Пессимисты и оптимисты встречают зиму по-разному. Первые, ворча, кутаются в теплые пледы, ежатся у камина и с горечью вспоминают летний активный отдых. Вторые – ничуть не унывают. Они собирают компанию хороших друзей, облачаются в удобные костюмы – и вперед: в леса, поля. Но не пешком и даже не на лыжах.
Зимние прогулки гораздо приятнее совершать, оседлав мощный и удобный в обращении снегоход.
Современный снегоход – это, образно говоря, мотоцикл, у которого вместо колес широкая резиновая гусеница, впереди – пара лыжных полозьев, управляемых с помощью руля, а в качестве корпуса симпатичный пластиковый обвес. Под пластиком «прячутся» мотор, блок управления снегоходом, который не только отслеживает параметры работы узлов и агрегатов, но и хранит всю необходимую техническую информацию с момента начала эксплуатации, а также иные жизненно необходимые детали (перечислять все нет смысла).
Откуда есть пошли снегоходы…
Передвигаться по снегу люди научились очень давно, а вот первые попытки механизировать этот процесс предприняли лишь в начале прошлого века. Так, в 1915 году на льду Невы у Зимнего дворца состоялись испытания «Руссо-Балта» (автомобилисты хорошо знают эту старинную марку) с полугусеничным ходом. К сожалению, в дореволюционной России «сани с мотором» не прижились. А вот зарубежные изобретатели оказались более удачливыми. В 1958 году канадец Жозеф-Арман Бомбардье не только изготовил, но и запустил в промышленное производство гусеничный «снегомобиль». Машина стала настолько популярной, что вслед за иностранными экстремалами ее стали осваивать и наши любители прокатиться с ветерком.
Сегодня снегоходы являются неотъемлемой составляющей зимнего отдыха в России. Многочисленные пансионаты и лесные отели все чаще предлагают разнообразить программу пребывания катанием на снегоходах. Немало находится желающих иметь личный снегомобиль. Им, собственно, в первую очередь и адресована эта статья.
Снегоход на чаше весов
Прежде чем рассказать о том, какие бывают снегоходы и как ими пользоваться, не помешает взвесить все «за» и «против» подобного приобретения. Ведь поразмыслив, кто-то, возможно, решит, что ему больше подходит спокойная прогулка на лыжах.
Скажем сразу: снегоход – не игрушка, а машина, требующая серьезного отношения. Если вы предполагаете хорошенько попировать с приятелями, а потом, будучи навеселе, поразить их чудесами высшего пилотажа, со всей ответственностью заявляем: это может плохо кончиться.
Но даже на трезвую голову управление снегоходом требует внимания. Не секрет, что при организованном снежном сафари на маршруте всегда есть инструктор, который показывает путь или даже прокладывает дорогу и следит за соблюдением правил безопасности. Когда вы катаетесь в одиночку, отвечать за каждое действие приходится самому. А значит, есть шанс заблудиться и надолго застрять в «белоснежной целине». Поэтому специалисты советуют не стремиться к подвигам. Лучше кататься компанией, тем более что вместе веселее.
Кстати, если в загородной поездке участвует несколько снегоходов, ответственность за безопасность колонны всегда возлагается на того, кто впереди. Заметив опасность (снежный завал, резкий спуск, треснувший лед и т. д.), «лидер» должен поднять вверх руку. Это общепринятый у опытных «снегоходцев» сигнал к торможению.
Таким образом, получается, что единственное противопоказание к покупке снегохода – ветер в голове. Но с такими «сквозняками» и автомобиль покупать не стоит. Мало ли куда можно
въехать в современных каменных джунглях?
Ну а теперь о плюсах. Снегоход – машина необыкновенная. Она с легкостью пройдет там, куда джипу и соваться не следует. Кроме того, ощущения от полета на «железном коне» по бескрайним снежным просторам никогда не сравнятся с тряской в салоне даже самого мощного и проходимого авто. А главное – вам будет что вспомнить! Одно дело – окружить себя негой и комфортом и тихо радоваться собственному благополучию, и совсем другое – жить, что называется, на полную катушку, вдыхая воздух полной грудью, чувствуя, как щекочет под ложечкой, и получая море удовольствия от покорения очередных вершин (не обязательно горных).
Выбор по интересам
Надеемся, мы сумели убедить наших читателей в том, что снегоход – очень полезное приобретение. А теперь несколько слов о том, какими бывают эти машины.
Что касается «лошадок», то их мы рассматривать не будем. Ведь тема статьи – зимний отдых, а не работа на морозе. Поэтому обратимся к туристическим и спортивным моделям.
Снегоходы туристического класса предназначены для любителей активной езды с максимальным комфортом. Их объединяет хорошая проходимость, скорость, высокий уровень оснащенности и практичность. Такие модели идеально подходят для дальних поездок в компании друзей, семейного катания и просто прогулок «с ветерком».
Спортивные модели отличаются от других видов снегоходов в первую очередь более мощным двигателем. Подвеска этих машин жесткая и энергоемкая, что дает возможность развивать высокие скорости (до 190 км/ч), совершать прыжки и делать резкие развороты. Но учтите: подобный стиль езды требует специальной подготовки и хорошо знакомой, а лучше специально подготовленной трассы. Кроме того, спортивные снегоходы не отягощены электростартером и задним ходом (опции). На них очень тяжело пробиваться в лесу, да и вообще ехать по глубокому снегу.
Снегоходная автошкола
Пользоваться снегоходом несложно. Однако, в отличие от автомобилистов, которые постигают азы вождения в автошколах, владельцы «снеговых машин» зачастую вынуждены учиться ездить методом проб и ошибок. Чтобы свести возможные неудачи к минимуму, стоит обратиться к советам бывалых «снегопроходцев».
По мнению специалистов, первым делом следует освоить работу ручного стартера. Хотя большинство современных моделей снабжено электростартером, не стоит игнорировать старый добрый «пускач». Возможно, именно он избавит вас от необходимости торчать целую ночь в лесу. Не стоит дергать «веревочку» со всего маху – так можно запросто покалечить зубчатку, на которую она наматывается, либо вообще вырвать шнур с корнем. Действовать нужно плавно и без нервов. Прежде чем трогаться с места, необходимо раскачать снегоход, дабы освободить гусеницу от налипшего снега и льда.
Не менее важно и научиться обращаться с задней передачей (конечно, если на вашем снегоходе таковая имеется). Редуктор, отвечающий за направление движения гусеницы, вещь хрупкая, а главное – дорогостоящая. «Воткнув» передачу на холостых оборотах, сначала убедитесь, что она включилась, – слегка поддайте газу. И не выжимайте гашетку до упора: лыжи немедленно зароются в снег. Пятьтесь степенно, с чувством собственного достоинства.
Еще одно «золотое правило» эксплуатации снегохода – заливать масло, предусмотренное заводом-изготовителем, и всегда иметь при себе набор ключей, запасные ремень вариатора и свечи зажигания.
Ну? а в остальном – читайте инструкцию и пробуйте, пробуйте, пробуйте. Только первые опыты желательно проводить не на середине замерзшей реки и даже не в лесу, а где-нибудь недалеко от дома. Пусть лучше над вами смеются соседи, чем серые волки.
Небезопасный экстрим
Кто-то покупает снегоход, чтобы аккуратно и степенно бороздить загородные просторы. А кто-то, напротив, мечтает о настоящем экстриме. Если вы относите себя к последней категории, запомните раз и навсегда: снег бывает мягким только на пешеходной скорости. Когда вы идете сотню, а тем более 150 км/ч, он превращается в настоящий асфальт, который может жестоко наказать зарвавшегося наездника. При катании по озеру или реке жизненно важно объезжать места, где проступает вода, а если избежать «засады» не удалось, нужно ехать не останавливаясь, без резких движений рычагом газа и уж тем более не трогать тормоз.
Вообще, при должной сноровке на снегоходе можно проехать и по воде, не покрытой льдом.
В зависимости от назначения снегоходы обычно подразделяют на три основные категории: рабочие (утилитарные), туристические и спортивные.
Некоторые асы даже соревнуются в подобных рискованных маневрах. Но водная поверхность должна быть идеально ровной: малейшая волна – и машину подбросит, гусеница потеряет контакт с «трассой», движение замедлится и… сами понимаете. Снегоход пойдет ко дну и в случае неожиданного возникновения перебоев с двигателем, и когда он заглохнет. Словом, не надо искушать судьбу. Снегоход – он на то и снегоход, чтобы ездить по снегу, а не по воде.
Нет предела совершенству
Производством снегоходов сегодня занимается не так много фирм. Возможно, поэтому у владельцев снегомобилей частенько возникает желание усовершенствовать свою машину. Или, говоря модным нынче языком, тюнинговать ее.
С «боевой раскраской» все более или менее понятно. Пластиковый корпус снегохода является не менее удачным «холстом», чем, скажем, кузов автомобиля или борт катера. Поэтому рисовать на нем можно все, что душе заблагорассудится. Доводка технических качеств снегохода, напротив, требует некоторых замечаний.
Добиться желаемого на снегоходе со стандартным 800-кубовым мотором можно самым что ни на есть простым способом – заменой лепестковых клапанов между карбюратором и собственно двигателем (не будем пускаться в технические дебри, подробности вы всегда можете узнать в тюнинговых ателье).
В снегоходном тюнинге наиважнейшую роль играют не столько «лошади», сколько момент ускорения – своеобразный выстрел с места. От стандартной машины даже при супертюнинге не получить максимальной скорости: она будет такой же, как у серийного снегохода. Зато на «низах», требуемых на старте или при выходе из поворота, тюнингованный двигатель обязательно скажет свое веское слово.
Ну вот мы и познакомились с современными снегоходами. Осталось пожелать вам настоящей русской зимы (в слякоть снегоход не выгонишь!), и… будьте аккуратнее на дорогах. И, разумеется, там, где дорог нет.
Статья получена: www.Zagorod.spb.ru