"Мы теперь не можем даже обсуждать ислам. Все боятся. Это не мусульмане запрещают мой проект, это христиане. Но если мы уже не можем поставить абстрактный куб, что мы вообще можем сделать?" – сокрушается немецкий художник. Он убеждён, что его 15-метровый куб отвергнут "по политическим причинам".
36-летний Грегор Шнайдер (Gregor Schneider) считает, что стал жертвой цензуры подготовил отличную работу для 51-й Венецианской биеннале (La Biennale di Venezia), хотел установить на площади Святого Марка гигантский чёрный куб, а ему – бац – и необоснованно отказали.
Проект "Cube Venice 2005" художник вынашивал в течение последних двух лет. Говорит, что первоначально был вдохновлён своим другом тунисским инженером, мусульманином. "Я был восхищён силой, которую он получает от своей религии, объясняет Шнайдер. Также меня очаровало это здание, Кааба в Мекке".
Тут следует пояснить: "это здание" главная святыня мусульманского мира и место паломничества. Храм Кааба имеет форму куба. В одной из его наружных стен, у восточного угла, находится ниша с "Чёрным камнем".
Так, по замыслу немецкого художника, выглядела бы площадь Святого Марка во время биеннале (изображение с сайта KonradFischerGalerie.de). |
Правда, позже художник подкорректировал оригинальную идею и начал называть проект "абстрактным кубом". Такое описание устроило организаторов биеннале, и Шнайдер получил приглашение поучаствовать в выставке, проходящей с 12 июня по 6 ноября.
Но строительные леса, покрытые чёрной тканью, на венецианской площади так и не выросли. Проект представлен лишь коротким видеороликом, который зрители могут увидеть в Arsenale, бывшей верфи, ныне предоставляющей кров половине участников биеннале.
Кааба, по мнению критиков, неподходящий источник вдохновения для современных художников (фото University of North Florida/Paul Halsall). |
Однако президент La Biennale Давид Крофф (Davide Croff), выступая на пресс-конференции, слова Шнайдера опроверг, заявив, что "монтаж куба был блокирован городскими властями, а не организаторами выставки. Это не было политическим решением. Это нужно было сделать, чтобы избежать проблем со здоровьем и безопасностью".
Художник в ответ настаивает, что предложенная им инсталляция отвечает всем требованиям безопасности: "Я строил дом в немецком павильоне, награждённый на биеннале-2001. Я знаю, как сделать ту или иную структуру безопасной".
| ||
Получивший отказ за 6 месяцев до открытия выставки художник не скрывает сожаления: "Cube Venice 2005" является диалогом между религиями. Если бы куб был установлен, это позволило бы христианам увидеть структуру, вдохновлённую местом, которое они не могут посетить".
Почему же проект был отклонён?
Под давлением прессы организаторы биеннале признались власти Венеции отказались от проекта, так как "боялись, что это могло оскорбить религиозные чувства исламского сообщества и блокировать обзор части площади". Решение города поддержало министерство культуры в Риме.
Представители городской архитектуры в приватных беседах сказали, что запрет был наложен, "чтобы не сделать Венецию уязвимой для террористических атак".
"Шнайдер безнадёжно наивен, сообщил на условиях анонимности американский куратор выставки, его намерение, возможно, состояло в том, чтобы призвать к диалогу, но он не учёл реакции радикально настроенных мусульман. У этого проекта никогда не было никаких шансов на реализацию".
Интересно, чем бы перед кубом такая толпа людей занималась ночью (изображение с сайта KonradFischerGalerie.de). |
Между тем, автор "Cube Venice 2005" даже не смог должным образом представить своё творение в каталоге биеннале, хотя отправил редактору все необходимые материалы. Вместо изображения и описания куба в брошюре шесть абсолютно чёрных страниц.
| ||
Редактор отказал по "причинам конфиденциальности", предложив опубликовать "критический текст или заявление художника". Шнайдер в ответ попросил, чтобы изображения куба были размещены в каталоге со штампом "политическая цензура". Просьба была отклонена. Шесть чёрных страниц стали последним компромиссом.
На этом история, впрочем, не заканчивается. Один из кураторов биеннале Роза Мартинез (Rosa Martinez) до сих пор называет куб "ориентиром в современном искусстве и в эстетических, и концептуальных терминах". Она решительно заявляет, что проект должен быть понят и претворён в жизнь, хотя и не может сказать, где это может быть сделано.
Шнайдер, со своей стороны, всё ещё надеется найти город, который примет его куб.
Статья получена: Membrana.ru