Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Туризм и путешествия » Интересные места » История и искусства тантрического монастыря

 

История и искусства тантрического монастыря

 

 

«Гьюдмед», ярчайшая жемчужина в ожерелье монастырей древнего Тибета, был основан в 1433 году в столице Земли Снегов, Лхасе. Вот уже более 500 лет он остается одним из крупнейших буддийских университетов, где бережно хранятся и передаются от наставника к ученику сокровенные практики и священные искусства тибетского буддизма.

В 1419 году великий лама Цонкапа, чувствуя, что настало его время покинуть этот мир, спросил своих учеников, кто из них готов взять на себя заботы о его тантрических учениях. Хранителем тантр Цонкапы суждено было стать его ближайшему ученику Шерабу Сенге, которому лама передал свои священные реликвии: древний текст «Гухьясамаджа-тантры», маску защитника учения Каларупы, статую тантрического божества Гухьясамаджи, жезл, увенчанный черепом, и семь могущественных тханок с изображениями Гухьясамаджи, Ямантаки, Каларупы и Палден Лхамо. С каждой из этих реликвий была связана своя мистическая история.

загрузка...

 

 

Жезл и маска защитника Каларупы еще во времена Будды Шакьямуни были зарыты в землю его учеником Маудгалаяной, после чего были найдены Цонкапой в одной из его жизней. Тханки же обладали такой чудодейственной силой, что в дальнейшем хранились за печатью Далай-ламы и доставались лишь по особым случаям, когда требовалось вмешательство высших сил.

Все эти священные реликвии нуждались в особой опеке, и потому, чтобы сохранить их и обеспечить непрерывность передачи связанных с ними тантрических учений, Шераб Сенге воздвиг монастырь, который назвал «Гьюдмед» - тантрический университет нижнего Тибета.

Помимо жителей нижнего Тибета в «Гьюдмед» принимались буддисты из индийского Ладакха и Монголии, которые, пусть в небольшом количестве, учатся в монастыре и сегодня. Традиционно сангха монастыря состояла из 500 человек. Новичок, который хотел примкнуть к монастырю, должен был ждать, пока в монастыре освободится место. Оно освобождалось, только если кто-то из монахов удалялся в горы для уединенной практики. Но и в этом случае новичок, поступающий в монастырь, должен был пройти целый ряд многочасовых экзаменов на знание священных текстов.

В 1959 году начинается печальная страница в истории Тибета. Китайские коммунисты занимают Лхасу, 6000 монастырей, в том числе мощные университеты, сметены с лица земли, монахи и монахини подвергаются гонениям и преследованиям. В эти дни Далай-лама принимает решение покинуть Тибет, чтобы основать правительство в изгнании и из свободной Индии оказывать поддержку своему народу. 150 монахов из «Гьюдмеда» следуют за своим духовным лидером. С величайшим риском для жизни они переходят Гималаи, неся с собой семь чудодейственных тханок и священные тексты, по которым будет постигать учение Будды еще не одно поколение монахов. Найдя пристанище в Индии, они двенадцать лет живут в Далхаузи, вынужденные полагаться лишь на свои навыки и умения. Они ткут знаменитые тибетские ковры (в «Гьюдмеде» до сих пор есть мастерская по их производству), нанимаются за бесценок к индийцам, не брезгуя самой черной работой и мечтая, что однажды придет тот день, когда они смогут вновь вернуться в Тибет и продолжить практику драгоценного учения Будды.

Тогда, в Далхаузи, впервые за много лет, с позволения Его Святейшества, снимают печати с семи старинных тханок Цонкапы. Их выставляют на всеобщее обозрение – монахи и миряне горячо молятся за возрождение монастыря «Гьюдмед».

В 1972 году правительство Индии выделяет монахам участок земли на юге страны и они, с благословения Далай-ламы, берутся за возведение нового, маленького и скромного, монастыря «Гьюдмед» на территории поселения тибетских беженцев. Каждое утро они идут пешком по два три километра от южного городка Гурупура до места строительства и работают до темноты. Монахи также получают по небольшому наделу, который обрабатывают, не имея иных средств к существованию. Лишь иногда им удается улучить минутку, чтобы прямо здесь, в поле или на стройке, достать из-за пояса принесенный с собой из Тибета священный текст и погрузиться в его изучение. Они должны были учиться, чтобы не прервать драгоценную линию преемственности буддийских практик, чтобы потом передать свои знания юным монахам, которые появятся на свет здесь, в Индии, вдали от Страны Снегов.

Пожилым монахам, прибывшим в Индию «в первую волну», так и не удается приспособиться к изнурительному жаркому климату Карнатаки. Прожившим всю жизнь в высокогорном Тибете им не под силу противостоять беспощадным тропическим болезням. Те немногие, кому удалось дожить до сего дня, - самые уважаемые и почитаемые люди в монастыре, ведь если бы не они, великая многовековая традиция прервалась бы, как это случилось в Монголии и Бурятии. По вечерам можно наблюдать, как старички обходят храм по часовой стрелке, накапливая заслугу. Другие, кому уже тяжело двигаться, сидят на стульчиках возле храма и дают наставления своим ближайшим ученикам.
Храм у «Гьюдмеда» теперь новый просторный, возведенный на щедрые подношения японских спонсоров, но и он уже с трудом вмещает всех участников больших церемоний. Число монахов уже сравнялось с тем, что было в тибетском «Гьюдмеде» до 1959 года. Их уже больше 550, и каждый год из Тибета прибывают всё новые и новые беженцы, которым удается нелегально пересечь китайскую границу. Рискуя жизнью, они преодолевают Гималаи, чтобы попасть в Индию, где можно беспрепятственно исповедовать буддизм. Многие из них не умеют ни читать, ни писать по-тибетски и вынуждены примыкать к «младшим классам». Поэтому среди десятилетних маленьких монахов, изучающих тибетский язык и несложные тексты, нет-нет да и встретится двадцатилетний юноша, о котором с уважением шепчут: «Он только что из Тибета…»

Исторически «Гьюдмед» связан с тантрическим монастырем Его Святейшества Далай-ламы, «Намгьялом», а также с «Дрепунгом» и «Сера», где преподавание тантрических учений идет по канонам «Гьюдмеда». Другие монастыри придерживаются традиции «Гьюто», тантрического университета Верхнего Тибета. «Гьюто» и «Гьюдмед» - основные хранители тантры школы гелугпа, а потому учиться там большая честь.

Есть два способа поступить в монастырь «Гьюдмед». Во-первых, можно примкнуть к его сангхе в довольно раннем возрасте и связать с монастырем всю свою жизнь. В «Гьюдмеде» много маленьких монахов, которым по восемь – десять лет. Поскольку монастырь – это высшее учебное заведение, где, помимо философии и логики, изучаются методы достижения Просветления - состояния, в котором раскрываются все потенциальные возможности и преодолеваются любые препятствия, тибетские родители искренне радуются, когда их ребенок изъявляет желание учиться в монастыре. «Если ваш сын принимает монашеские обеты и верно хранит их всю свою жизнь, - говорит мама Лобсанга Церинга, - духовная заслуга всей семьи столь велика, словно она воздвигла большой монастырь или буддийскую ступу».

В монастырь «Гьюдмед» также принимают геше из трех основных монастырей школы гелугпа («Ганден», «Дрепунг» и «Сера»), где изучают, прежде всего, сутры и философию. Пройдя многолетний курс обучения в этих монастырях, геше могут поступить в «Гьюдмед» для углубленного изучения буддийской тантры.

Все геше, прошедшие годичный курс обучения в «Гьюдмеде», вносятся в особый список, из которого Далай-лама выбирает ответственного за дисциплину. Он следит за соблюдением дисциплины в храме во время церемоний и ритуалов и остается в этой должности три или шесть месяцев, в зависимости от времени года. Когда этот срок истекает, его заносят во второй список, который отвозят Далай-ламе для выбора младшего настоятеля монастыря. Этот список Далай-лама хранит в своей комнате, читает молитвы и старается увидеть пророческие сны, которые бы подсказали ему, кого надлежит назначить младшим настоятелем на ближайшие три года. Выбор этот должен быть безошибочным, поскольку по истечении трех лет, младший настоятель автоматически становится старшим настоятелем и, следовательно, принимает важнейшие решения о жизни монастыря в течение шести лет.

Далай-лама также участвует в выборе мастера пения. Его избирают не из числа геше, а из монашеской сангхи «Гьюдмеда», ведь у монастыря - свой собственный стиль пения «гюке», которым он отличается от остальных монастырей гелугпы и уж тем более других школ. Мастер пения остается во главе музыкальной традиции монастыря практически до конца жизни. Он уходит с этого поста, только когда возраст дает о себе знать. За сорок лет существования монастыря в изгнании мастер пения сменялся лишь однажды.

Технология выбора мастера пения проста - первые лица монастыря определяют три лучших голоса «Гьюдмеда» и отправляют список с тремя именами Далай-ламе для окончательного решения. Одного из трех лучших певцов монастыря Далай-лама назначает старшим мастером пения, второго младшим, и они чередуются в зависимости от сложности церемоний.

Далай-лама приезжает в «Гьюдмед» практически ежегодно, чаще всего в октябре. Однако трудно сказать это наверняка, потому что очень часто в ответ на просьбу монахов из других из монастырей дать поучения по какой-либо особой теме, он может проронить: «Хорошо, я дам эти поучения в монастыре «Гьюдмед». Тогда монахи из всех окрестных монастырей стекаются сюда, чтобы послушать наставления своего духовного лидера.


На протяжении года в монастыре «Гьюдмед» проводится множество тантрических церемоний, разных по продолжительности и сложности. Среди них, три длительных четырехдневных церемонии тантрических божеств: ритуал Ямантаки – в июне, Гухьясамаджи – в октябре и Чакрасамвары – в январе. Все они предполагают проведение огненных пудж во дворе монастыря и сооружение песочной мандалы – дворца божества, куда оно приглашается на время церемонии.


В монастыре также изучают построение трехмерных мандал. В одном из классов монастырской школы есть «разборный дворец», который монахи учатся собирать из отдельных деталей: стен, желобков, деревьев, исполняющих все желания. Наиболее умелым монахам, в совершенстве овладевшим искусством резьбы по дереву, доверяется создание объемных деревянных дворцов. В «Гьюдмеде» три таких дворца, они принадлежат тем тантрическим божествам, практики которых входят в основную программу обучения: Ямантаке, Чакрасамваре и Гухьясамадже.


Накануне празднования тибетского нового года монахи изготавливают знаменитые скульптуры из масла. Это еще один вид ритуальных искусств, которым владеет большинство монахов «Гьюдмеда». Традиционно в Тибете такие скульптуры выполнялись из масла яка. Сегодня монахи, живущие в изгнании в тропической зоне, используют «ги», индийскую разновидность растительного масла. Перед изготовлением скульптур масло окрашивается в разные цвета и помещается в ледяную воду для охлаждения. В жаркой Индии, где, в отличие от снежного Тибета, температура в канун празднования Нового года поднимается до плюс тридцати, тибетцам приходится идти на всевозможные ухищрения, чтобы сохранить скульптуры. Монахи подбирают особые устойчивые к таянию виды масла, лепят скульптуры в ледяной воде и хранят их в особых прохладных помещениях. Тематика масляных скульптур самая разная – это изображения великих буддийских наставников, божеств и защитников учения, сюжеты из священных текстов и, конечно, цветы всевозможных форм и оттенков, украшающие любую скульптурную группу. Масляные скульптуры подносятся в дар божествам, и потом, как и мандалы, разрушаются. Некоторые, наиболее сложные и изысканные, украшают монастырь до будущего года.


Группа странствующих монахов, которая примет участие в туре 2002 года, состоит из нгаграмп, монахов, прошедших 15-летний курс изучения буддийской философии и тантры. Двое из них, Дава Дхондуп и Калсанг Тезинг, родились в Тибете. Они относятся к тем монахам, благодаря которым «Гьюдмед» получил свое второе рождение – оба они участвовали в возведении монастыря в Карнатаке, когда монахи были вынуждены сочетать обучение с тяжелым трудом. Двое других, Лобсанг Церинг и Гендун Калсанг, родились в Индии и поступили в монастырь, когда тот уже был построен. Все они в совершенстве владеют не только буддийской философией, но и всеми видами монашеских искусств: обертонным пением, искусством построения песочных мандал и масляных скульптур. Одна из уникальных деревянных трехмерных мандал «Гьюдмеда», дворец Ямантаки, вырезана организатором тура, Лобсангом Церингом. Монахи преподают ритуалы и ритуальные искусства не только в «Гьюдмеде», но и в других тибетских монастырях Индии и Непала, в том числе в «Копане». Они много путешествуют по миру, стремясь рассказать людям о тибетской культуре, о буддизме, о монаха, которые ежегодно преодолевают гималайские хребты, чтобы в изгнании, вдали от любимой Страны Снегов, где нельзя теперь произносить вслух имя Далай-ламы, изучать благородное учение Будды.

Мощная культура, где мистицизм – не просто красивое слово, где мистикой и таинством проникнута каждая мысль, каждый шаг, где быть монахом – лучшая участь, эта древняя культура нуждается в нашей помощи, ибо нечестно было бы пользоваться ее дарами, забывая о том народе, который берег и лелеял ее столько веков подряд. В наших силах помочь древнему монастырю, где 550 монахов, посвятивших свою жизнь служению высшим духовным идеалам, ежедневно возносят молитвы о благоденствии всех живых существ, а, следовательно, и каждого из нас.


О программе подготовки монахов

«Гьюдмед» относится к так называемым монастырям-университетам, где монахи не только занимаются духовной практикой, но также проходят сложный многолетний курс обучения. Монахи монастыря «Гьюдмед» подразделяются на две группы - «Кьеримпы» и «Карампы».

Кьеримпы
Монахи этой группы начинают обучение в монастыре в довольно молодом возрасте, в среднем около 14 лет. В течение последующих 15 лет они изучают сутры, логику, ритуалы, пение, мудры (ритуальные жесты), искусство построения мандал и скульптуру.

Стадии обучения
· Вступительные экзамены (Sarguyk)

Монахи, поступающие в монастырь для обучения, должны сдать устный экзамен, к которому они готовятся не менее года. Подготовка включает заучивание наизусть ритуальных текстов по практикам «Гухьясамаджи», «Ямантаки», «Махакалы» и «Каларупы». Сама по себе проверка знания ритуальных текстов длится около пяти часов, после чего монахам, успешно сдавшим экзамен, разрешается участвовать в общих церемониях, которые проводятся в главном храме монастыря.

· Экзамен на знание коренной тантры «Гухьясамаджа» (Sangdue Tasgyuk)

В ходе этого экзамена, к которому монахи также готовятся в течение года, проверяется знание текста коренной тантры «Гухьясамаджа», объемом в 30 страниц. Проверка занимает 2 часа.

В перерыве между вступительными экзаменами и экзаменами на знание коренной тантры «Гухьясамаджа» монахи сдают экзамены по построению мандал и скульптур из масла, использованию в ритуалах музыкальных инструментов и мудр.

· Экзамен на звание бхикшу (Gelog Gyukto)

Монахи демонстрируют знание текстов по практикам «Гухьясамаджи», «Ямантаки» и «Херуки», ритуальных текстов по церемониям посвящения, а также ритуальных текстов «чанкар», связанных с изготовлением защитных амулетов. Подготовка к этому экзамену занимает от 3 до 4 лет. В ходе проверки, которая длится 2-3 часа, настоятель произвольно выбирает отрывки из перечисленных выше текстов, знание которых монах должен продемонстрировать.

Сдав этот экзамен, монах посвящается в бхикшу. Церемония посвящения, как правило, проводится его Святейшеством Далай-ламой в Дхарамсале во время празднования тибетского нового года. Получив посвящение, монахи в течение года изучают комментарии к указанным тантрическим текстам.

· Подготовка нгаграмп

В 1984 году, по наставлению Его Святейшества Далай-ламы, курс обучения был расширен. Пройдя основной курс, монахи в течение еще восьми лет изучают буддийскую диалектику и тантрические комментарии, ежегодно сдавая экзамены. Таким образом, их общая подготовка занимает не менее 15 лет. По ее окончании монахи получают звание нгагрампы (доктор буддийской тантры).

Карампы
Пройдя примерно двадцатилетний курс обучения в одном из трех основных монастырей школы гелугпа («Гаден», «Дрепунг» и «Сера») и получив звание геше (доктор буддийской сутры), монахи могут поступить в тантрический монастырь «Гьюдмед» для продолжения занятий. В течение 1-2 лет они углубленно изучают буддийскую тантру, после чего их монашеское образование, предполагающее совершенное владение как сутрами, так и тантрами, считается завершенным.



загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "История и искусства тантрического монастыря":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Mazda 6: Искусство единения

В тесте участвуют автомобили: Mazda 6 Посмотреть другие фото (3) Коррида, мулета, капоте – слова эти словно музыка для истинного испанца. Синонимы захватывающего национального зрелища, не одну сотню лет собирающего толпы поклонников.

» Японские автомобили - 2387 - читать


Искусство автомобилестроения от BMW

Самый важный фактор постоянного успеха марки ALPINA – это уникальные отношения ALPINA и BMW. И как бы сильно автомобили BMW ALPINA не отличались друг от друга в зависимости от модели, всех их объединяет автофилософия ALPINA: - высочайший крутящий момент и неповторимые тягово-динамические характеристики; - легкость в управлении, например, благодаря технологии SWITCH-TRONIC; - сбалансированная настройка ходовой части для достижения высокоточной управляемости и идеального комфо ...

» Немецкие автомобили - 2361 - читать


История компании Ford в концепт-карах

Зачастую концепт-кары представляют собой полет фантазии автомобильного дизайнера, порой доходя до полного абсурда. Однако иногда они отражают «душу» компании, показывая ее внутренние амбиции, и позволяют разглядеть в концептах будущий серийный автомобиль. Многих из нас они притягивают на автомобильных выставках, пытаясь показать, как будет выглядеть автомобили будущего.

» Немецкие автомобили - 3244 - читать


История «семьи» BMW: от А до Я

Вечером 9 декабря 1959 года в конференц-зале, где проходило очередное годовое собрание акционеров ВМW, царила растерянность. Компания была на грани банкротства, и единственный выход все видели в том, чтобы согласиться на слияние с Mercedes-Benz. В перерыве к одному из акционеров подошел подавленный председатель совета директоров предприятия испросил: «Можете ли вы что-нибудь сделать, чтобы не допустить продажи компании?» — «По-видимому, нет.

» Немецкие автомобили - 3639 - читать


Lancia Kappa: Богемная история

В тесте участвуют автомобили: Lancia Kappa Lancia Kappa: для умеющих смаковать жизнь Итальянские автомобили Lancia можно, вне всякого сомнения, отнести к экзотике российских дорог. Однако именно это обстоятельство и привлекает некоторых покупателей, ведь иметь подобное транспортное средство как минимум стильно.

» Французские автомобили - 2475 - читать



Статья на тему Туризм и путешествия » Интересные места » История и искусства тантрического монастыря

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru