История города начинается с 1625 году, когда на острове Манхэттен появилось постоянное голландское поселение Нью-Амстердам. В 1664 году англичане захватили Нью-Амстердам и переименовали его в Нью-Йорк в честь брата английского короля Карла II - герцога Йоркского. В 1784 году Нью-Йорк на пять лет стал столицей нового государства - Соединенных Штатов Америки.
Сейчас Нью-Йорк является крупнейшим городом страны и ее экономической столицей. Население города (вместе с пригородами) составляет около 20 млн.
жителей, а площадь, занимаемая городом, превышает 10 тыс. км2. Нью-Йорк расположен в устье реки Гудзон и разделен протоками на пять больших районов. Наименьшим из пяти районов Нью-Йорка, но наиболее популярном у туристов является Манхэттен - деловой центр города, где сосредоточены правления крупнейших фирм, банков, страховых обществ и т.д.
Нью-йоркская архитектура развивалась медленно и постепенно, каждый период в развитии города был ознаменован строительством весьма оригинальных зданий. И теперь (по подсчетам специалистов) в Нью-Йорке имеется около 800 построек, представляющих интерес, как с исторической, так и с архитектурной точек зрения. Но наиболее необычны и привлекательны для туристов, конечно же, нью-йоркские небоскребы.
Первым небоскребом американские историки называют снесенный в 1912 году Эквитейбл-Билдинг, построенный на Бродвее в 1868-1870 годах. Здание имело всего пять этажей, однако объединенные возможности каркаса и лифта сделали его вдвое выше, чем обычные пятиэтажки. В 1873-1875 гг. над Манхэттеном поднялось здание железнодорожной компании "Вестерн Юнион", которое имело уже 10 этажей и чей шпиль достигал 78-метровой высоты.
В начале 20 века население города стало быстро расти, стоимость земельных участков поднялась и этажность зданий начала резко увеличиваться. С появлением стальных конструкций и скоростных лифтов началась эра небоскребов. Однако поначалу технологические новшества не привели к появлению нового архитектурного стиля – здания украшались карнизами, пилястрами, шпилями и содержали в своей отделке элементы романского, готического и т.д. стилей. Нагромождаясь на тесном пятачке делового центра, небоскребы отнимали свет и воздух у городских пространств, а их пышные украшения подчас неоткуда было наблюдать. Лучшими примерами нового стиля служат появившиеся в 1930-е годы Крайслер-Билдинг, RGA и Эмпайр-Стейт-Билдинг.
С высоты смотровой площадки на 82 этаже Эмпайр-Стейт-Билдинг открывается прекрасный вид на город, особенно впечатляющий вечером, когда зажигаются огни неоновой рекламы. Это 102-этажное здание является третьим по высоте в стране (высота здания - 1250 футов и вместе с антенной - 1453 фута) после Scans Roebuck (Чикаго) и двух башен Всемирного торгового центра. В здании работают около 50 тыс. человек, его обслуживают 73 лифта.
Весьма примечательное здание Крайслер-Билдинг легко узнать по своеобразной крыше, выполненной в виде стоящих друг на друге металлических арок.
Ну, а самые знаменитые небоскребы Нью-Йорка - это построенные в 1970 году "близнецы" Всемирного торгового центра, каждый из которых поднимается ввысь на 107 этажей.
Данный текст писался еще до трагических событий 11 сентября 2001 года, когда небоскребы-близнецы Всемирного торгового центра обрушились в результате террористического акта: в них врезались самолеты, управляемые террористами-камикадзе. После этого облик Нью-Йорка непоправимо изменился, но Контора Кука решила оставить на сайте фотографии башен-близнецов, поскольку они вошли в историю не только как выдающиеся произведения современной архитектуры, но и как символ одной из самых страшных трагедий нашего времени.
Самое же известное сооружение Нью-Йорка да и, пожалуй, всей страны - статуя Свободы, расположенная на островке у входа в нью-йоркскою бухту. Открытие этого памятника состоялось 28 октября 1886 года.
Идея создания статуи Свободы родилась в 1865 году у группы французов, сформировавших под руководством академика Эдуарда де Лабулайе демократический кружок, члены которого жили в надежде на конец империи и утверждение французской республики. Статуей Свободы французы хотели выразить восхищение великой республикой по ту сторону Атлантики.
За выполнение проекта взялся молодой скульптор Фредерик-Огюст Бартольди. Его статуя Свободы была вдохновлена знаменитой картиной Делакруа "Свобода, ведущая народ на баррикады". Во время поездки в Америку Бартольди обращает внимание на остров Бедлоу в нью-йоркской гавани как на наиболее удачное место для будущего монумента. Однако при этом необходимо было позаботится о дополнительной прочности статуи (т.к. остров часто подвергается ураганным ветрам) и Бертольди обращается за помощью к французскому инженеру Гюставу Эйфелю, будущему создателю знаменитой башни в Париже. В сентябре 1875 года была начата компания по сбору средств – во французских газетах был опубликован призыв отметить столетие американской независимости и здесь впервые стало фигурировать официальное название памятника: "Свобода, освещающая мир".
Статуя была собрана в Париже и в течение трех месяцев парижане могли ее осматривать, а 4 июля 1884 года она была официально преподнесена американскому послу, после чего разобрана и отправлена в Америку. Статуя весом более 200 тонн представляет собой увенчанную короной женскую фигуру. В левой руке Свобода держит некое подобие книги с высеченными на ней двумя датами – 4 июля 1776 года - день принятия Декларации Независимости и 14 июля 1789 года – день взятия Бастилии. Высота самой статуи – 46 метров, постамента – 47 метров. Внутри цоколя находится Музей заселения Америки, открытый в 1972 году и рассказывающий о истории заселения страны – от индейцев до массовых потоков переселенцев начала 20 века. Остров Бедлоу в 1956 году переименовали в остров Свободы.
Среди других достопримечательностей Нью-Йорка необходимо отметить грандиозный Бруклинский мост, соединяющий Манхэттен с Лонг-Айлендом. Яркий и сияющий Бродвей с его многочисленными театрами, ресторанами и ночными клубами. Рокфеллеровский центр, объединяющий несколько ресторанов, магазинов, театров. Здание ООН, несколько чудесных церквей, чудом сохранившихся среди бетонных многоэтажных громадин. Музей современного искусства с собранием современной живописи, скульптуры, архитектуры, промышленного дизайна, фотографии. Музей Фрика - собрание картин европейских мастеров XIV-XIX столетий. Музей Соломона Гуггенхейма с богатейшим собранием произведений абстракционизма. Музей естественной истории. И, конечно же, музей Метрополитен.
"Национальная сокровищница! Национальная гордость" – так отзываются о нем американцы. И действительно, Музей изобразительных искусств из всех нью-йоркских музеев является самым грандиозным и по собранию коллекций, и по занимаемой площади. Идея создания музея родилась 13 апреля 1870 года, когда группа нью-йоркцев обратилась к властям с предложением открыть музей Метрополитен – "столичный", а уже в 1902 году музей обитал в собственном здании.
В отличие от европейских музеев, складывавшихся из коллекций монархов и государственных собраний, Метрополитен формировался в основном за счет отдельных дарителей или по завещанию американских миллионеров. Например, в 1917 году в музей поступила коллекция промышленника Дж.П. Моргана, состоящая из более чем 5500 предметов. Сейчас обширная коллекция музея включает многочисленные предметы искусства, живописи и скульптуры, охватывающие почти пять тысячелетий истории и цивилизации Египта, Вавилона, Ассирии, Греции, Рима, Ближнего и Дальнего Востока, Европы.