Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Банки и кредиты » Российские компании полюбили синдицированные кредиты

 

Российские компании полюбили синдицированные кредиты

 

 

Газета "Бизнес" /

Юрий Веретенников

Российским заемщикам понравилось брать синдицированные кредиты у западных банков. Во втором квартале этого года объем таких кредитов, выданных в России, превысил $4,8 млрд, что стало абсолютным рекордом квартала за всю историю рынка. Синдикации позволяют привлечь «длинные» деньги по более низким ставкам. Пока они организуются для крупных компаний, но банкиры не сомневаются, что со временем этот вид кредитов будет доступен и среднему бизнесу.

Рынок в $1,5 трлн

Основное отличие синдикации от стандартного кредита заключается в том, что в ней участвуют сразу несколько банков.

загрузка...

 

 

Для привлечения синдицированного займа компания может обратиться только к одному банку с заявкой на организацию финансирования, но предоставлять средства будут несколько кредитных организаций. В отдельных случаях их может быть несколько десятков. Например, в июле Внешэкономбанк привлек кредит на $500 млн, в котором участвовали 40 банков из более чем десяти стран.

Совокупный объем синдикаций международных банков составляет сотни миллиардов долларов. По данным американской консалтинговой компании Thomson Financial, по итогам первого полугодия 2005 года рынок синдицированных кредитов вырос до $1,541 трлн. Крупнейший синдицированный кредит за этот период привлекла General Electric Capital Corp ($20,4 млрд), а в Европе самым крупным заемщиком стал Volkswagen ($15,3 млрд). По сравнению с первым полугодием 2004 года рынок вырос на 25%.

Синдицированный кредит — отличный способ получить долгосрочные ресурсы по относительно невысокой цене. «Сейчас в рамках синдикации российская компания может получить деньги на срок от трех до пяти лет по ставкам 8–11,5% годовых,— говорит первый зампредседателя правления Конверсбанка Максим Скочко.— По обычным кредитам банки первого эшелона берут 10–13% годовых в долларах, банки второго эшелона — 13–15%».

Аппетиты растут

В этом году высокий спрос на синдикации продемонстрировали российские корпорации.

По данным обзора Банка Москвы (БМ), во втором квартале этого года объем синдицированных кредитов заемщикам из России составил $4,86 млрд, что стало абсолютным рекордом квартала за всю историю российского рынка синдикаций. Это в 2,2 раза больше, чем в первом квартале этого года, а по сравнению со вторым кварталом 2004 года объем операций вырос на 16,9%. Для сравнения: за весь 2002 год российские заемщики получили синдицированных кредитов на $6 млрд.

По данным БМ, основными получателями синдицированных кредитов стали российские банки, которые во втором квартале привлекли 37,2% всего портфеля синдицированных кредитов.

По данным начальника аналитического отдела казначейства Промсвязьбанка Марии Субботиной, в 2003 году банки получили 12 синдикаций на $127 млн, в 2004-м — 19 на сумму $1,95 млрд, а за восемь месяцев 2005 года — 15 на $2,75 млрд. По итогам года эта цифра будет значительно больше — например, Сбербанк в августе объявил о возможности привлечь синдицированный кредит от ABN AMRO и HSBC на сумму $500 млн. А в середине октября стало известно о намерении Альфа-банка получить синдикацию на $200 млн.

На топливно-энергетический комплекс во втором квартале пришлось 27,1% общего объема синдикаций. Впрочем, основная часть заимствований этого сектора еще впереди.

Синдицированный кредит на $13 млрд для приобретения «Сибнефти» получит «Газпром», а госкомпания «Роснефтегаз» договорилась с синдикатом западных банков о кредите на $7,5 млрд. «Пока идут сделки, связанные с переходом прав собственности на крупнейшие компании, доля кредитов по финансированию этих сделок будет подавляющей»,— полагает Субботина из Промсвязьбанка.

Второй дивизион

Пока средние российские компании практически не имеют доступа к синдикациям, а российские банки почти не занимаются их организацией. Замдиректора департамента кредитных операций Росбанка Александр Загренчук связывает это со спецификой кредитного бизнеса в России. «Если позволяют нормативы, есть деньги, хорошая ставка, у заемщика позитивная оценка, лучше профинансировать проект и заработать по максимуму»,— говорит он. «Кредитование заемщиков второго эшелона не прижилось, поскольку российские банки боятся терять клиентов — организатор знает, что при синдицированном кредитовании контакт его клиента с другими банками неизбежен»,— добавляет Субботина.

В российской корпоративной практике пока не сложились традиции согласования сложных структурированных сделок. «Представьте себе, что при оформлении кредита с одной формой договора и определенными формулировками должны согласиться юристы, например, трех банков, это же целая драма. А участвуют в сделке не только юристы»,— замечает Загренчук.

Как результат, по данным Банка международных расчетов (BIS), в Восточной Европе (включая Россию) и Латинской Америке доля местных банков на рынке синдикаций не превышает 10%. А в top-10 ведущих банков-организаторов, возглавляемой Citigroup, нет ни одного российского банка.

В России интерес к синдикатам проявляют крупные и средние компании, которые пока не могут пользоваться услугами Citigroup, но при этом ведут достаточно прозрачный бизнес, говорит Скочко из Конверсбанка.По его словам, для такого клиента синдикация от российского банка чаще всего промежуточный шаг к получению финансирования на мировых рынках.

Пожелавший остаться неназванным банкир говорит, что в отдельных случаях синдикации делают и для небольших компаний, работающих «в серую», но это исключение из правила.

По его словам, большинство клиентов пока просто не готово к синдикациям, так как такой кредит является сложной сделкой, на организацию которой уходит в среднем пять-шесть месяцев и немало средств. По одному из кредитов, организованных российским госбанком, комиссия за организацию (единоразовый платеж) составила 0,15–0,2% от кредита, говорит один из участников рынка.

Впрочем, некоторые банки не берут комиссий за организацию, ограничиваясь процентным доходом.

Новый сегмент

Тем не менее синдицированные кредиты для российских клиентов, организованные отечественными банками, постепенно входят в практику. В обзоре БМ говорится, что на рынке кредитов, регулируемых российским правом, во втором квартале появились синдикации, организованные российскими банками для других российских банков.

В частности, в июне Россельхозбанк привлек синдицированный кредит на 2,1 млрд по ставке 8,5% годовых. Организатором кредита стал Газпромбанк. «Это свидетельствует о возможностях для развития внутреннего рынка синдицированных кредитов»,— пишет БМ. Кроме того, недавно Банк Москвы и ВТБ организовали синдицированныйкредит для «Аптечной сети 36,6». Банкиры говорят, что пока российские банки проводят лишь разовые синдикации. «Этот вид кредитов не скоро станет стандартным продуктом»,— полагает Скочко. А Мария Субботина уверена, что синдицированные кредиты нужны среднему клиентам и «рано или поздно этот вид кредитов привьется и у нас». Загренчук из Росбанка также не видит никаких препятствий для таких сделок.


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Российские компании полюбили синдицированные кредиты":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Народные IPO российских компаний и банков: первые блины - не комом

В течение последнего года российские компании и банки резко активизировали выход на публичный рынок ценных бумаг, осуществив несколько десятков первичных публичных размещений (IPO) акций. В прошлом году их объем превысил $17,742 млрд. против $4,551 млрд. в 2005 году. На показатели общего объема проведенных в 2006 году размещений сильно повлияло IPO "

» Банки и кредиты - 2488 - читать


Российские компании и банки ведут эксперименты по внедрению систем мгновенных микроплатежей

Граждане, имеющие счета в банках, хотят расплачиваться своими картами не только за крупные покупки, но и за всякую мелочь. Эксперименты по внедрению систем мгновенных микроплатежей ведут сейчас многие компании и банки. Но похоже, что приживутся в обиходе технологии и схемы, которыми занимаются международные платежные системы.

» Банки и кредиты - 2183 - читать


Внедрение CRM в российских компаниях. Грабли, на которые хочется наступать снова и снова

Данная статья посвящена проблеме внедрения систем управления отношениями с клиентами (Customer Relationship Management, CRM) и обращена главным образом к руководителям, в чью компетенцию входит принятие решений о приобретении и внедрении программных платформ. В статье разбирается ситуация конфликта интересов руководства компании и менеджеров, которым предстоит работать c CRM-системой, а также рассматриваются действия фирмы, приглашенной для осуществления проекта по интеграци ...

» Безопасность бизнеса - 1672 - читать


Восход экспорта. Страны Востока становятся успешной площадкой для российских компаний

Признавая тщетность многих попыток российских компаний закрепиться на западных рынках, участники рынка тем не менее признают, что, возможно, экспортных успехов российским компаниям стоит ждать с неожиданной стороны — прежде всего на рынках стран Азии. До недавнего времени основные усилия по продвижению своих товаров компании сосредотачивали на западном направлении, однако реального возврата потраченных в дистрибуцию и продвижение продукции денег добивались лишь в редки ...

» Маркетинг - 2306 - читать


Красные директора. Что отличает топ-менеджеров крупных российских компаний, начинавших карьеру в Coca-Cola

Низшая менеджерская позиция в Coca-Cola ненамного престижнее должности уборщицы. Первые торговые представители, нанятые Coca-Cola в Москве, не знали, плакать им или смеяться, когда перевели внутреннюю инструкцию для своих американских коллег. « Там было написано что-то вроде: 'Не вонять.

» Бизнес идеи - 3542 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Банки и кредиты » Российские компании полюбили синдицированные кредиты

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru