Итак, уважаемые читатели, 14-й международный авто пробег «Кэмел-Трофи Трансандино'94», один из этапов которого — пожалуй, наиболее сложный — проходил по чилийской пустыне Атакама, самом, как утверждают бывалые путешественники, засушливом месте на Земле, — уже история. И в эту историю по праву вписаны имена первых российских спортсменов, Борислава Казанкина и Александра Давыдова, которые были в числе лучших на отборочных соревнованиях в Атласских горах — о чем, если помните, мы рассказали в седьмом номере журнала за этот год, — а потом вошли в десятку сильнейших участников приключения для настоящих мужчин, пройдя нелегкие испытания во время ралли через Южную Америку.
«Одни, в Атакаме, ночью, — конечно, нами овладело беспокойство. А тут еще небольшая авария. Мы все же починили лендровер, но сил и времени затратили немало.
Здесь, посреди пустыни, ты чувствуешь себя таким маленьким и беззащитным».
Опытный альпинист, мастер парашютного спорта и подводного плавания Хосе Луис Идальго Вега из Тенерифе отнюдь не преувеличивал. Величие и коварство Атакамы экипаж с Канарских островов ощутил на собственной шкуре, заблудившись во время соревнований по ночному ориентированию.
Пожалуй, самую точную характеристику здешних мест даст такой пример: именно в Атакаме американские астронавты в свое время отрабатывали технику посадки на Луну. А в этом году Атакама была избрана для не менее престижных испытаний — международного пробега «Кэмел-Трофи» на лендроверах «Дискавери».
Мир приключений «Кэмел-Трофи, — это особый мир. Где еще вы встретите драматическое сочетание стремительных ралли и изматывающих физических нагрузок, когда проверку на прочность проходят не только неутомимые лендроверы, но и люди — водители-спортсмены, объединенные духом товарищества? Недаром на «Кэмел-Трофи» побеждает тот экипаж, который не только набрал больше всех зачетных очков, но и, по мнению друзей-соперников, проявил лучший командный дух.
Важно и то, что участником этих престижных соревнований может стать любой желающий: по правилам организаторов «Кэмел-Трофи» к участию в автопробеге допускаются исключительно автомобилисты-любители, прошедшие национальные и международные отборы. Профессиональные гонщики и военнослужащие на ралли не приглашаются. Поэтому среди участников «Кэмел-Трофи» — строители и учителя, музыканты и врачи, бизнесмены и пожарные. Наши ребята, Борислав Казанкин и Александр Давыдов, к примеру, работают проводниками туристических групп на маршрутах высоких категорий сложности.
На фоне экзотики, в самых глухих, затерянных уголках Земли проходят испытания на прочность международные экипажи лендроверов. Достаточно сказать, что с 1980 года, когда первый конвой «Кэмел-Трофи» прошел по Амазонии, спортсмены успели покорить Суматру и Новую Гвинею, Заир и Бразилию, Борнео и Австралию, Мадагаскар и Сулавеси, Бурунди и Гайану...
Но то, что выпало на долю конвоя в этом году, даже бывалые кэмел-трофисты называли беспрецедентным.
Первая проверка на ловкость и выносливость для экипажей, представлявших семнадцать стран мира, и объединенную команду Скандинавии, началась у водопада Игуасу, на границе Бразилии, Парагвая и Аргентины. Отсюда стартовал 140-километровый поход по Паране на резиновых моторных лодках. Сразу за ним последовал кросс по болотам через разлившиеся, мутные от ила речки. И только после этого экипажи получили ключи от новеньких лендроверов «Дискавери» и двинулись в долгий и трудный пробег «Трансандино» — через залитые красной грязью дороги Парагвая, аргентинскую сельву ако, через пятитысячный кордильерский перевал и наконец через чилийскую пустыню Атакама, где развернулись самые драматические и захватывающие события автопробега.
«Эта пустыня полна чарующей магии, — говорил пилот турецкого экипажа Доган Аккора. — Мы здесь — единственные живые существа на сотни миль вокруг».
Поразительное зрелище представлял собой конвой лендроверов в Атакаме: юркие желтые вездеходы сломя голову неслись по песчаным барханам, оставляя за собой облака «бычьей пыли» — перетертого в порошок песка — которая шлейфом тянулась за машинами, создавая полную иллюзию дыма от горящих покрышек.
Подчас спортсмены проводили по восемнадцать часов за рулем, показывая высочайшую технику вождения и штурманское мастерство. Немало сил и сноровки потребовали и специальные задания: буксировка «сломанного» лендровера «Дефендер» по наведенному самими же экипажами мосту через глубокий овраг, замена колеса без помощи домкрата и иных подручных средств, спасение грех «Дискавери», которые нужно было втащить — при помощи лебедки практически по отвесной стене.
По традиции конвой «Кэмел-Трофи» попутно внес вклад в решение местных экологических проблем: в аргентинском городе Сальта спортсмены построили для тамошнего университета станцию наблюдения за окружающей средой и подарили ученым лендровер «Дефендер». Вообще надо отметить, что организаторы и участники «Кэмел-Трофи» бережно относятся к природе: при выборе маршрута ралли новые дороги никогда не прокладываются — конвой пользуется только существующими трассами, в каком бы плохом состоянии они ни были. Да и топливом для костров служили лишь солярка да мусор.
Во время автопробега «Кэмел-Трофи'94», проходившего через Аргентину, Парагвай и Чили, было установлено немало рекордов. Впервые спортсмены прошли столь протяженную и сложную трассу, пересекли три страны с разными климатическими и природными условиями: от болотной хмари Парагвая до заснеженного андского высокогорья. Но главное новшество этого года — женщины за рулем «Дискавери».
Учительница физкультуры Катрин Дюре из Франции и юрист Кристель Перссон из Швеции доказали, что девушкам вполне под силу экстремальные условия «Кэмел-Трофи», хотя, конечно, самые тяжелые задания, требовавшие незаурядной физической подготовки и выносливости, приходились на долю мужчин.
Но вот подсчитаны очки, назван победитель — в этом году им стала команда Испании, — и Атакама вошла в историю «Кэмел-Трофи» как еще один покоренный конвоем этап. Недаром на финише пробега каждый участник получил памятную доску с гравировкой «Ты смог!» — свидетельство мастерства и мужества, присущих настоящим искателям приключений.