Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Банки и кредиты » Российские компании и банки ведут эксперименты по внедрению систем мгновенных микроплатежей

 

Российские компании и банки ведут эксперименты по внедрению систем мгновенных микроплатежей

 

 

Граждане, имеющие счета в банках, хотят расплачиваться своими картами не только за крупные покупки, но и за всякую мелочь. Эксперименты по внедрению систем мгновенных микроплатежей ведут сейчас многие компании и банки. Но похоже, что приживутся в обиходе технологии и схемы, которыми занимаются международные платежные системы.

Российские компании и банки ведут эксперименты по внедрению систем мгновенных микроплатежей

Главными проблемами развития таких систем всегда были их изолированность друг от друга и отсутствие интеграции в существующую финансовую инфраструктуру.

Системы мгновенной оплаты существовали давно — контактные и бесконтактные карты оплаты проезда в транспорте, карты для оплаты парковки и т.

загрузка...

 

 

п. В США еще в середине 1990-х годов были запущены системы Speedpass в сети бензоколонок ExxonMobil и EZPass- для оплаты проезда по платным дорогам. В дальнейшем Mobile пыталась расширить сферу действия своего платежного средства — в некоторых штатах оплату брелоком Speedpass стали принимать в фаст-фудах и супермаркетах.

В Чикаго с помощью Speedpass можно было платить в 400 ресторанах McDonald’s. Однако пилотная программа была признана неудачной, и сеть сканеров в ресторанах свернули в середине 2004 года.

Главными проблемами развития таких систем всегда были их изолированность друг от друга и отсутствие интеграции в существующую финансовую инфраструктуру. Покупателям приходилось аккумулировать многочисленные инструменты мгновенной оплаты (транспортные карты, карты оплаты парковки, проезда по автомагистралям и мостам), контролировать расходы и вносить на них деньги различными и далеко не всегда удобными способами. Неудивительно, что за дело в конце концов взялись финансовые институты — крупнейшие розничные банки и международные платежные системы. Ведь интеграция систем мгновенных микроплатежей с привычными финансовыми инструментами сулит выгоду всем: дополнительные удобства для клиентов, упрощение инфраструктуры оплаты и сокращение затрат для продавцов товаров и услуг, рост комиссионных доходов при растущих объемах электронных платежей для банков.

Эволюция мгновенной оплаты

На сегодняшний день на руках у потребителей в США находится около 13 млн карт и других устройств, поддерживающих бесконтактные микроплатежи (двукратный рост по сравнению с 2005 годом), которые принимаются в 30 тыс. торговых точек. Для сравнения, число традиционных карт с магнитнойполосой — 960 млн, а принимающих их торговых точек — 6 млн.

Для микроплатежей (в США этим порогом до недавнего времени считалась сумма в $25), как правило, требуется быстрая обработка. Поэтому основные сферы применения — фаст-фуды и кафе, оплата парковки и проезда по платным дорогам (в Нью-Йорке, например, проезд по некоторым мостам и тоннелям, соединяющим Манхэттен с остальными районами, платный), покупка билетов на развлекательные мероприятия, платежи в небольших торговых точках формата "магазин у дома". Во всех этих случаях фигурируют небольшие суммы, и требуется быстро принять платеж. Кстати, в ресторанах быстрого питания не принимают платежные карты именно потому, что оплата картой занимает в три-четыре раза больше времени, чем наличными, а комиссия платежных систем при небольших суммах ложится на продавца тяжким бременем.

Но благодаря развитию технологий беспроводной передачи данных процесс унификации и упрощения расчетов коснулся и неохваченной ранее сферы — мелких покупок и платежей. Опросы показывают, что такие технологии востребованы рынком.

Так, проведенное в конце 2005 года компанией Ipsos Insight исследование показало, что использовать свои банковские карты (как дебетовые, так и кредитные) для покупки напитков, кофе и прочей мелочи в торговых автоматах, оплаты парковки (то есть покупок стоимостью менее $5) предпочли бы 45% американцев (на 23% больше по сравнению с предыдущим годом). Значительная часть из них также хотела бы отказаться от наличных и при оплате покупок стоимостью менее доллара.

Исследование также показало, что поддержка безналичных платежей в фаст-фудах и торговых автоматах повышает среднюю сумму чека, стимулируя потребителей приобретать за один раз больше товаров.

Такие же результаты получил и Bank of America, изучая потребности своих частных клиентов, с которыми он активно работает на всей территории США. Однако масштабные проекты по организации систем мгновенных микроплатежей пока еще не вышли из стадии тестирования.

"При развитии этих технологий у нас случались и успехи, и неудачи,- говорит Джон Саченэк, президент по исследованиям и разработке Bank of America.- Иногда, оценив результаты тестирования нового проекта, нам приходилось от него отказываться".

Например, не получили заметного развития проекты по оплате небольших сумм путем отправки SMS с мобильного телефона, которые с увеличением проникновения сотовой связи стали активно разрабатываться в Европе. Предполагалось, что клиенты, отправив сообщение на указанный на торговом автомате или парковочном счетчике номер, смогут мгновенно оплатить товар или услугу. Сложности возникли из-за технических и юридических проблем реализации сервиса: на мобильного оператора предполагалось возложить несвойственную ему функцию расчетного центра.

Одним из первопроходцев в сфере мгновенных микроплатежей стала крупнейшая платежная интернет-система PayPal. Компания внедрила предоплаченные скретч-карты для бесконтактной оплаты в нескольких кафе, расположенных на территории собственного офиса и некоторых других фирм. Этот шаг породил слухи о том, что PayPal намерена вывести эту технологию на "офлайновый" рынок оплаты небольших покупок. Но пока компания ограничивает свое присутствие в "реальном" мире выпуском традиционной дебетовой карты совместно с MasterCard.

Новые возможности пластиковых карт

Интеграция новых технологий бесконтактных платежей с традиционной финансовой инфраструктурой позволяет устранить из цепочки "поставщик-потребитель" ряд промежуточных звеньев, усложняющих и удорожающих финансовые транзакции.

Недавно международная платежная система MasterCard запустила несколько пробных проектов на базе собственной карты для мгновенных микроплатежей — PayPass. Помимо магнитной полосы, позволяющей оплачивать покупки везде, где принимаются карты MasterCard, PayPass содержит встроенный микрочип и антенну для обмена данными с приемником на небольшом расстоянии (несколько сантиметров).

Для оплаты с помощью PayPass достаточно прикоснуться картой к небольшому терминалу и дождаться звукового сигнала, свидетельствующего о завершении транзакции. Для покупок стоимостью менее $25 подпись покупателя на чеке не требуется. При использовании дебетового счета, возможно, потребуется ввести PIN-код.

Вся процедура занимает пару секунд, а если покупателю нужен чек о совершенной операции, он выдается на месте по запросу. По умолчанию печать чека не предполагается, чтобы сократить время проведения транзакции и снизить издержки. Чип PayPass можно также встроить в брелок и другие устройства подобного рода.

Одним из первых практических применений этой системы стала карта Citibank, позволяющая оплачивать проезд в нью-йоркском метро. На первом этапе проекта считыватели установлены на трех станциях линии Lexington Avenue.

Для оплаты проезда необходимо коснуться считывателя картой или специальной меткой, содержащей чип.

Экспериментами в этой области занимается и международная платежная система Visa.

В рамках своих "микроплатежных" инициатив Visa снизила с апреля 2006 года комиссию за обработку небольших платежей и повысила пороговую сумму, не требующую подписи покупателя на чеке, с $15 до $25.

По оценкам Visa, к концу 2006 года число находящихся в использовании бесконтактных платежных карт и считывателей может достичь 50 млн.

Не последнюю роль в распространении этих платежных инструментов играют розничные торговцы: их привлекает растущий интерес клиентов к новым возможностям оплаты, сокращение времени на оформление покупки и удешевление инфраструктуры приема платежей.

Как показывают результаты испытаний систем бесконтактной оплаты, время транзакции сокращается в среднем на 50% по сравнению с оплатой наличными (не говоря уже о картах с магнитной полосой).

Большинство торговых точек, где уже внедрена бесконтактная оплата, сообщают о положительном опыте внедрения, несмотря на дополнительные расходы на установку считывателей. Стоимость одного устройства для считывания бесконтактных карт составляет в США $100—150 при наличии инфраструктуры для приема традиционных карт.

Например, сеть ресторанов быстрого питания Arby полагает, что к концу 2006 года от 20% до 25% их посетителей будут оплачивать еду "в одно касание", особенно в тех ресторанах, где можно обслуживаться не выходя из автомобиля. В этом случае удается сэкономить от 5 до 15 секунд на каждой оплате, что для большой сети означает существенное увеличение пропускной способности.

Сети бензоколонок Sheetz удалось достигнуть роста числа посетителей в мини-маркетах при заправках, кроме того, отмечено увеличение среднего размера чека.

В настоящий момент, по данным Национальной ассоциации ресторанов США, более 20% фаст-фудов вообще не принимают платежи по картам, поэтому для внедрения бесконтактной оплаты им потребуются существенные инвестиции. Тем не менее Visa отмечает ежегодный рост оплаты картами в ресторанах быстрого питания более чем на 60%. Поскольку исследования показывают постоянное сокращение доли наличных в качестве средства оплаты в большинстве розничных бизнесов, развертывание инфраструктуры мгновенных бесконтактных платежей может стать перспективным направлением даже для розничных точек с небольшой средней суммой покупки.

Новую технологию принимают на вооружение и городские власти. С конца 2005 года более 200 парковочных счетчиков в Нью-Йорке оборудованы интерфейсом для приема всех распространенных платежных карт (пока- традиционных). Аналогичные парковочные счетчики устанавливаются в Хьюстоне.

К оплате принимаются часы и мобильники

Эксперты полагают, что в Европе распространение новых карт бесконтактной оплаты не будет столь быстрым, как в США, поскольку европейские банки сосредоточены на внедрении платежных смарт-карт с чипом стандарта EMV, не предполагающих бесконтактных микроплатежей. Тем не менее MasterCard и Visa планируют в ближайшее время запустить в Европе несколько пробных проектов по бесконтактной оплате.

В начале ноября французский банк Credit Mutuel совместно с местным оператором NRJ Mobile запустил программу бесконтактной оплаты с использованием мобильных телефонов в Страсбурге. С помощью своего телефона пользователи могут оплачивать билеты в кино, счета в ресторанах и покупки в супермаркетах (программа пока распространяется только на 50 торговых точек Страсбурга). Телефон- обычный, платежный чип на базе технологии PayPass интегрирован непосредственно в SIMкарту. Для оплаты достаточно поднести телефон к считывателю на расстояние ближе 5 см, а для подтверждения платежа необходимо ввести PIN-код на клавиатуре телефона.

Аналогичный проект реализует в Голландии японская банковская группа JCB. Клиентам выдаетсямодифицированный мобильный телефон Nokia, в который встроен бесконтактный платежный чип производства Philips.

Поскольку такие чипы очень маленькие, их можно встроить в любой удобный предмет. Например, в системе оплаты на бензозаправках Speedpass платежным средством служит небольшой брелок, а австрийский производитель часов с дополнительной функциональностью LAKS выпускает модель, в которую можно вставить карту, содержащую различные чипы, как идентификационные, так и платежные.

Австрийские часы Smart Transaction Watch вместе с чипами, эмитированными банком Chinatrust (на базе технологии PayPass от MasterCard), использовались во время последнего чемпионата мира по футболу на спортивных объектах и оказались столь популярными, что банк решил продолжить выпуск чипов. Клиент, выбрав понравившуюся ему модель часов, может получить от банка чип (напоминающий SIM-карту для мобильных телефонов) и вставить его в часы.

Подобные проекты появляются и в России. Так, Банк Москвы договорился с московским метрополитеном о выпуске специальных пластиковых карт Visa Electron, позволяющих оплачивать проезд в метро, просто прикоснувшись к турникету. Все поездки, совершенные в течение месяца по карте, регистрируются в базе данных метрополитена. В начале следующего месяца банк удержит соответствующую сумму со счета, к которому привязана карта.

Владелец может получить детализированную выписку по всем поездкам, а при интенсивном использовании цена одной поездки снижается.

Макробезопасность для микроплатежей

Банки не случайно ограничивают сферу применения бесконтактной оплаты микроплатежами (менее $20—25). Технологии, при которой финансовые данные передаются с помощью беспроводной связи, без визуального контроля продавцом валидности карты и ее предъявителя и без подписи на чеке, требуют повышенного внимания к вопросам безопасности.

Особенно уязвим беспроводной интерфейс между платежным чипом и считывателем. В платежных приложениях используется оборудование, аналогичное радиометкам RFID (разумеется, с более стойким шифрованием), которое в отдельных случаях может стать уязвимым для неавторизованного считывания данных.

Например, в брелоке Speedpass используютсярадиочипы производства Texas Instruments серии DST, в которых применен закрытый (а значит, потенциально ненадежный) алгоритм аутентификации.

В январе 2005 года в рамках исследования стойкости подобного оборудования группе RSA Security совместно со студентами Университета Джона Хопкинса (США) удалось взломать шифр и скопировать содержимое брелока. Экспериментаторы купили бензин с помощью самодельной копии устройства. После этого компания Mobile модифицировала систему, и теперь требуется не только прикоснуться брелоком к считывателю, но и ввести ZIP-код (аналог российского почтового индекса), который сверяется с адресом доставки счетов клиенту.

С точки зрения безопасности устройства более сложные, чем обычная пластиковая карта, выглядят предпочтительнее: на мобильном телефоне для подтверждения оплаты можно ввести на клавиатуре PIN-код, а на часах Smart Transaction Watch есть специальная кнопка, подтверждающая платеж.

Будущее за глобальными проектами

Переход к прозрачным схемам оплаты труда в России будет способствовать увеличению доли безналичных расчетов.

Раз доходы граждан все в большей степени будут аккумулироваться в банках в виде безналичных средств на счетах, вполне логичным представляется переход к более современным и дешевым формам расчетов и оплаты. В конце концов, это просто удобно и экономически обоснованно.

Традиционные финансовые институты (банки и популярные платежные системы) готовы к внедрению новых технологий. В такой ситуации разработка и запуск изолированных, проприетарных систем бесконтактной оплаты теряют смысл, поскольку изолированная система удлиняет цепочку от средств потребителя (банковского счета) к поставщику товаров и услуг, а также усложняет процесс оплаты для клиентов. По всей видимости, будущее — за глобальными проектами, развиваемыми международными платежными системами. Какой смысл иметь карту, пусть даже банковскую, которой можно оплатить проезд, но нельзя — парковку или небольшую покупку в магазине?

Мобильная безналичность

1 ноября 2006 года французский банк Caisse d’Epargne запустил для своих клиентов новый сервис, позволяющий осуществлять платежи путем отправки с сотового телефона SMS-сообщения. Чтобы воспользоваться услугой, необходимо сначала зарегистрировать данные расчетного счета и пластиковой карты на специальном сайте. После этого перечислить деньги можно будет любому человеку, независимо от того, в каком банке находится счет получателя. В течение первого года пользование сервисом бесплатное, затем предполагается взимать по 6 евро в год. В настоящий момент поддерживается перевод денег посредством SMS и голосового меню, затем будут добавлены функциональности WAP и iMode.

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Российские компании и банки ведут эксперименты по внедрению систем мгновенных микроплатежей":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Банкиры ведут охоту за головами

"Ведомости" / Александр Роготень Юлия Дрокова Банковские специалисты пожинают плоды наплыва иногородних банков в Новосибирск. Новички предпочитают переманивать состоявшихся менеджеров, предлагая более высокие зарплаты и привлекательные соцпакеты. Больше всего шуму наделала кадровая политика Райффайзенбанка, который охотился на самых лучших специалистов.

» Банки и кредиты - 1677 - читать


Народные IPO российских компаний и банков: первые блины - не комом

В течение последнего года российские компании и банки резко активизировали выход на публичный рынок ценных бумаг, осуществив несколько десятков первичных публичных размещений (IPO) акций. В прошлом году их объем превысил $17,742 млрд. против $4,551 млрд. в 2005 году. На показатели общего объема проведенных в 2006 году размещений сильно повлияло IPO "

» Банки и кредиты - 2487 - читать


Российские компании полюбили синдицированные кредиты

Газета "Бизнес" / Юрий Веретенников Российским заемщикам понравилось брать синдицированные кредиты у западных банков. Во втором квартале этого года объем таких кредитов, выданных в России, превысил $4,8 млрд, что стало абсолютным рекордом квартала за всю историю рынка. Синдикации позволяют привлечь «длинные» деньги по более низким ставкам.

» Банки и кредиты - 2781 - читать


Внедрение CRM в российских компаниях. Грабли, на которые хочется наступать снова и снова

Данная статья посвящена проблеме внедрения систем управления отношениями с клиентами (Customer Relationship Management, CRM) и обращена главным образом к руководителям, в чью компетенцию входит принятие решений о приобретении и внедрении программных платформ. В статье разбирается ситуация конфликта интересов руководства компании и менеджеров, которым предстоит работать c CRM-системой, а также рассматриваются действия фирмы, приглашенной для осуществления проекта по интеграци ...

» Безопасность бизнеса - 1672 - читать


Восход экспорта. Страны Востока становятся успешной площадкой для российских компаний

Признавая тщетность многих попыток российских компаний закрепиться на западных рынках, участники рынка тем не менее признают, что, возможно, экспортных успехов российским компаниям стоит ждать с неожиданной стороны — прежде всего на рынках стран Азии. До недавнего времени основные усилия по продвижению своих товаров компании сосредотачивали на западном направлении, однако реального возврата потраченных в дистрибуцию и продвижение продукции денег добивались лишь в редки ...

» Маркетинг - 2306 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Банки и кредиты » Российские компании и банки ведут эксперименты по внедрению систем мгновенных микроплатежей

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru