Однажды врачи сделали Camera silens — неплохое средство для экспериментов над людьми. Оно позволяет лишить человека практически всех ощущений и изолировать его от любых связей с окружающим миром. Такой опыт крайне травматичен, поэтому от этих изысканий решили отказаться. Прошли десятилетия, и эту камеру вновь стали использовать в наши дни. Зачем?
Эта очень тихая, но жутковатая история началась в 1970 году. Два немецких психиатра — Ян Гросс (Jan Gross) и Петер Кемпе (Peter Kempe) решили провести небольшой, но очень важный эксперимент. Их проект был реализован на базе клиники в Эппендорфе (Universitätsklinikum Hamburg-Eppendorf) при университете Гамбурга (Universität Hamburg).
Эту разработку назвали Camera silens. Название можно перевести с латыни как "Беззвучная комната" или "Беззвучная камера". Она действительно "глухонемая": звукопоглощающий материал на стенах, полу, потолке изолирует все звуки, которые могут доноситься в помещение снаружи.
Специальная форма выступов из звукопоглощающего материала позволяет им дополнительно гасить акустические колебания (фото с сайта ok-centrum.at). |
Гросс и Кемпе стали проводить эксперименты, помещая испытуемых (участвовали как больные, так и здоровые люди) внутрь этого помещения. Цель опытов — "исследование социальной изоляции и сенсорной депривации".
"Слабое место", вносящее непозволительное разнообразие в интерьер, — дверь. Однако она предусмотрительно размещена позади испытуемого (фото с сайта robmoonen.nl). |
| ||
В экспериментах Гросса и Кемпе ничего страшного, однако, не было — опыты были непродолжительными и могли быть прерваны в любой момент по желанию испытуемого. Тем не менее, резонанс, который вызвала в обществе "Бесшумная комната", оказался довольно шумным. После многочисленных дискуссий, в ходе которых обсуждались упомянутые выше побочные эффекты, в 1973 году эксперименты пришлось приостановить.
И вот, в 1994 году — спустя двадцать с лишним лет после прекращения проекта "Беззвучной камеры" — за него вновь него взялась ещё одна пара деятелей.
| ||
Олаф Арндт (родился в Германии в 1961 году) — художник. Он занимается современным искусством и особенно преуспел в жанре перформанса. В 1989 году вместе с группой единомышленников он даже создал целое творческое объединение под названием "Наблюдатель за операторами машин" (Beobachter der Bediener von Maschinen — BBM). Группа придумывает различные инсталляции и перформансы, главная тема которых — "Человеко-машинное общество".
Роб Монен (родился в 1958 году) живет и работает в Нидерландах. Занимается он примерно тем же, чем и Олаф — создаёт инсталляции, перформансы, которые, по словам Роба, "находятся в непосредственном взаимодействии со средой, в которой они созданы".
Несколько примитивная схема устройства Camera silens — и той, что была в 1970-х, и той, что существует теперь. Если хотите посмотреть на этот объект с разных сторон, то можете глянуть пару видеороликов: этот (файл MOV, 192 килобайта) и этот (файл MP4, 3,69 мегабайта) (иллюстрация с сайта medienkunstnetz.de). |
| ||
Возможность управления человеческим сознанием — это, безусловно, одна из актуальных проблем. Однако, как ни парадоксально, "Камера" даёт повод и для размышлений об одном положительном моменте.
Этот позитивный эффект связан защитой от сенсорной перенасыщенности нашего мира, в котором практически некуда деться от гнёта аудио и видеоинформации. Прибежищем и оказывается "Беззвучная комната". Она становится не просто средством изоляции, но и выступает в роли "антихранилища" информации, местом, где человек может прислушаться к самому себе.
На различных выставках Арндт и Монен до сих пор периодически показывают свою "Беззвучную комнату". Превратиться из субъекта в объект может любой желающий (фото с сайта robmoonen.nl). |
Статья получена: Membrana.ru