Нет, мы не призываем провести долгожданные летние каникулы на диване перед телевизором, с DVD-диском, на который записаны передачи «Вокруг света». Конечно, лучше собраться да и отправиться путешествовать по-настоящему. Но вот на чем? Океанский лайнер, самолет, поезд? А может быть, взять пример с европейцев, которые в летний сезон заполняют автобаны даже не выходя из дому.
Дома эти, конечно, совсем не те, в которых они живут остальную часть года. Мы имеем в виду дома на колесах, или кемперы.
Впрочем, «кемпер» это на американский лад, в Европе же прижился термин «караван». Надо сказать, что очень многие (пожалуй, даже большинство) не покупают такой автомобиль, а берут его напрокат на время отпуска. Оно и понятно: «автокоттедж», прямо скажем, вещь недешевая и места занимает много. А стоять ему придется 11 месяцев в году ведь ездить на работу в кемпере весьма накладно, да и с парковкой проблемы.
Тем не менее даже напрокат берут не то, что дают, а то, что нравится. С теми удобствами на борту, без которых жизнь может показаться неполной. А поскольку развитие техники идет семимильными шагами, то толпы поклонников такого отдыха вот уже 44 года в конце каждого лета съезжаются на «Караван-Салон» в Дюссельдорфе, где собраны 1 550 экспонатов 530 фирм из 22 стран, посмотреть новинки и прицениться. Одних только журналистов на форум приезжает более 800 человек.
До посещения выставочных павильонов рекомендую побродить вокруг. Вот, например, 77-летний Dixi, который его владельцы Герберт и Филипп Ноккер из Баварии превратили в летний дом на колесах. Или все-таки на крыше? Неважно. Важно, что они совершили на нем кругосветное путешествие за 320 дней. Балтимор Техас Мехико, потом Гватемала, Новая Зеландия, Австралия, Сингапур, Италия, Франция, Испания всего старенький спидометр намотал 32 000 км. Лишь один раз Dixi подвел, но не сильно поломку устранили за час прямо на дороге.
Конечно, палатка на крыше в качестве дома не всякого устроит. Впрочем, не каждому придется впору (и по карману) и монстр Desert Challenger самый большой и самый дорогой на сегодня в мире кемпер. Пусть у вас нет пока необходимых полутора миллионов евро, но поглядеть-то стоит! Этот коттедж площадью 48 м2 весит 30 тонн, из которых 2,4 приходятся на солярку, а 2 на запас пресной воды. Ну а как еще пересекать пустыню, скажите на милость?
Desert Challenger обеспечит автономное существование, пожалуй, даже на пару отпусков, а чтобы в дороге не тащиться, как черепаха, за кабиной разместили неслабый дизель мощностью 600 л. с. Пол в жилой части выстлан гранитом летом в Сахаре прохладу под ногами особенно оценишь. Холодильник-морозильник отдельная история: открыл дверь и заходи. А еще, разумеется, 3 телевизора, DVD, GPS-навигатор, спутниковая связь. В общем, отдых в режиме «all inclusive». Desert Challenger это, конечно, здорово. Но все же спустимся теперь с облаков на землю и зайдем в павильоны. И тут же в качестве яркого контраста с «кораблем пустыни» увидим скромно притулившийся и самый дешевый на сегодня «караван» с симпатичным названием Paul & Paula. Он был создан фирмой GFB на территории бывшей ГДР, родине трабантов.
Молодая немецкая семья без особого труда (а ведь есть еще и кредиты) сможет выложить за него 5 555 евро и будет ей и стол, и кров. А еще туалет и кухня с газовым баллоном (его отсек виден спереди). Вообще-то дача-прицеп в определенном смысле рациональнее: в роли автомобиля-тягача может выступать самая обычная легковушка, которой возможно пользоваться в течение всего года достаточно просто отстегнуть «довесок».
А можно путешествовать и вовсе по-спартански. Помните палатку на крыше машины у входа в павильон? Вот и еще одна похожая идея (см. фото). Если крыша вашего автомобиля выдержит багажник массой в пару человек, то В общем, приставная лесенка входит в комплект. В походном состоянии сверху палатку защищает жесткий обтекаемый пластиковый колпак, что уменьшает расход топлива.
Обратимся, однако, к ведущим производителям кемперов. Среди них наиболее заметны Bu..rstner, Hymer и Westfalia Van Conversion. Первый продемонстрировал публике «концепт-дачу» Mega Van на базе Renault Master (Mega Van, кстати, был удостоен звания «Кемпер года» в категории до 50 000 евро). Его «фишка» в выдвигающейся сзади (с помощью электромотора, разумеется) платформе с велосипедом или скутером. Так предлагается решить проблему коротких вылазок на отдыхе. Внутри две постели: впереди односпальная, сзади двуспальная. В общем, настоящий дом на всю семью. Душевая кабина в солнечную погоду элементарно «извлекается» на улицу. Кресла в жилой комнате разворачиваются по ходу движения и снабжены ремнями безопасности.
Hymer приехал на выставку со своим Hymer Van, собранным на шасси Ford Transit с дизельным двигателем в 100 л. с. Стоит такой автокоттедж от 35 000 евро и обставлен мебелью в лигурийском стиле от фирмы Eriba-Living. На борту есть и кухня, и вариодуш. Интересная технологическая новинка Hymer источник тока на топливных элементах, работающих на метаноле. Запаса спирта в 5 л хватает на 5 дней автономной жизни. Топливный элемент автоматически включается, как только аккумулятор автомобиля разряжается до 12,5 В. Поскольку метанол очень ядовит, он находится в герметичном баллоне-картридже, который стоит около 20 евро. А саму «электростанцию» во время салона можно было приобрести всего за 1999 евро. «Всего», потому что в магазинах она на целую тысячу дороже.
Westfalia Van Conversion дочерняя фирма концерна Mercedes-Benz, поэтому, разумеется, она строит свои кемперы на базе автомобилей с трехлучевой звездой на капоте. Один из них, Marco Polo, отмечает нынче свое десятилетие. У этого микроавтобуса буквально поехала крыша: во время остановок она поднимается вверх так, что внутри можно стоять не пригибаясь. В остальном это обычный полноприводной минивэн Viano, дооборудованный спальными местами, микроволновкой и газовой плиточкой. Что ж, тоже вариант!
Ну и как, меняем дачу в Малаховке на дачу везде и повсюду? Для этого вовсе не нужно ехать в Дюссельдорф. На нашем рынке уже представлена фирма Hymer, справившая недавно 25-летие своих кемперов. Кстати, Hymer спонсирует соревнования по поло. Напомним, что это нечто вроде футбола, только верхом на лошадях. Играют в нее, правда, в основном миллионеры. Но ведь и недвижимость тоже удовольствие недешевое. Даже если она движимая.
Алексей Воробьев-Обухов