Российских судов не осталось
С 2001 года круизная индустрия в Европе демонстрирует стабильный рост: число круизов ежегодно увеличивается на 10%. В России спрос на круизы долгое время был невелик из-за их дороговизны. Но в последние годы, по словам представителей российских туркомпаний, рост круизного рынка у нас составляет 15-20% ежегодно, а в отдельных компаниях достигает и 40%.
Особенность круизов заключается в том, что они позволяют подышать морским воздухом, отдохнуть в комфортабельных условиях и при этом увидеть сразу несколько стран. Как и гостиницы, суда имеют свою "звездность", влияющую на стоимость круиза.
При этом класс круизных лайнеров всегда выше, чем у наземных гостиниц с таким же количеством "звезд". То есть четыре "звезды" во флоте — это пять на земле.
По словам представителей туристических компаний, в России еще с перестроечных времен не осталось больших круизных судов, которые можно было бы зафрахтовать. Все они были проданы на Запад. Поэтому сегодня туроператорам приходится работать с крупными зарубежными компаниями. Первыми на наш рынок пришли американские и английские круизные компании, в последнее время стали проявлять интерес и итальянцы. Так, в мае на российский рынок выходит итальянская круизная компания MSC Crociere — один из мировых лидеров морского туризма. На лайнерах компании можно будет совершить круизы по Западному и Восточному Средиземноморью, а также отправиться из Санкт-Петербурга в самые известные города Балтики и увидеть чарующие норвежские фьорды и водопады.
Круизы в итальянском стиле как нельзя лучше подходят для российских туристов. Почему? Да потому, что итальянцы веселы, гостеприимны и обычно доброжелательно относятся к русским. С ними легко можно найти общий язык, даже не владея итальянским или английским. Тем не менее, чтобы отечественные туристы не чувствовали себя брошенными, на всех итальянских круизных судах, с которыми работают наши туркомпаний, организовываются русские группы, печатаются меню и программы дня на русском языке.
Скучать не придется
Ни один отель не сможет предоставить туристам такое количество всевозможных услуг, как современный круизный лайнер. Там есть практически все: рестораны, бары, библиотеки, прачечные, интернет-кафе, детские клубы, концертные залы, ювелирные лавки, магазины, косметические и массажные салоны, SPA-цент-ры, тренажерные залы, бассейны, джакузи, дискотеки, поля для гольфа и мини-футбола, теннисные корты и казино. Имеется даже типография, где ежедневно печатаются развлекательные программы дня и ресторанное меню. Скучать на лайнере не приходится. Каждый вечер — новая развлекательная программа. Скажем, днем вы побывали в Испании — вечером вам профессиональные танцоры станцуют фламенко, посетили Африку — вам устроят ночь в африканском стиле. Кроме того: цирк, опера, всевозможные шоу, коктейль с командой корабля, а в виде кульминации — гала-ужин с таким количеством сладостей и деликатесов, что попробовать все просто невозможно. Остается лишь смотреть и восхищаться мастерством кулинаров. Вообще, что касается еды, то похудеть в круизе, если себя специально не ограничивать, вряд ли удастся. Питание — это визитная карточка круизных компаний. Обилие морепродуктов и свежих фруктов в меню сравнимо разве что с рационом питания лучших 5-звездочных гостиниц. Помимо завтрака, обеда и ужина в круизах обязательно предлагается полуденный чай и полуночный буфет. Питаться можно либо в ресторане (там вам предложат полноценное меню из нескольких блюд на выбор), либо в буфете (здесь пища попроще — булочки, пицца, бутерброды, фрукты).
Итальянские лайнеры поражают отлаженностью работы персонала. Погрузка и выгрузка пассажиров осуществляется по группам. Люди ждут своей очереди в уютных фойе, попивая соки и коктейли. И хотя на лайнере одновременно находятся не менее 1500 человек, ни толкотни, ни суеты на трапах не бывает. Багажом пассажирам заниматься не приходится. Вещи забирают в порту, а потом доставляют в каюты. Накануне завершения путешествия чемодан достаточно просто выставить в коридор, потом вы также получите его в порту. На любом круизном лайнере царит идеальная чистота. Каюты здесь убирают дважды в сутки, а белье перестилают ежедневно.
Единственное, что требуется от пассажиров, — это быть точными. На корабль опаздывать нельзя. В отличие от автобуса, он ждать не будет. Тем же, кто страдает от морской болезни, стоит прихватить с собой таблетки от укачивания. Но даже, если вы их забудете, страдать не придется. Спасительную пилюлю всегда можно будет получить у стойки администратора. Также на борту круглосуточно работает врач. Ну, а если пассажиру неожиданно потребуется срочная госпитализация, на корабль будет вызван вертолет, который доставит его в больницу.
Раньше забронируешь — дешевле поплывешь
Зимой в круизы ездят в основном пожилые европейцы — в не сезон цены ниже. После завтрака пенсионеры отдыхают на верхней палубе у бассейна — кто с книжкой, кто просто подставив лицо солнцу и укрывшись махровым полотенцем от ветра. Потом они чинно перемещаются в ресторан на обед. После обеда — снова сон на открытом воздухе. Далее — ужин, а в завершение вечера — легкая выпивка и танцы прошлых лет. С пенсионерами на итальянских судах работают специально обученные аниматоры. Пожилые европейцы готовы платить за то, что в круизах им помогают вспомнить свою молодость.
Летом на кораблях вовсю кутит молодежь. Морское путешествие — хороший вариант отдыха для новобрачных, а также для семей с детьми. Для детей на итальянских судах имеются специальные комнаты для развлечений, а на время экскурсий ребенка всегда можно оставить с опытной няней. Морские круизы — хороший вариант и для проведения всевозможных бизнес-мероприятий. Все суда имеют хорошо оборудованные конференц-залы, кроме того, в открытом море полностью исключен вариант, что группа разбежится.
По словам представителей туристических компаний, морские круизы вызывают у туристов привыкание, подобно горнолыжному отдыху. Тот, кто побывал один раз, обязательно захочет еще. Не случайно это направление так привлекательно для туроператоров. Морские круизы — отдых недешевый. Тем не менее его могут себе позволить и люди среднего достатка. Цена во многом зависит от сроков бронирования поездки. Круизным компаниям выгоднее сбросить цену, но заранее быть уверенными в том, что корабль будет заполнен. Так, по условиям MSC Crociere, если забронировать круиз за несколько месяцев, скидка может составить 300 евро при стоимости круиза от 1080 евро. Стоимость стандартного круиза включает: путешествие на лайнере, размещение в каюте выбранной категории, транспортировку багажа, все питание на борту, развлекательные программы, детское меню и услуги воспитателей, круглосуточное обслуживание в каютах и услуги стюарда, ежевечерние музыкальные представления, пользование фитнес-центром, бассейнами и джакузи. За детей до 18 лет, путешествующих в каюте с двумя взрослыми, оплачивать придется только портовый сбор, все остальное — бесплатно. А вот за авиаперелет и экскурсии придется заплатить дополнительно.