На берегу острова Сахалин в одном из самых отдаленных от цивилизации, негостеприимных уголков планеты Exxon Mobil Corp. одержала в апреле этого года крупную техническую победу: завершилось бурение скважины протяженностью в семь миль, самой длинной из тех, которые соединяют буровую установку на суше с нефтяным месторождением, залегающим под дном моря. Скважина, пробуренная за рекордно короткий срок, ознаменовала успех усилий Exxon по получению доступа к одной из богатейших нефтяных сокровищниц, оставшихся на планете.
Но технические проблемы, возникающие в ходе российской одиссеи Exxon (а стоимость работ составляет несколько миллиардов долларов), кажутся сущим пустяком по сравнению с множеством политических неурядиц. Крупнейшая в мире открытая нефтяная компания неоднократно сражалась с российскими властями из-за различных аспектов проекта деталей, которые, на взгляд Exxon, играют решающую роль для достижения максимальной прибыльности проекта.
По сути, за этими спорами стоят основополагающее несходство позиций нефтяной компании, с одной стороны, и богатой нефтью страны, с другой. Для Exxon цель проекта деньги. Для России всем движет запутанная смесь политических интриг и извлечения прибыли.
Постоянные усилия Exxon и ее президента Рекса Тиллерсона по сохранению знаменитых стандартов эффективности компании в печально известной своей неэффективностью России демонстрируют, каким образом "большая нефть" приспосабливается к новой расстановке сил в сфере энергоресурсов. В условиях, когда крупные запасы ископаемого топлива на Западе по большей части иссякли, нефтяные компании переносят свою деятельность в страны с менее предсказуемой политической обстановкой, где остаются нетронутыми самые привлекательные месторождения. Поначалу власти этих богатых нефтью стран от России до Южной Америки и Западной Африки преимущественно уступали желаниям западных кампаний, которые нанимали для добычи своих углеводородов. Теперь же, в условиях растущего спроса на энергоресурсы, эти власти ведут себя все нахальнее и все чаще стараются диктовать свои условия.
Ангола, Алжир и Ливия недавно постарались повысить долю своих доходов от нефтедобычи: одни повысили налогообложение иностранных нефтяных компаний, другие потребовали увеличения доли собственности в совместных предприятиях. Особенно агрессивно ведет себя президент Венесуэлы Уго Чавес он добивается, чтобы западные компании отдавали государству 60-процентную долю собственности в работах по добыче тяжелой нефти на территории его страны.
На прошлой неделе в ответ на постановление Чавеса нефтяные компании, в том числе Exxon, передали свои операции с тяжелой нефтью в ведение венесуэльской государственной нефтяной компании. Некоторые руководители западных нефтяных компаний заявили, что, если Венесуэла не предложит их фирмам достойную компенсацию за передачу, эти компании уйдут оттуда.
Россия так далеко еще не заходила, и Exxon предпринимает усилия для того, чтобы и впредь не зашла.
Exxon известна традиционной уверенностью в себе, едва не переходящей в нахальство. Но теперь она старается не высовываться и сосредотачиваться на тех деталях производства, которые она еще может контролировать. Компания ставит на то, что если она сможет организовать добычу сахалинской нефти в срок и не превышая запланированные расходы, ей удастся не попасть в ловушку нормативов, которая стала капканом для другого нефтяного гиганта Royal Dutch Shell PLC. По словам представителей Exxon, был принят ряд решений, благодаря которым расходы на проект при расчете на каждый баррель добываемой нефти не превысят намеченные более чем на 10%, хотя важнейшие компоненты, например трубы, резко дорожают.
По оценкам Deutsche Bank, "Сахалин-1" российский проект Exxon занимает в портфеле этой компании десятое место по стоимости запасов нефти и газа. На данный момент Exxon затратила на осуществление проекта более 10 лет и около 2 млрд долл. Но ценность "Сахалина" не сводится к сухим цифрам. Ввиду его технической сложности этот проект служит Exxon настоящей "визитной карточкой", когда она предлагает свои услуги другим богатым нефтью странам.
"Надеюсь, российские власти скажут: "Да, эти ребята свое слово сдержали", говорит Тиллерсон, возглавивший Exxon в 2006 прежде всего благодаря тому, что хорошо зарекомендовал себя в ходе многолетней подготовки сахалинского проекта. И, когда власти других государств будут подыскивать себе подрядчика среди нефтяных компаний, "я надеюсь, что нас оценят положительно", замечает Тиллерсон.
Энергоресурсы дорожают
Благодаря тому, что цены на энергоресурсы выросли, Exxon почти наверняка заработает на проекте "Сахалин" больше, чем планировалось на момент подписания сделки. Но российские власти ведут себя все более решительно, и это означает, что Exxon не удастся оставить себе прибыль в полной мере. В 2000 году баррель нефти стоил на фондовых биржах около 25 долл.; в эту пятницу цена на момент закрытия составила около 62 долл.
Владимир Милов, бывший заместитель министра энергетики, ныне часто критикующий Кремль, предостерегает, что Exxon может оказаться под прицелом властей, как только будет ужесточен государственный контроль над другими, более масштабными проектами иностранных компаний. Пока российские чиновники "заняты другими делами, отмечает Милов. Но к этому проекту они еще вернутся".
Пока что российские официальные лица не спешат раскрывать свои карты. "Exxon сталкивается с определенными проблемами, которые нужно решить в ближайшем будущем", сказал министр энергетики Виктор Христенко в интервью, подразумевая разногласия об адресах продажи газа, который будет добываться на Сахалине в рамках проекта. Хотя на данный момент судьба Exxon в России складывается гораздо лучше, чем у Shell, Христенко утверждает, что это не дает никаких гарантий на будущее: "Не могу сказать, что у Exxon все в порядке, тогда как у Shell дела плохи".
Остров Сахалин находится в Охотском море чуть севернее Японии. Тамошние начинания Exxon имеют свои истоки в 1970-х годах, когда группа японских компаний ссудила Советский Союз деньгами на разведку нефтяных месторождений в этом регионе. Из-за политической напряженности, вызванной холодной войной, сделка была надолго заморожена, пока в начале 1990-х этой идеей не заинтересовалась Exxon.
В тот период Exxon и другие иностранные нефтяные гиганты настаивали на заключении особых контрактов, так называемых "соглашений о разделе продукции". Контракты такого типа распространены во многих развивающихся странах. Они освобождают иностранные компании от уплаты большей части местных налогов, но взамен выдвигают условие: окупив свои капиталовложения за счет продажи нефти, они должны в дальнейшем делиться добываемой нефтью с государством. В условиях низких мировых цен на нефть Россия, остро нуждавшаяся в инвестициях, соглашалась на такие контракты.
Проект начинает воплощаться в жизнь
Настоящее осуществление проекта началось после того, как президент Владимир Путин приступил в 2000 году к исполнению своих обязанностей. Ему требовалось срочно запустить изношенную экономику России. Хотя вскоре начались разногласия, поначалу Exxon удавалось настоять на своих условиях. Губернатор Сахалина один из давнишних знакомых и друзей Тиллерсона настаивал на том, чтобы Exxon осуществляла проект массированно, весь разом, что принесло бы максимальную выгоду местной экономике. Также он настаивал, чтобы Exxon провела свой трубопровод для экспорта нефти с малонаселенного севера острова на его южную оконечность на расстояние в 500 миль что стимулирует экономическое развитие. Exxon не соглашалась, утверждая, что это слишком рискованно и дорого.
Столкнувшись с упорством Exxon, губернатор Сахалина затянул процесс одобрения проекта, от которого зависела его реализация. Когда Кремль усилил свою власть над главами регионов по всей стране, победа осталась за Exxon.
В своих действиях Exxon также учитывала реалии российской политики. Когда подписывалось соглашение о проекте, российская государственная компания ОАО "Роснефть" имела среди нефтяников репутацию "бюрократического болота". Но в Exxon, уже в некоторой степени предчувствуя грядущие разногласия с властями из-за условий контракта, решили, что лучше делить финансовую заинтересованность с государственной компанией. Итак, Exxon предпочла сделать "Роснефть" своим партнером. Хотя Exxon руководит осуществлением сахалинского проекта, контрольного пакета акций она не имеет.
"Мы осознали, что важно привлечь русских к участию", поясняет Тиллерсон. Отчасти расчет делается на то, чтобы в случае экономических споров компания и российские власти оказались "по одну сторону стола переговоров". Компания как в воду смотрела. Сегодня Кремль требует, чтобы у всех масштабных проектов в области энергетики имелся российский акционер, желательно держатель контрольного пакета.
Путин усиливает контроль
В последние годы Путин принимает меры для усиления своего контроля над крупными сегментами российской экономики, особенно над сферой энергоресурсов, которая ныне является для страны источником наибольшего дохода. Однако еще в 2003 году Exxon казалось, что Россия относится к иностранным инвестициям куда более гостеприимно, чем другие богатые нефтью страны. Компания Exxon прорабатывала многомиллиардную сделку по приобретению крупной доли в ЮКОСе крупнейшей на тот момент частной нефтяной компании в России. Сделка сорвалась после того, как Кремль заключил главу и крупнейшего держателя акций ЮКОСа в тюрьму по делу, которое, по мнению многих, инспирировано политическими мотивами. С тех пор большая часть активов ЮКОСа перешла к российским государственным энергетическим компаниям.
Тем временем мировые цены на нефть и газ росли, а российские официальные лица начали публично критиковать соглашения о разделе продукции типа тех, которые касаются "Сахалина-1". Эти соглашения осуждались как "колонизаторские" слишком щедрые в отношении западных нефтяных компаний.
Потом Shell потерпела фиаско в связи с соседним проектом "Сахалин-2". Много лет назад, пока Exxon и губернатор Сахалина спорили о маршруте трубопровода, Shell выбрала маршрут, который нравился губернатору. Shell тоже устраивал трубопровод с севера на юг он подавал бы газ на новый терминал, который она строила на южной оконечности острова. В отличие от Exxon, Shell начала осуществлять "Сахалин-2", не имея российского партнера. Летом 2005 года Shell заключила соглашение о передаче российскому газовому гиганту "Газпрому" 25-процентной доли в проекте взамен на долю в одном из проектов "Газпрома" в Арктике.
Но спустя несколько дней Shell неожиданно объявила, что стоимость "Сахалина-2" составит 20 млрд долл., почти вдвое больше, чем планировалось. Частично это объяснялось крупными расходами на строительство трубопровода с севера на юг. Увеличение издержек Shell означало, что пройдут годы, прежде чем Москва получит хоть цент своей доли прибыли от проекта. Российское руководство рвало и метало.
Переговоры о превышении Shell расчетной сметы и о соглашении с "Газпромом" тянулись почти год. И вот прошлым летом представители контролирующих органов обнаружили, по их словам, крупные нарушения вдоль маршрута следования трубопровода, избранного Shell, особенно в местах, где он пересекал реки. Под угрозой вынужденного приостановления работ Shell в декабре предпочла продать контрольный пакет акций "Газпрому". Спустя несколько недель после передачи пакета Shell обнаружила, что разногласия с контролирующими органами начинают улаживаться.
Теперь представители Shell говорят, что им надо было побыстрее решить проблему со стоимостью проекта и вовлечь в него "Газпром".
Пока Shell подвергалась нападкам, Exxon, по словам ее представителей, удалось относительно легко получить ключевые разрешения и другие одобрительные документы государственных органов, что позволяет компании выйти на максимальный уровень добычи по графику, в начале этого года. В прошлом году, как подтверждает ее руководство, Exxon подверглась примерно 90 официальным инспекциям и проверкам. Всякий раз ее деятельность оценивалась положительно.
Но в то же самое время Exxon нашла новую атмосферу слишком холодной: по сравнению с прошлым российские власти проявляли все меньшую готовность считаться с логикой Exxon, рассуждающей с позиции пользы для бизнеса. Прошлым летом Россия отказала Exxon в просьбе расширить лицензию на добычу, чтобы она касалась недавно открытого сегмента с северной стороны месторождения. Партнер Exxon, компания "Роснефть", пошла на необычный шаг публично предупредила, что это решение может привести к невозможности достижения расчетной мощности проекта, а следовательно, к пересмотру самой лицензии. Но российские власти все равно не согласились, ссылаясь на то, что законом особо не оговариваются условия расширения территории, на которую распространяется лицензия.
Эта ситуация опечалила Тиллерсона. Он подчеркивает, что в том районе у Exxon уже имеется необходимое оборудование. "Не знаю, сможет ли кто-нибудь когда-нибудь до конца разобраться, почему российские власти ведут себя таким образом, сокрушается он. Буровая установка там уже стоит. Ее даже не надо передвигать".
Ссора из-за газа
Недавно между Exxon и Россией возникли разногласия по вопросу о том, кто будет распоряжаться потенциально огромными запасами природного газа, который можно будет добывать в рамках "Сахалина-1". Exxon утверждает, что согласно контракту имеет право выбирать наиболее прибыльный вариант реализации газа. В прошлом году Exxon подписала предварительное соглашение о поставках газа в Китай на один из самых прожорливых рынков энергоресурсов в мире, для чего потребуется построить относительно короткий газопровод.
"Мы считаем, что закон на этот счет хорош и сформулировано в нем все четко, поясняет Тиллерсон. Но главный вопрос в том, сможем ли мы получить все необходимые разрешения на экспорт?".
Министр энергетики Христенко говорит, что покупателей для газа хочет выбирать Россия. Запасы газа, которыми располагает Россия, обеспечивают ей колоссальный геополитический престиж. Недавно власти предоставили монопольное право на экспорт газа "Газпрому". Хотя в этом постановлении для проекта "Сахалин-1" сделано исключение, российские чиновники утверждают, что на строительство Exxon газопровода до Китая это разрешение не распространяется.
Руководство Exxon поначалу надеялось начать экспорт газа в Азию в будущем году. Но покамест переговоры между Exxon и российскими властями продолжаются, а для добычи газа почти ничего не делается. Большую часть газа закачивают назад под землю.
Руководство "Роснефти" предлагает сжижать газ и транспортировать его на танкерах, чтобы расширить круг потенциальных потребителей. Exxon расценивает этот вариант как слишком дорогостоящий.
Но нынешний губернатор Сахалина Иван Малахов полагает, что Exxon должна знакомить россиян со всеми потенциальными вариантами, а не только с тем, который предпочитает сама компания.
"Если вы нам говорите, что эта девушка самая красивая, покажите нам фотографии других мы же их не видели, сказал он в интервью одной из российских газет в начале этого года. Пока мы видели только одну девушку".
Статья о спорте получена: InoPressa.ru