Шамбор на Луаре известен на весь мир своей красотой и величием, разительно отличающими этот замок от других суровых средневековых сооружений. Но меня привлекли не его круглые башни, винтовые лестницы и белокаменные кружева, а всего лишь одна деталь. Надпись на камне. Среди нацарапанных чем-то острым «автографов» современных вандалов я увидел на стене глубокие канавки полуистертых букв — «Де Буйон 1648». На секунду мне показалось, что век трех мушкетеров стоит со мной рядом.
Явственно услышал звон шпор поднимающихся по лестнице мятежных сеньоров, до меня донеслись слова команд и перекличка часовых, вооруженных мушкетами и длинными шпагами... Но нет, в коридоре было тихо, я просто на миг вспомнил прочитанное однажды в юности.
«Дворцом рыцарей и фей» называл сказочный Шамбор Виктор Гюго. «Кажется, — писал Альфред де Виньи о Шамборе, — что благодаря чудесной лампе гений востока извлек его из «Тысячи и одной ночи» и, похитив у солнечных краев, перенес его сюда, в края тумана».
Мне далеко до того, чтобы выражаться так, как мой любимый французский писатель. Поэтому скажу о Шамборе только то, что позволит оценить его значение как памятника ушедшей эпохи. Замок был заложен в 1519 году по приказу короля Франциска I, который вошел в историю не только как король-рыцарь, но и как покровитель искусств. Благодаря ему во Франции оказались лучшие творения итальянского ренессанса, повлиявшие на французское искусство и сделавшие его более полнокровным и жизнеутверждающим.
Шамбор — это королевский охотничий дом, который Франциск I повелел возвести в лесах Солони, славившихся своей дичью. Находившийся на месте Шамбора небольшой укрепленный замок был снесен, а на его месте стали возводить сооружение, больше напоминающее дворец. Впрочем, Шамбор строился как и другие средневековые замки: в центре донжон — высокая башня, по бокам — боковые башни. Но во всем чувствуется размах, несопоставимый с цитаделями предшествующего времени.
Под руками известных и безвестных мастеров камень превратился в тончайшие кружева. В затейливом узоре переплелись тонкие колонны и шпили, пилястры и ниши, каменные раковины, башенки, перила. Во дворце 440 комнат, 365 каминов, 74 лестницы. Над созданием этого шедевра трудились лучшие французские и итальянские зодчие того времени: Доменико да Кортона, Сур-до, Неве и великий Леонардо да Винчи.
Строительство Шамбора завершилось лишь в 1546 году, и потому Франциску I не довелось жить в этом замке. Однако и недостроенный, при жизни короля, замок не мог не восхищать современников. Ведь в 1539 году Франциск I, принимая Карла V, могущественного императора Священной Римской империи, не удержался от соблазна и повез гостя на берег Луары. «Сосредоточие искусства рук человеческих» — так отозвался восхищенный коронованный гость о Шамборе.
Замок на Луаре видел на протяжении последующих столетий множество владельцев и самых разнообразных посетителей. В его окрестностях любили охотиться Франциск II, Карл IX и Людовик XIII. В этих стенах Жан-Батист Мольер поставил для Людовика XIV свои знаменитые комедии «Мещанин во дворянстве» и «Господин де Пурсоньяк». «Король-солнце» передал вскоре замок в распоряжение своего тестя Станислава Лещинского, а затем предоставил его знаменитому маршалу Морису Саксонскому, победителю в битве при Фонтенуа, той самой, в которой офицеры французской гвардии в момент, когда неприятель приблизился на дистанцию ружейного выстрела, вышли из рядов и приветствовали противника изысканным поклоном и любезно предложили открыть огонь первым.
В следующие столетия Шамбор неоднократно переходил из рук в руки, пока не был конфискован правительством Французской республики, так как его владелец Эли де Бурбон, потомок боковой ветви королевского дома Бурбонов, воевал в рядах австро-венгерской армии против Антанты.
Более пятидесяти лет в Шамборе ведутся реставрационные работы. Однако хорошо восстановлены только стены и наружное каменное убранство. Революции, нашествия врагов, гражданские войны и дворцовые перевороты основательно опустошили помещения замка. Его огромные залы и коридоры почти пусты, и любитель позднеготических доспехов или средневековой мебели может быть слегка разочарован. В замке, однако, есть несколько помещений сохранивших убранство XVIII — XIX веков. Но главное в Шамборе — архитектура и природа, которые слились в одно целое и не перестают покорять каждого, кто хотя бы раз видел замок в окружении заполненных водой рвов.
… Дерзкий Де Буйон, процарапавший автограф в королевских покоях, не выходит из моей памяти. Я уверен, в залах Шамбора бродит его призрак.
Пармиж — Шамбор
О. Соколов