Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Туризм и путешествия » Виды туризма » Через три океана на веслах

 

Через три океана на веслах

 

 

Трудно было назвать зрелищем старт заключительного этапа первой российской кругосветки на гребной лодке из Мурманска. Буксир «Девиатор» с немногими провожающими устремился вслед за лодкой «МАХ-4», имитирующей выход на маршрут. Это было понятно всем, поскольку для «настоящего» выхода в море Евгению Смургису и его сыну Александру надлежало явиться на пограничный КПП, чтобы поставить штампы «отход» в свои паспорта. А пока мореходы демонстрировали специально для фотографов от прессы возможности и достоинства единственного в своем роде судна. Мы не заботились о внешней стороне «проводов»: не было оркестра и даже объявлений по громкой связи.

загрузка...

 

 

Не было и святого отца с чашей для окропления. Каюсь, в сутолоке и волнениях я напрочь забыл об этом достойном украшении всякого Начала. Да и, честно говоря, торжественность, а тем более смирение казались нам неуместными среди всех неурядиц, сопротивления и невесть откуда берущихся проблем. Мы бились с неведомыми нам инструкциями, «имеющимися у пограничников», и потому пришлось доказывать, что наше гребное судно, в просторечии именуемое лодкой, все-таки судно; разрешение покинуть пределы России Евгений Смургис и его сын получили с задержкой на три дня...

Эта кругосветка началась несколько лет назад в далеком арктическом порту Тикси. Не один экспедиционный сезон потребовался Евгению Смургису, чтобы пройти северными морями до Мурманска. Шефствуя над этим неимоверно трудным плаванием, помогая, насколько возможно, в осуществлении идеи кругосветки, журнал «Вокруг света» регулярно рассказывал на своих страницах об этапах ледового плавания. Преодолев — первым! — на гребной лодке три моря в Северном Ледовитом океане, Евгений Смургис нашел, как нам кажется, выход из той тупиковой ситуации, в которой и по сей день пребывают все потенциальные претенденты на заветный виток вокруг земли на веслах.

Идее гребного марафона вокруг света уже, наверное, лет двадцать. Но дело в том, что даже покорители двух океанов — Атлантического и Тихого (об этом разговор дальше) не решались одолеть третий — Индийский, с его опасной климатической (и не только климатической) обстановкой. И никто пока не объявил о желании покорить этот последний непокоренный океан. Однако, если внимательно посмотреть на наш земной шар, нетрудно заметить, что меридианы Индийского океана можно спокойно и по более краткому пути пересечь в Северном Ледовитом океане. Правда, и здесь следовало рассчитывать на многолетнее плавание, поскольку период открытой воды не превышает месяца-двух. Это ни для кого не было секретом, но была еще проблема пограничного режима прибрежных вод России, напрочь закрытых для любителей всякого рода морских путешествий. Но мы-то — не гости в своей стране, и после очередного «пробега» по маршруту нам не требуется «пробивать» визы для участников плавания и хлопотные разрешения на саму лодку. Евгений Смургис «по-домашнему» один и вместе с сыном одолел те самые «недоступные» меридианы Индийского океана. Мне, как одному из инициаторов этой экспедиции, представляется, что создан прецедент, значение которого еще долго будет осмысливаться теми, кто в той или иной мере занимается проблемами кругосветных плаваний. Успешное начало кругосветки убедило Смургиса и всех нас, причастных к организации доселе невиданного путешествия, в его реальности. Теперь на пути его лодки «МАХ-4» — Атлантический и Тихий океаны, по-разному и в разное время покоренные на гребных лодках.

Начало положили американцы — выходцы из Норвегии Джордж Гарбо и Фрэнк Сэмюэльсон. За 55 суток в далеком 1896 году они на гребной шлюпке проплыли от Нью-Йорка до полуострова Корнуэлл в Англии, а оттуда до Гавра. Рекорд этот до сих пор не побит, а выставленная на Всемирной выставке в Париже их лодка многие годы не давала покоя любителям острых ощущений. Только в 1966 году, как бы заново открывая Атлантику для гребцов, на рыбацкой дори отправились от берегов Америки два исконных англичанина — капитан парашютного полка Джон Риджуэй и его коллега сержант Чэй Блайт. Им понадобилось 92 суток, чтобы в струях Гольфстрима пройти от Бостона до берегов Ирландии.

Первое одиночное плавание на веслах совершил на шестиметровой дори англичанин Том Мак-Клин в 1969 году. От берегов острова Ньюфаундленд (Канада) до Ирландии он плыл 70 суток, и его плавание было занесено в Книгу рекордов Гиннесса. В том же году Атлантику одолел англичанин Джон Фэрфакс на специально построенной десятиметровой лодке «Британия-I». Он плыл по маршруту Колумба от Канарских островов и через полгода — на веслах — достиг Флориды. Спустя два года неутомимый Джон отправился покорять Тихий океан вместе со своей подругой Сильвией Кук. То было первое плавание через Тихий океан на веслах. Первая женщина в гребном марафоне не подвела честолюбивого Фэрфакса, ее единственной наградой стал сын Мартин, о котором она мечтала с тех пор, как взялась помогать Фэрфаксу. А сам герой — первый покоритель двух океанов на веслах — остался в полюбившейся Флориде, а может быть, подальше от Сильвии. Год в море один на один что-то меняет в людях.

Первое одиночное плавание через Тихий океан от Сан-Франциско до Австралии в 1980-1981 годах совершил англичанин Питер Бёрд. В десятимесячном рейсе он не только читал любимый роман «Война и мир», но и греб, что ставит его достижение в ряд выдающихся, если бы не Жерар д'Абовиль. К тому времени тот пересек Атлантику и поначалу зарекся выходить в море на гребной посудине. Но позднее на лодке «Сектор», построенной в Швейцарии за 500 тысяч долларов, Жерар д'Абовиль в одиночестве одолел на веслах Тихий океан — от Японии до берегов штата Орегон (США). Было это в 1991 году. Этот великий спортсмен — первый человек, в одиночку покоривший на гребных лодках два океана...

Из многих знаменитых мореплавателей мы упомянули лишь тех, кто в чем-то был первым. Эту страсть в людях лучше всего выразил знаменитый яхтсмен Робин Нокс-Джонстон: «В этом мире так мало интересных занятий и так много людей, что совсем недурно иметь право заявить во всеуслышание, что ты первый человек, совершивший что-либо...»

Рискованным, изматывающим дух, страшным в своем одиночестве путешествиям, в которых только каторжный труд способен сохранить рассудок, нет конца. И, вероятно, никогда не будет. Охотнее всего на эту «тропу», как видим, вступают англичане. И средств на подобные путешествия они не жалеют. Читатель, может быть, привыкший, что такие экспедиции осуществляются у нас с благословения «верхов», что было справедливо до самого последнего времени, несказанно удивится, если я скажу: настоящих меценатов, попечителей мы так и не нашли. Собранных от доброхотов денег (в Липецке, главным образом, родном городе Смургисов) едва хватило на ремонт и должное снаряжение лодки для океанского плавания. Наш упор на то, что это плавание — есть НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ,— не вызвал никакой реакции у тех, кто мог бы выделить нам обозначенные в смете 30 тысяч долларов. Даже в самых высших эшелонах власти мы встретили непонимание. И все-таки мы не опустили руки...

Но вернемся на 12-й причал Мурманского морского порта. В день, когда состоялась имитация выхода, была хорошая погода. И хотя сопки по обоим берегам залива сверкали белизной недавно выпавшего снега, на рейде уютно сновали всякие катера, стояли на якорях солидные сухогрузы — все говорило об удачно выбранном моменте для старта. Но, задержавшись на три дня, мы упустили погоду. Ветер с устья залива развел волну, отчаянно болталась на концах всякая мелкота... И все-таки старт состоялся — 4 июня 1992 года в полдень.

Евгений Смургис и его сын Александр — два россиянина из провинциального Липецка — уходили в плавание на долгие шестнадцать месяцев. Теперь их дом — восьмиметровая деревянная лодка, а жизнь — непрестанный труд в соленом и неуютном море. Шквальный ветер с норд-веста с легким дождем не гасил бушующую в моем сердце радость: возможно, я был свидетелем важного события. Кроме меня, лодку «МАХ-4» провожали два филателиста из местного клуба. Моряк с буксира, следивший за нашим прощанием спросил:

— Куда это они?
— Вокруг света,— ответил я, и моряк, кажется, поверил. Он, видимо, оценил долгую возню у причала, когда прибыл до зубов вооруженный наряд, снятие таможенных пломб на дверцах кубриков, и мои попытки найти место повыше, откуда была бы видна исчезающая в дождевой пелене лодка...

Нашим мореходам предстоит плавание в неуютных водах Баренцева, Норвежского и Северного морей, прежде чем они, побывав в нескольких портах Норвегии, прибудут в Лондон. Здесь отца и сына Смургисов будут не только чествовать в редакции Книги рекордов Гиннесса. Им предстоит дооборудовать лодку всем необходимым для плавания в тропиках. Придется приобретать зарекомендовавшие себя английские опреснители морской воды. Вместо архаичного секстана и множества таблиц наши мореходы освоят портативный спутниковый определитель координат «Магеллан» — сложный и многофункциональный прибор размером с милицейский радиопередатчик.

Дальнейший путь лодки «МАХ-4» пройдет вдоль берегов Франции, Испании и Португалии до Кадиса, откуда пять столетий назад отправлялся в неведомое плавание Колумб. К осени, по нашим предположениям, мореходы достигнут Канарских островов, откуда начнется путь через Атлантический океан. Новый, 1994 год гребцы должны встретить на острове Барбадос, а после отправятся к Панамскому каналу вдоль берегов Венесуэлы и Колумбии. После выхода в Тихий океан лодка попадет в струи Калифорнийского течения. Но вот вопрос — успеют ли мореходы дойти к Берингову проливу к началу августа? Август и первая половина сентября — наиболее благоприятное время для плавания в Чукотском и Восточно-Сибирском морях. Финиш запланирован на конец сентября в поселке Тикси... При плавании вдоль американских берегов, известных своими сильными течениями, особенно после стоянки и отдыха в Сан-Франциско, Смургисы определят, насколько они вписываются в график. В худшем случае предстоит незапланированная зимовка.

Две недели спустя после выхода из Мурманска Евгений Смургис позвонил мне из норвежского порта Тромсё. Сказал, что все в порядке, и вскользь упомянул, что за полуостровом Рыбачий встречный шторм отбросил лодку к родным берегам. Пограничники арестовали «нарушителей» границы, и понадобилось два дня, чтобы опознать в них тех самых чудаков, которые добивались в Мурманске выхода в море.

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Через три океана на веслах":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Ока-2 появится через три года

Сейчас на АвтоВАЗе ведутся работы по созданию принципиально новой «Оки», которая должна появиться в серии в 2005-2006 годах. Следует отметить, что это будет не глубокая модернизация модели, а совершенно новый автомобиль, для которого разрабатывается не только новый кузов, но и шасси. По словам главного инженера «СеаАЗа» Станислава Шелестова, к 2005 году будет закончен весь комплекс испытаний, и в том же году автомобиль по планам должен встать на конвейер.

» Разное - 5215 - читать


История длинноногой кандидатки, или Тринадцать советов при поиске работы через мини-резюме в газете. Часть 1

Работа - немаловажная часть нашей жизни. Значительное количество времени мы проводим именно там, и поэтому работа должна удовлетворять нас по всем параметрам. Однако каждый соискатель выдвигает собственные требования к новому рабочему месту.

» Здоровый образ жизни - 2320 - читать


История длинноногой кандидатки, или Тринадцать советов при поиске работы через мини-резюме в газете. Часть 2

Признаться честно, в момент предложения совмещения секретарских и дополнительных к ним обязанностей я вошла во вкус и решила немного побыть актрисой. Лично мне эта игра понравилась, и мне не жаль, что на другом конце провода никто не подозревал о данном фарсе. Я не феминистка, но я против сексуальных принудительных отношений на работе и считаю, что законы, существующие в Америке относительно сексуальных домогательств, пришлись бы очень кстати в России, где очень часто молода ...

» Здоровый образ жизни - 2218 - читать


Экспорт с месторождений на юге Ирака может начаться лишь через три месяца

Пройдет около трех месяцев, прежде чем возобновится экспорт с нефтяных месторождений на юге Ирака, предсказал британский командующий Брайан Барридж, добавив, что остановка работы иракских поставщиков будет отрицательно сказываться на мировой нефтяной промышленности дольше, чем утверждали многие аналитики. Несколько пожаров, возникших в ходе войны на нефтяных скважинах знаменитого месторождения Румейла, упорно тушат. Но командующий британскими силами в Персидском заливе сказа ...

» Управление и менеджмент - 1619 - читать


Через три года в Москве нельзя будет бесплатно оставить машину даже во дворе дома

Столичные власти решили опровергнуть известный тезис "автомобиль не роскошь, а средство передвижения". Уже через несколько лет содержание четырехколесного друга будет для москвичей куда более обременительным, чем сейчас. На вчерашнем заседании Мосгордумы депутаты приняли в первом чтении законопроект «О размещении транспортных средств на территории города Москвы».

» Бизнес Недвижимость - 2339 - читать



Статья на тему Туризм и путешествия » Виды туризма » Через три океана на веслах

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru