Материалы рубрики готовятся редакцией «Вокруг света» совместно с Центром Всемирного наследия, Париж.
Актом высокого международного признания исторической и художественной ценности архитектурных шедевров Московского Кремля и Красной площади явилось их включение в 1990 году в Список памятников Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Московский Кремль — символ Москвы, символ России... Сама история распорядилась так, что некогда рядовое славянское поселение, расположенное в лесной глуши Владимирского княжества, превратилось со временем в столицу крупнейшего государства...
Первое документальное свидетельство о Москве относится к 1147 году, времени княжения сына Владимира Мономаха — Юрия Долгорукого.
При князе Дмитрии Донском были возведены белокаменные стены и башни Кремля. В 1485 — 1495 годах Кремль основательно перестраивается. Именно в эти годы он стал красно-кирпичным, приобрел нынешний свой облик и достиг современных размеров.
Кремль занимает площадь почти 28 гектаров. По всему периметру Кремля — 18 встроенных в крепостные стены башен, одна выносная — Кутафья и одна небольшая настенная — Царская. Самая известная среди других — Спасская башня, она издавна была главными воротами Кремля, имеет 10 этажей и высоту 71 метр. Кремлевские куранты помещаются в шатровом завершении Спасской башни.
На территории Кремля находятся также такие уникальные культурные объекты, как Большой Кремлевский дворец. Сенат, колокольня «Иван Великий», Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы...
Оружейная палата, расположенная у Боровицких ворот, — старейший российский музей-сокровищница. Здесь представлено более 4000 экспонатов, в том числе царские троны. А неподалеку стоит Царь-пушка — шедевр русского оружейного мастерства, ее вес 40 тонн, длина более 5 метров. Царь-колокол — самый большой в мире. Его высота — 6 метров, и весит он 200 тонн.
В Кремле всегда многолюдно. Посетители восхищаются непреходящей красотой архитектурных шедевров, олицетворяющих историю и культуру России.
1 Кутафья башня (вход в Кремль) | 26 Церковь Двенадцати апостолов |
Много веков стоит Кремль на высоком Боровицком холме, у самой Москвы-реки. Казалось бы, все тайны его должны быть давно известны людям, которые заняты изучением этого уникального памятника, получившего в наши дни статус Государственного историко-культурного музея-заповедника. И тем не менее чуть ли не каждый день приносит археологам, искусствоведам, архитекторам, реставраторам новые открытия. Вот некоторые из них.
...Недавно в Кремле нашли уникальные вещи из княжеской казны, датированные XII веком. Они лежали под пятиметровым слоем земли в деревянном сундуке с медными ручками. Вероятно, их спрятали в страшные дни зимы 1237 года, когда небольшую еще Москву в течение трех дней осаждали орды хана Батыя. В то время княжил Владимир Юрьевич, внук Всеволода Большое Гнездо, глава одного из самых крупных государств Европы XII — XIII веков — обширного Владимиро-Суздальского княжества. Судя по всему, Владимиру выделили долю семейных сокровищ, когда он отправился на княжение в Москву.
Вещи, входящие в клад, великолепны и разнообразны. Это колты — крупные подвески в виде шестилучных звезд, покрытые мельчайшей зернью, височные кольца с ажурными бусинами, медальоны с изображением архангелов и процветших крестов, позолоченные нашивные бляшки для украшения одежды... А также золотой перстень восточной работы с арабской надписью: «Слава и успех, и власть, и счастье, и украшение владельцу сего». Это второе золотое изделие, найденное за всю историю археологических раскопок в Кремле. Среди шейных украшений оказались и полые подвески в виде жуков, орнаментированные полусферами, зернью и сканой проволокой. Похожие были найдены на территории Швеции, относятся они к эпохе викингов и датируются XI веком. На Руси такие подвески обнаружены впервые. Как они оказались в Московском Кремле?! Загадок немало.
Историков давно занимал вопрос: почему среди кремлевских церквей нахолился храм Козьмы и Демьяна — покровителей кузнецов. В ходе раскопок неподалеку от него, в самом Кремле, нашли многочисленные свидетельства работы с металлом, остатки сгоревшей при пожаре кузницы XV века, куски криц, обломки тиглей.
Кремлевская цитадель, как и лучшие средневековые крепости Европы, была богата наземными и подземными тайниками. Существовали ходы для вылазок и тайного забора воды, для сообщений между зданиями Кремля; имелись подземные палаты — пыточные, для хранения казны и оружия, палаты-тюрьмы. От подкопов оберегались слухами, то есть камерами с вмурованными в стены и своды слуховыми трубками, предназначенными для прослушивания. Слухами назывались и подземные галереи, проложенные перед крепостной стеной, их использовали при осадах, чтобы не допустить подкопов противника.
Подземные проходы вели и к приемной зале русских государынь. Очевидец XVI века, греческий епископ Арсений Елассонский писал о царицыной палате: «Чистейшим золотом сияла вся сферообразная храмина, и по хитрому устроению художника звонко отзывались в ней тихие слова. (При исследовании палаты на своде были обнаружены хорошо сохранившиеся, поставленные тесно друг к другу горшки, скрепленные кирпичной крошкой на извести.) Древние мастера часто использовали полые керамические горшки в кладке стен храмов для усиления звука в помещении.
Свод был облит золотом и украшен драгоценными изображениями. На стенах — удивительная стенопись с изображением деяний святых».
Сегодня тронная зала русских цариц соответствует живописному рассказу о ней епископа: реставрация уникального памятника, начатая в 80-х годах, завершена.
...Интересна судьба некрополя Вознесенского собора. В нем обычно захоранивали царственных особ женского пола и великих княгинь. Несмотря на неоднократные попытки засыпать или уничтожить некрополь, его удалось спасти и перенести все в Подвальную палату Архангельского собора. В последние годы началось активное изучение захоронений, и открытия не заставили себя ждать.
По останкам Софьи Палеолог эксперты-криминалисты сумели восстановить ее скульптурный портрет. Теперь мы можем видеть: Софья Палеолог, вторая жена Ивана III, византийская принцесса, приехавшая в Россию в 1472 году, была женщиной необычной красоты, с точеными чертами лица, волнистыми волосами, на которую поразительно похож Иван Грозный. И это неудивительно, ведь она являлась его родной бабушкой. Сейчас кропотливо воссоздается портрет матери Ивана Грозного. Одновременно работники музеев Кремля начали поистине «криминалистическое расследование» — кто из знаменитых женщин был отравлен? Путем сложных исследований сохранившихся останков определили: Анастасия Романова, первая жена Ивана Грозного, — одна из жертв подобного деяния.
В Кремле не прекращается работа по возрождению старинных символов и эмблем, бережно хранимых в исторической памяти народа.
Образ Святого Георгия Победоносца... Именно его считали владимирские, а затем и московские князья своим покровителем и заступником. Святой Георгий-воин почитался небесным покровителем основателя Москвы Юрия Долгорукого. Скульптурное изображение Георгия Победоносца работы скульптора Василия Ермолина украшало фасад Спасской башни Кремля. В 30-х годах нашего века оно было варварски разбито. И только в наши дни восстановлено.
Вновь в Кремлевских соборах совершаются торжественные богослужения. Наконец-то мы услышали разноголосье кремлевских колоколов...
Прежде в Москве многие узнавали их по голосам, а запевалой при всех звонах — праздничных и заупокойных — неизменно выступал Успенский колокол в Кремле. Сегодня вновь зазвучали все 22 кремлевских колокола. Некоторые из них в прошлом были подарены частными лицами, о чем свидетельствуют надписи. Это относительно небольшие колокола, ведь отливка была делом дорогостоящим из-за высокой цены на медь, да и за работу мастера брали «с пуда».
Многое еще предстоит открыть работникам Кремлевского музея-заповедника. Открыть, исследовать и восстановить.
Чтобы каждый пришедший сюда мог вслед за Лермонтовым воскликнуть: «...Что сравнить с этим Кремлем, который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки?..
...Ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его темных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно. Надо видеть, видеть... надо чувствовать все, что они говорят сердцу и воображению!»