Приобретение аксессуаров зависит от ваших потребностей и области применения велосипеда. Конечно, запросы и предпочтения у всех разные, но помните, что не стоит увешивать велосипед, как новогоднюю елку. Это и лишние затраты, и лишний вес, и полное отсутствие гарантии, что с Вашего надёжно пристёгнутого у магазина велосипеда не снимут всю эту дорогую амуницию, пока Вы стоите в очереди.
Устанавливайте на велосипед не самое красивое и вычурное, а самое необходимое и практичное!
Первое, о чём Вам нужно позаботиться при подборе аксессуаров, - это оборудование для безопасности. Большинство серьёзных травм на велосипеде включает травмы головы, которых можно избежать, пользуясь шлемом. И опять-таки: выбирая в магазине шлем, руководствуйтесь не соображениями моды и красоты (Вы не шляпу пришли покупать), а удобством. Шлем должен хорошо "сидеть" на голове и быть правильно затянутым, чтобы выполнять свою настоящую функцию. Попросите консультанта помочь Вам с подборкой и настройкой шлема. Наличие шлема на голове должно стать обязательным правилом для Вас, даже если Вы решили неспешно покататься по ровной дороге! Надёжно застёгивайте пряжку на подбородке во время езды.
Фара необходима для освещения дороги и обозначения велосипеда при езде в темное время суток. Фары с питанием от генератора уже стали редкостью. Современные фары обычно питаются от батарей или аккумуляторов, расположенных в корпусе фары, что в сочетании с быстросъемным креплением позволяет использовать их и в качестве переносного фонаря. Освещение дороги такими фарами приемлемое, но маленькое время работы, порядка 3 часов на одном комплекте батарей при мощности галогенной лампы в 2-3 Вт, заметно ограничивает их возможности. Существуют фары с выносными аккумуляторами большой емкости, которые обычно крепятся во флягодержателе или в специальной сумочке на раме. Большой вес аккумулятора (0.5 - 1.5 кг) компенсируется большим временем работы и значительно лучшим освещением дороги. В последние годы на рынке появилось большое количество фар на сверхярких светодиодах. Световой поток от 3-7 светодиодов меньше, чем от галогенной лампы, но продолжительность работы в несколько десятков часов от одного комплекта батарей компенсирует этот недостаток. Существуют и комбинированные фары.
Если Вы ездите в тёмное время суток, то Ваш велосипед также должен быть оборудован фонарями, чтобы Вы могли видеть дорогу и чтобы другие участники движения видели Вас. По Правилам Дорожного Движения велосипед, как и все другие транспортные средства, в тёмное время суток должен быть освещен белым фонарём спереди и красным сзади. Кстати, светоотражатели, установленные на Вашем велосипеде, не заменят Вам фонарей!
Любой вид катания, а особенно езда по бездорожью, предполагает наличие в воздухе пыли и грязи, а также насекомых, поэтому желательно всегда кататься в защитных очках - тёмных в солнечную погоду и прозрачных в пасмурную. Большинство велосипедных магазинов имеет в продаже защитные очки, некоторые модели которых оснащены сменными линзами.
Крылья пригодятся для защиты Вашего велосипеда от летящей из-под колес грязи и воды. Учитывая климат средней полосы, крылья необходимы практически на любых велосипедах, кроме специализированных. Крылья встречаются нескольких видов: относительно короткие быстросъемные пластиковые крылья с креплением на раму или на подседельный штырь, а также более длинные и хорошо охватывающие колесо металлопластиковые или металлические стационарные крылья. Короткие крылья обычно устанавливаются на горные велосипеды, реже на гибридные и шоссейные. Они удобны тем, что их можно быстро снять с велосипеда без использования ключей, они практически не ломаются и имеют малый вес. Главный их недостаток - низкая защита от грязи: от колес отсекается лишь основной ее поток. Длинные стационарные крылья защищают много лучше, но обычно имеют маленькие грязевые просветы. Поэтому они больше подходят для дорожного применения на гибридных, городских и других велосипедах, включая и горные.
Если Вы планируете проводить со своим велосипедом много времени, Вам стоит растратиться на такую полезную вещь, как велокомпьютер. Он незаменим для оценки различных данных о движении велосипеда: от текущей скорости и дневного пробега до интервалов обслуживания.
Рога, которые часто устанавливают на велосипедах, выполняют сразу несколько функций. При длительном движении они позволяют, меняя хват руля, отдыхать мышцам рук, изменять наклон туловища. Рога удобны для более широкого хвата при силовом педалировании в гору. При падениях они защищают руки от повреждений. Рога лучше всего устанавливать на горные велосипеды и гибриды с прямым рулем.
Если вы не любите ездить с грузом в заплечном рюкзаке, но время от времени вам необходимо что-то перевозить, то вам пригодится багажник. Большинство багажников устанавливаются на верхние перья заднего треугольника рамы велосипеда. Такие багажники, в зависимости от исполнения, позволяют перевозить от 10 до 50 кг груза. Самые дешевые багажники выполнены из стального прутка, но они либо очень тяжелые, либо совсем недолговечные. Багажники из алюминиевых трубок заметно прочнее и легче. Однако помните, что при плохом креплении багажника к велосипеду он достаточно быстро может потрескаться от действия циклических нагрузок.
Замок с тросом или цепью может пригодиться, если вы планируете на короткое время оставлять велосипед без присмотра. Так как большая часть современных велосипедов комплектуется колесами с эксцентриковыми механизмами, следует приобретать замок с тросом или цепью такой длины, чтобы она позволяла охватывать не только раму велосипеда, но и колеса. Тем не менее помните, что любой велосипедный замок и цепь не очень прочны, и желательно не оставлять велосипед надолго в сомнительных местах.
Велосипедная фляга и держатель для неё пригодятся Вам в том случае, если Вы планируете длительные поездки. Их удобно использовать для питья на ходу. Впрочем, часто бывает вполне достаточно только флягодержателя, в который можно ставить различные пластиковые бутылки.
Насос необходим для поддержания заданного давления в шинах, без него Вы никак не обойдётесь. Существуют как стационарные насосы, так и переносные. Первыми удобнее пользоваться дома, вторые компактны, их можно возить с собой. Многие насосы крепятся на раме. Большинство насосов универсальные. Две головки или переворачиваемый вкладыш позволяют накачивать шины как с автомобильными ниппелями, так и со спортивными. Велосипедные уже стали редкостью.
Велоаптечка необходима для устранения мелких неисправностей. В нее входит клей с заплатками или самоклеющиеся заплатки для ремонта камер. Также она может включать 2 или 3 пластиковые лопатки для облегчения бортировки/разбортировки шин. Необходим и набор ключей, обычно шестигранников на 2-6 мм. Часто он выполнен в виде складного ножа и содержит не только шестигранники, но и крестовую и плоскую отвертки и лезвие ножа.
На наш взгляд, с собой стоит возить еще и запасную камеру, которая ускорит вам ремонт шины в полевых условиях. Если вы часто наезжаете на битое стекло и проволоку, то для снижения вероятности проколов стоит установить специальную защитную ленту для камер или приобретать шины с такой лентой.
Зеркало заднего вида может пригодиться при езде по городу или по шоссе. Современные зеркала обычно крепятся в торец руля и имеют гибкую ножку для легкой регулировки и складывания при ударах.
Удачных Вам покупок и счастливой дороги!