель он воевал, следовательно, уничтожал, разрушал, разорял, грабил, но одновременно и привлекал побежденных на свою сторону, старался в целом ряде случаев проявлять хозяйственность, осмотрительность, заботу о будущем и о прочности своих завоеваний.

Чингизизм - понятие, которое счел необходимым ввести в историческую науку казахстанский исследователь В. П.Юдин. Под ним разумелось не только то, что определенные практические традиции, в том числе традиции наследования военного искусства длительное время продолжали действовать на завоеванной им и его потомками большой территории. Имеется в виду нечто другое, именно - идеология, и притом настолько мощная, что могла скрепить в больших масштабах и на длительное время то, что можно назвать геополитическим наследием Чингиз-хана.

Эту идеологию В. П. Юдин называет мировоззрением, идеологией, философией, санкцией общественного строя и структуры социальных институтов, политической и правовой системой, культурологической доктриной, основой просвещения, средством регуляции поведения в обществе.

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Чингиз-Хан":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru