Штуковина, которую держит в руках этот мужчина, напоминает аннигилятор для спасения Земли от инопланетных захватчиков. И хотя перед нами даже не охотник за привидениями, он по-своему интересен. Потому что это – настоящий японский рокер-художник. Ну, наконец-то.
Мунэтэру Удзино (Muneteru Ujino) пошёл 41-й годок, родился он в 1964-м в Токио.
Музыке и живописи к 1998 году обучился в соответствующем заведении (Tokyo National University of Fine Arts & Music), спустя 5 лет после окончания которого порадовал общественность своей первой работой из серии Love Arm.
Это "Arm", прежде всего, переводится как "рука". А уже потом – как "оружие". Но в случае с работами Удзино оба варианта перевода уместны – и "Рука любви", и "Оружие любви". Начнём с оружия. Первый электромузыкальный инструмент Love Arm (а это ведь самодельные инструменты; правда!) сделан из бейсбольной биты. И в этом, как ни странно, есть глубинный смысл.
Проследим за ходом мысли художника. Как известно, бейсбольная бита в течение двадцатого столетия была в Америке взята на вооружение гангстерами, уличными бандами и просто плохими парнями. Тем самым, она вышла далеко за спортивные рамки, став эдаким символом насилия.
| ||
Мунэтэру отмечает, что оба эти инструмента красноречивые изобретения Соединённых Штатов, символы господства американской массовой культуры в современном мире. Они прочно вошли в японскую культуру и, по сути, утратили свою "американскость". Бейсбол в особенности: по популярности этой игры Япония занимает второе место после США.
Плодом всех приведённых выше размышлений Удзино стал Love Arm 4 гибрид электрогитары и биты. Навесив на деревянную колотушку гитарные звукосниматели и ещё кое-какую электрику, наш герой превратил биту в "машину с обратной связью". То есть, получился инструмент, размахивая которым, можно создавать достаточно шумную какофонию.
Необходимо добавить про смысл Love Arm 4. О нём неплохо рассказал Роджер Макдональд (Roger Mcdonald), добрый приятель создателя "Оружия". Цитата:
"Удзино размахивает своим инструментом в единовременном уважении и к бейсбольной бите, и к электрогитаре как к различным изображениям насилия.
Но Удзино издаёт шум, не используя гитару, и, таким образом, сознательно дистанцируется от истории американского рока, которая сосредотачивается вокруг этого инструмента. Вместе с тем, как это ни парадоксально, бита сделана из того же самого дерева, что и Fender. У них обеих примерно такие же размеры и вес.
Таким образом, два самых важных американских символа, вошедшие в современную японскую культуру, одновременно слиты и разрушены.
| ||
В 1997-м Мунэтэру вместе с Хироюки Мацукагэ (Hiroyuki Matsukage) сколотил глэм-роковый (а в Японии, кажется, весь рок такой) дуэт Gorgerous. Название было образовано путём слияния слов "gorgeously", что переводится как эмоциональное выражение восхищения ("Великолепно! Блистательно!"), и "dangerous" (опасные).
Коллектив, похоже, до сих пор существует. Последнее его живое выступление состоялось в городском музее Хиросимы в 2004 году.
Так вот, бейсбольной гитарой Удзино не ограничился и продолжил создавать необыкновенные "инструменты", используя самые разные компоненты. На сегодняшний день в линейке Love Arm насчитывается пять базовых моделей, у каждой из которых есть несколько серий и спецвыпусков.
Помимо музыкальной, у инструментов появились иные функции, сделавшие их объектами современного искусства. Например, Love Arm 2 это, очевидно, мотоцикл без колёс. Здесь есть мотоциклетный руль, сиденье из искусственного меха, куча фар, дискотечных огней и тому подобное.
Всё это хозяйство висит на Удзино, удерживаясь системой ремней безопасности. Руль действует как пульт управления инструментом: при нажатии кнопок появляются электронные шумы, зажигаются лампочки.
Love Arm 2: американский дух свободы в виде мотоцикла без колёс (иллюстрация с сайта artnet.com). |
Здесь, как выясняется, Удзино сталкивает суровый образ ковбоя 1960-х и, вместе с ним, "белую патриотическую Америку" с их противоположностью хаусом и диско, столь любимыми чернокожим населением Штатов.
В эту гремучую смесь художник добавляет японскую традицию водителей грузовиков, украшающих свои машины бликующими на солнце частями и кучей лампочек. Кроме того, "машина" имеет очевидный сексуальный подтекст.
Что символизирует этот танк, при желании можно догадаться: орудие, любовь, США, Япония (фото с сайта egloos.com). |
Таким образом, сложные инструменты "Оружия любви" это попытка исследования определённых японских проблем: национальной идентичности, сексуальности, культурного доминирования, страха потерять себя и так далее.
Стало быть, можно сказать, что Удзино спасает свой мир от захватчиков. Отказавшись от тотального аннигилятора, он протянул им "Руку любви", одновременно являющуюся оружием.
Статья получена: Membrana.ru