Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Концептуально-методические основы комплексной оценки эффективности предпринимательской деятельности

 

Концептуально-методические основы комплексной оценки эффективности предпринимательской деятельности

 

 

Нешитой А.С.,
к.э.н., профессор,
ведущий научный сотрудник Института экономики РАН


Опубликовано в номере: Финансовый менеджмент №4 / 2002

1. Формы организации предпринимательства, их классификация и особенности

Предпринимательство в нашей стране находится вместе с развитием рыночной экономики в стадии становления, равно как и научно-методические подходы к его организации и определению эффективности деятельности.

В западных странах с научно-практической точки зрения современное предпринимательство характеризуется как особый новаторский, антибюрократический вид (стиль) хозяйствования, в основе которого находится поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников.

Наиболее типичное и емкое, на наш взгляд, определение предпринимательства дано в работе американских ученых Р.

загрузка...

 

 

Хизрича и М. Питерса: «Предпринимательство — это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворение достигнутым» (39).

Существенное значение в развитие теории и практики предпринимательства внесли выдающиеся зарубежные ученые-экономисты Ф. Хайек, Й. Шумпетер и П. Друкер, а также российские ученые, посвятившие научные исследования этих проблем, А.И. Агеев, А.В. Бусыгин, В.В. Радаев, Ю.М. Осипов, М.Г. Лапуста, А.Г. Поршнев и др.

Й. Шумпетер считает, что для развития предпринимательства необходимо два составляющих фактора: а) организационно-хозяйственное новаторство; б) экономическая свобода. Он является защитником свободного предпринимательства (40).

П. Друкер считает, что предпринимательство основано на экономической и социальной теориях, согласно которым изменение — вполне нормальное и естественное явление. Новые идеи как раз и составляют смысловую основу термина «предпринимательство», поэтому предпринимательской задачей является «созидательное разрушение» (на что и указано в трудах Й. Шумпетера). Предпринимателей, подчеркивает П. Друкер, отличает инновационный тип мышления. И далее — предпринимательским является предприятие не потому, что оно новое, и не потому, что оно небольшое (мелкое), хотя и быстро развивающееся, а потому, что в основе его деятельности лежит осознание того факта, что выпускаемые изделия имеют индивидуальные характеристики, спрос на них вырос до такой степени, что образовалась «рыночная ниша», а новая техника делает возможным превращение сложных операций в научный процесс (22).

Большое теоретическое и практическое значение имеет, по нашему мнению, точка зрения П. Друкера о сущности понятий «предпринимательская экономика», «предпринимательское общество», «предпринимательское управление». Он исследует проблемы формирования предпринимательской среды, мотивации предпринимателей, условий осуществления ими своего бизнеса.

В конечном итоге во всех научных определениях предпринимательства учеными Запада, по сути, речь идет о таком поведении (процессе), в котором требуется проявление инициативы, организации и реорганизации социально-экономического механизма, с тем чтобы суметь с выгодой использовать имеющиеся ресурсы и конкретную ситуацию и взять на себя ответственность за возможную неудачу, то есть готовность рисковать. В определении, как видно, сочетаются экономический, социальный, личностный и управленческий подходы.

Для развития предпринимательства в нашей стране существенное значение, на наш взгляд, имеет понимание того, что не любое новое дело является предпринимательством (хотя, конечно, и считать предпринимательством любое дело в области формирования рыночной экономики можно лишь с определенными оговорками).

Предпринимательство в первую очередь связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей отдельных граждан и общества в целом в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимой для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами, получения в конечном итоге материального и морального вознаграждения.

Предпринимательство — по сути, тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников предприятий, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты. Это, как правило, рисковое дело, и поэтому должно быть тщательно обоснованно, опираясь на знания рынка сбыта и конкурентов, не пренебрегая при этом собственной интуицией и, безусловно, поддержкой государственных органов (особенно когда речь идет об экономически перспективных и социально значимых проектах).

Итак, предпринимательство в обобщенном смысле отражает совокупность отношений (экономических, социальных, организационных, личностных и др.), связанных с организацией предпринимателями своего дела, с производством товаров (работ, услуг) и получением желаемых результатов в виде прибыли (дохода). Предпринимательство отражает и систему отношений, которые возникают у предпринимателей как хозяйствующих субъектов друг с другом (финансовые, экономические, социальные), а также с потребителями их продукции (работ, услуг), поставщиками всех факторов производства (сырья, материалов, оборудования, топлива, электроэнергии и т.д.), с банками и др. субъектами рынка, с наемными работниками (сотрудниками) и, наконец, с государством в лице соответствующих органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Поступательное развитие предпринимательства направлено на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг), их доведение до конкретных потребителей (домохозяйств, других предпринимателей, государства) с наименьшими затратами и является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов ВВП и национального дохода, повышения эффективности общественного производства.

Развитие предпринимательства, предполагая эффективное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов, в то же время требует к себе и государственного регулирования в направлении создания определенных благоприятных для этого условий.

Предпринимательство как экономическое явление отражает товарный характер отношений с хозяйствующими субъектами на основе действия экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, стоимости, конкуренции и др.) и всех инструментов товарного производства и обращения (цены, денег, финансов, кредита и т.д.).

Предпринимательство, как социальное явление, отражает возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, проявлять с наибольшей отдачей свои индивидуальные способности, творчество; проявляется в формировании нового слоя людей — предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создавать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленных целей. При этом оно способствует увеличению численности наемных работников которые, в свою очередь экономически и социально заинтересованы в устойчивости предпринимательской деятельности. Чем эффективнее функционирует предпринимательская организация, тем устойчивее экономика региона, увеличиваются поступления средств в бюджет и государственные внебюджетные социальные фонды, растет численность рабочих мест, сокращается уровень безработицы, повышается уровень материального положения наемных работников.

В известной мере предпринимательство отражает и политическую ситуацию в стране. С одной стороны, условия и факторы его развития зависят от политической обстановки в стране (благоприятной или неблагоприятной), а с другой стороны, предпринимательские ассоциации, объединения, союзы сами оказывают влияние на формирование политической обстановки в стране, принимая участие в политической деятельности государства.

Предпринимательство, как отмечалось, представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности, но в рамках гражданского законодательства, регулирующего эту деятельность. В Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.) впервые в нашей стране было дано определение сущности предпринимательской деятельности (предпринимательства) как инициативной деятельности граждан и их объединений, направленной на получение прибыли. Установлено, что предпринимательская деятельность осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. В данном Законе наиболее четко сформулированы права, обязанности и ответственность предприятий, а также гарантии им со стороны государства.

В первой части Гражданского Кодекса РФ (п. 1, ст. 2) дано комплексное определение сущности предпринимательской деятельности, как самостоятельной деятельности, осуществляемой на свой страх и риск, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В соответствии с понятием предпринимательской деятельности, трактуемом ГК РФ, можно выделить несколько характерных черт и особенностей предпринимательской деятельности в России: 1) это самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объединений. Никто не может заставить принудительно заниматься этой деятельностью; 2) это инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества; 3) это деятельность рисковая, поэтому будущий предприниматель должен будет рисковать и преодолевать сопротивление среды; 4) это не разовая сделка, а процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли (дохода) законным путем, так как получить прибыль можно при условии профессиональной и компетентной деятельности; 5) это деятельность, осуществляемая лицами (физическими и юридическими), зарегистрированными в установленном законодательством порядке в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц; 6) это мотивированная деятельность — получение прибыли от выполнения работ (услуг), пользования имуществом, продажи товаров.

В зависимости от направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов выделяют следующие виды предпринимательства.

В первую очередь — это производственное предпринимательство, как процесс производства конкретных товаров и оказания услуг и реализации (продажи) их потребителям (покупателям). В зависимости от вида хозяйственной деятельности оно классифицируется на промышленное, сельскохозяйственное производство и т.д. Соответственно классифицируется производственное предпринимательство по отраслям и подотраслям деятельности (например, легкая промышленность, в том числе текстильная, трикотажная, обувная, швейная; пищевая промышленность, в том числе масложировая, кондитерская, хлебопекарная и т.д.).

Производственное предпринимательство с народнохозяйственной точки зрения является определяющим, так как в этой сфере (фирмах, компаниях, организациях) осуществляется производство продукции производственно-технического назначения и товаров массового потребления для конкретных потребителей (домашних хозяйств, предпринимателей, государства).

Для развития производственного предпринимательства в нашей стране, к сожалению, не обеспечены необходимые условия, в том числе и в малом предпринимательстве, а потому оно является ныне наиболее рисковым занятием (проблемы сбыта, неплатежей, многообразия налогов, сборов и пошлин тормозят его развитие).

В г. Москве, к примеру, где даже созданы, как известно, наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства, на производственное предпринимательство приходится 25% от общего объема продукции, работ оказываемых услуг в сфере малого бизнеса и 12% общего количества предприятий. По стране в целом соответственно: в 2000 г. — 27,4% и 15,3% (приложение — табл. 1 и 3).

Относительно высокими темпами развивается коммерческо-торговое предпринимательство. Эта деятельность наиболее мобильна, быстро приспосабливается к потребностям, так как непосредственно связана с конкретными потребителями.

Для развития этого вида предпринимательства необходимо наличие как минимум устойчивого спроса на продаваемые товары (обязательное требование к знанию рынка) и более низкого уровня закупочной цены товаров у производителей, что позволяет торговле возместить издержки обращения и получить необходимую прибыль. Торговое предпринимательство связано с относительно высоким риском, особенно при организации торговли товарами культурно-бытового и хозяйственного назначения, технически сложными и длительного пользования.

Специализированным видом предпринимательства является финансово-кредитная деятельность, характерная особенность которой состоит в том, что предметом купли-продажи выступают ценные бумаги (акции, облигации и др.), валютные ценности и национальная валюта (деньги) — российские рубли.

Деятельность коммерческих банков, финансово-кредитных компаний (фирм), фондовых, валютных бирж и др. специальных организаций, занимающихся финансово-кредитным предпринимательством, регулируется как общими законодательными актами, так и специальными законами и нормативными актами ЦБ РФ и Минфина РФ. На фондовом рынке предпринимательская деятельность осуществляется профессиональными участниками, государством в лице Минфина РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями и коммерческими организациями, осуществляющими эмиссию ценных бумаг.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (1999 г.) определено, что предпринимательская деятельность на рынке финансовых услуг представляет собой совокупность оказываемых услуг на рынках: ценных бумаг (брокерская, дилерская деятельность, депозитарная, клиринговая /по определению взаимных обязательств/, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг); банковских услуг (привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады, размещение привлеченных средств, ведение счетов, расчетов, кассовых операций и др. операций в соответствии с Федеральным законом РФ «О банках и банковской деятельности», а также выдаваемыми лицензиями Банком России на осуществление банковских операций); страховых услуг — в соответствии с договорами имущественного, личного страхования и страхования предпринимательского риска.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» (ст. 47) образовательные учреждения РФ (государственные, муниципальные и негосударственные) ведут предпринимательскую деятельность, предусматриваемую их уставами (реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества учреждения, оказание посреднических услуг, торговля покупной продукцией, долевое участие в деятельности других учреждений и организаций, приобретение ценных бумаг, получение доходов по ним) в той части, в которой получаемый доход от оказания услуг не использован на нужды учреждений.

Индивидуальная педагогическая деятельность, сопровождаемая получением доходов, подлежит регистрации, а лица, осуществляющие эту деятельность, обязаны уплачивать налоги и по месту регистрации представлять в налоговый орган налоговую декларацию.

Важным видом предпринимательства в рыночной экономике является посредническая предпринимательская деятельность. Посредники — это физические или юридические лица, представляющие интересы производителя или потребителя, но сами таковыми не являющиеся. В качестве посредников на рынке выступают оптовые, снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьюторы, биржи, в какой-то мере коммерческие банки и другие кредитные организации.

Посредническая предпринимательская деятельность является в значительной степени рисковой, поэтому организация-посредник устанавливает в договоре уровень цены, учитывая степень риска при осуществлении посреднических операций.

В зависимости от направления и предмета деятельности выделяются и другие виды предпринимательства.

В теории и практике предпринимательства сложилась классификация (группировка) организаций (предприятий) предпринимательства и по таким признакам (критериям) как: формам собственности — частной, индивидуальной, коллективной (партнерской), государственной (федеральной, субъектов РФ, муниципальной), смешанной, совместной и иностранных инвесторов; по охвату территории (региональные и межрегиональные); по составу учредителей; по численности персонала и объему оборота; по формам ответственности (с полной, солидарной и субсидиарной); по уровню использования нововведений; по темпам роста объемов производства (работ, услуг) и уровню рентабельности.

В зависимости от механизма создания, организационно-правовых форм, числа учредителей, процессов функционирования и управления выделяют простые и сложные предпринимательские организации. По таким признакам (критериям), как численность всего персонала, удельному весу в уставном (складочном) капитале других субъектов выделяют малое предпринимательство.

2. Система условий и факторов, влияющих на развитие и эффективность предпринимательской деятельности

2.1. Предпринимательская среда

Предпринимательство успешно развивается при наличии определенных условий и факторов, в совокупности обеспечивающих формирование определенной предпринимательской среды. Последнюю следует понимать как интегрированную совокупность различных (объективных и субъективных) факторов, позволяющих предпринимателю добиваться успеха в реализации поставленных целей, в осуществлении предпринимательских проектов и договоров с получением достаточной прибыли (дохода).

Эффективность предпринимательской среды определяется, как свидетельствуют научные исследования, условиями экономической свободы и развитием организационно-хозяйственного новаторства. Эти элементы предпринимательской среды в значительной мере отражены в Конституции страны и Гражданском Кодексе (ГК) РФ. В них гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, защита всех форм собственности, права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. К сожалению, настоящие правовые положения еще не действуют в полную силу, что тормозит развитие предпринимательства.

Предпринимательская среда как сложная интегрированная система подразделяется на внешнюю, как правило, не зависимую от предпринимателей, и внутреннюю, формируемую непосредственно предпринимателями.

Внешняя предпринимательская среда определяется совокупностью внешних факторов и условий, прямо или косвенно влияющих на развитие предпринимательства. В частности, на эффективность развития предпринимательства положительно (или отрицательно) влияют следующие экономические факторы и условия (показатели): уровень ставки рефинансирования, устанавливаемый ЦБ России; уровень инфляции; число налогов, сборов и платежей и размеры налоговых ставок; уровень ликвидности хозяйствующих партнеров (компаний, фирм); уровень цен (тарифов) на определенные виды ресурсов, особенно на продукцию (услуги) естественных монополий; недопущение установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а также соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию на товарных рынках. Важными условиями являются постоянное укрепление национальной денежной единицы, повышение уровня ее покупательной способности и некоторые другие факторы и условия.

Несомненно, что для успешного развития предпринимательства требуется стабильность политической обстановки в стране, признание всеми ветвями власти того обстоятельства, что без поддержки предпринимательства невозможны экономический рост, повышение эффективности развития экономики в целом и благосостояния людей.

На нынешнем этапе развития требуется усилить регулирующую роль государства, региональных органов власти в процессах становления и развития предпринимательства, защите законных интересов предпринимателей, обеспечения им гарантий.

За последние годы (1995—2001 гг.) приняты оказывающие положительное влияние на развитие предпринимательства такие важные правовые акты, как ГК РФ, Арбитражно-процессуальный кодекс, Таможенный кодекс, Налоговый кодекс (II часть, ряд глав), Федеральные законы об АО, о народных предприятиях, о производственных кооперативах, о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках (в новой редакции), о банках и банковской деятельности, о рынке ценных бумаг, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, о государственной поддержке малых предприятий и др.

В то же время многие из правовых актов, к сожалению, носят декларативный характер, не имеют прямого действия на развитие предпринимательства, а главное, что нередко они не исполняются. Другим недостатком, свойственным переходному периоду, является то, что имеет место изобилие подзаконных актов (инструкций, указаний, положений), фактически тормозящих развитие предпринимательства.

Улучшению положения в этом отношении будет способствовать принятие Госдумой ряда нормативных актов по вопросам так называемой «дебюрократизации» многих законоположений, в частности, по предоставлению гарантий предпринимателям, по упрощению лицензирования и регистрации предпринимательской деятельности.

Важное значение в укреплении законных интересов предпринимателей будет иметь принятый Государственной Думой в ходе весенней сессии 2001 г. закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», а также в первом чтении Арбитражный процессуальный кодекс РФ в новой редакции, Гражданский процессуальный кодекс РФ, ряд законопроектов президентского пакета по судебной реформе и Уголовно-процессуальный кодекс (во втором чтении).

На повышение эффективности предпринимательской деятельности оказывает заметное влияние развитие институционально-организационной среды. Многие институты (организации) являются предпринимательскими и с учетом специализации своей деятельности оказывают услуги и влияние при этом на соответствующие предпринимательские организации. Это касается коммерческих банков, страховых организаций, оптовых и розничных продавцов, транспортных компаний. Несомненно значительная роль в развитии предпринимательства принадлежит федеральным и региональным фондам поддержки предпринимательства, торгово-промышленной палате РФ и ТПП, действующим в регионах, ассоциациям (союзам) предпринимателей, а также средствам массовой информации.

Внутренняя предпринимательская среда определяется совокупностью внутренних условий и факторов функционирования предпринимательской организации. К ним следует отнести следующие: наличие необходимого размера собственного капитала; правильный (обоснованный) выбор организационно-правовой формы предприятия (организации) и предмета деятельности; подбор команды партнеров; знание рынка и квалифицированное проведение маркетинговых исследований; подбор кадров и управление персоналом, его мотивированное материальное стимулирование; механизм сохранения предпринимательской тайны и некоторые другие.

Особое значение для успеха в предпринимательской деятельности организации имеют разработка обоснованного бизнес-плана, прогнозного расчета последствий наступления предполагаемых рисков, внедрение новых технологий, диверсификация деятельности, разработка обоснованной стратегии развития организации (предприятия) на перспективу.

К факторам внутренней предпринимательской среды следует также отнести четкое соблюдение предпринимателями и наемными менеджерами законов и нормативных актов, регулирующих деятельность данного вида бизнеса или соответствующей организационно-правовой формы предпринимательской организации (предприятия).

Опыт свидетельствует, что успеха добиваются те предприниматели, которые хорошо знают правовой механизм организации и ведения бизнеса; умело совершают сделки и заключают предпринимательские договоры; имеют долгосрочную обоснованную цель своей деятельности, которую знают и поддерживают работники предприятия; где налажена дисциплина, стимулирование труда, принимаются обоснованные решения, нацеленные на долгосрочную перспективу.

2.2. Малое предпринимательство

В структуре хозяйствующих субъектов предпринимательства особую экономическую роль играет сектор мелких хозяйствующих субъектов или малого предпринимательства (бизнеса).

Мировая и уже отечественная практика показывает, что основными критериальными показателями (факторами), на основе которых организации (предприятия) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем производства, оборота, прибыли (дохода).

В российской практике к малому предпринимательству, разрешенному с1988 г., относились предприятия в зависимости от установленного предела по численности работников. Величина хозяйственного оборота, значение которого предоставлено было определять союзным республикам, так и не была установлена.

В Федеральном законе от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» принцип отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства в зависимости от средней численности работников сохранен. Этот же принцип (критерий) отнесения хозяйствующих субъектов к малому предпринимательству предусмотрен и в Законе г. Москвы «Об основах малого предпринимательства в г. Москве».

Малое предпринимательство играет значительную роль в рыночной экономике в связи со свойственными ему определенными преимуществами. Деятельность малых хозяйствующих предприятий связана с повышением гибкости экономики. По уровню развития малого предпринимательства можно судить о способности экономики страны и региона приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

Анализ зарубежного и отечественного опыта развития малого предпринимательства показывает, что условия и факторы, обусловливающие его развитие, создают ему значительные преимущества в развитии по сравнению с крупными хозяйствующими субъектами, а именно: более быстрая адаптация к местным (региональным) условиям хозяйствования и ресурсам; большая самостоятельность действий; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принципиальных решений; большая возможность для индивидуума проявить свои способности и инициативу; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление (условно постоянные); более низкая потребность в первоначальном капитале; способность быстро вносить изменения в ассортимент продукции (работ, услуг) в процессе производства и реализации, реагируя на требования местных рынков; относительно более высокая скорость оборачиваемости капитала. Собственники малых хозяйствующих субъектов склонны к сбережениям и инвестированию, у них выше уровень личной мотивации в реализации проектов. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса населения, производство продукции (работ, оказание услуг) осуществляют во многих случаях по заказу конкретных потребителей, дают средство к существованию большому числу наемных работников. Малые организации (предприятия) по сравнению с крупными способствуют увеличению занятости работников, содействуют расширению подготовки профессиональных кадров. В ряде стран мира малые и средние предприятия по сравнению с крупными занимают доминирующее положение как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Для России, находящейся на этапе становления рыночных отношений, создание и развитие сектора малого предпринимательства служит прежде всего основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения к переходу всего хозяйства страны к рыночной экономике.

Несмотря на трудности и неудачи реформирования экономики, последствия финансового кризиса 1998 г. (август), малое предпринимательство в России развивается и набирает темпы роста, решая экономические, социальные и научно-технические проблемы.

Доля малого предпринимательства в основных экономических показателях России, по нашим расчетам, исходя из данных Госкомстата России, представлена в таблице 1.

Таблица 1

Доля малого предпринимательства в основных экономических показателях России в 2000 году

Показатели

Малое предпринимательство, %

Общая численность постоянных работников на предприятиях и в организациях всех отраслей экономики

12,5

Выпуск товаров и рыночных услуг на предприятиях и организациях всех отраслей экономики

8,0

Общий объем оборота розничной торговли

45

Объем платных услуг населения, оказываемых предприятиями и организациями

5,1

Фонд заработной платы, начисленный работникам предприятий и организаций всех отраслей экономики

10,0

Инвестиции в основной капитал

5,4

В последние годы численность малых предприятий в стране стабилизировалась. По данным Госкомстата России на 1 января 2001 г., их численность составляла 880 тысяч (приложение — таблица 1). Снизилось число малых предприятий в науке и научном обслуживании, в строительстве, несколько возросло в сельском хозяйстве и на транспорте.

Число малых предприятий по отраслям экономики распределяется следующим образом (от общей численности всех предприятий малого предпринимательства, %): торговля и общественное питание — 46,3; промышленность — 15,3; строительство — 14,4; наука и научное обслуживание — 3,5; общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка — 4,1; другие отрасли экономики — 16,4.

Численность постоянно работающих в малом предпринимательстве в целом по РФ в 2000 г. (среднесписочная) составляла 6,6 млн. чел., произведено продукции (работ, услуг) в этот период на сумму 614 млрд. руб., в том числе на долю промышленной продукции приходилось 27,4%, строительства — 23,2%, торговли и общественного питания — 25,9% (приложение — таблицы 2 и 3). Методические положения определения объема продукции (работ, услуг) малыми предприятиями приведены в приложении.

В малом предпринимательстве заметно расширилось внедрение нововведений и мобильных технологий; возросла конкуренция, способствующая, с одной стороны, снижению цен (тарифов), а с другой — повышению качества продукции и услуг; возросла занятость населения и возможность для государства пополнить бюджет в форме налоговых поступлений.

Малое предпринимательство, становясь неотъемлемой частью реформирования экономики России, требует усиления поддержки в дальнейшем развитии со стороны государственных органов власти.

Данные Госкомстата России, приведенные в таблице 4 приложения, показывают, что важные показатели, характеризующие финансово-экономическую деятельность малых предприятий в 1999 г., достаточно устойчивы, а по ряду из них (рентабельность активов, коэффициент текущей ликвидности) не уступают показателям деятельности крупных и средних предприятий.

Анализ свидетельствует, что многие причины (условия), тормозящие поступательное развитие малого предпринимательства, не могут быть устранены безподдержки государственных органов федерального и регионального уровней. В частности, это прежде всего: неустойчивость экономической и финансовой обстановки в стране (уровень инфляции, неплатежи, недостаточная правовая защищенность), низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, неотработанность механизма организационных и правовых основ регулирования предпринимательства на региональном уровне, слабая действенность механизма государственной поддержки малого предпринимательства, недостатки в деловой этике и в хозяйственной культуре, в бизнесе и в государственном секторе.

Проведенные Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства опросы руководителей малых предприятий показали, что свыше 80% участников опроса отметили, что они нуждаются в государственной поддержке своей предпринимательской деятельности, а 70% — что им нужны надежные законные гарантии. При этом около 75% предприятий малого предпринимательства постоянно нуждаются в прямой финансовой поддержке со стороны федеральных, региональных и местных органов власти, около 83% — в предоставлении налоговых льгот, 57% обследованных малых предприятий — в получении льготных кредитов для осуществления конкретных проектов.

В соответствии с упомянутым выше Федеральным законом государственная поддержка малого предпринимательства проводится путем формирования и организации функционирования инфраструктуры предпринимательства, создания льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных, финансовых, материально-технических разработок и технологий, установления упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности, поддержки внешнеэкономической деятельности, организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого предпринимательства. К сожалению, не везде и не всегда выполняются указанные требования.

Основными формами государственной поддержки являются: финансовая помощь на возмездной и безвозмездной основах, финансирование федеральных и региональных программ развития малого предпринимательства, предоставление налоговых льгот субъектам, осуществляющим приоритетные виды деятельности, льготное кредитование и страхование, предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд и другие формы поддержки.

Не во всех регионах России, к сожалению, в сложившейся ныне экономической ситуации реализуются на практике указанные формы поддержки.

Наиболее активная политика в области государственной поддержки развития малого предпринимательства проводится в стране органами исполнительной власти Москвы, что и сказалось на существенном повышении роли малого предпринимательства в экономике города.

Ныне на территории города функционирует более 20% от общей численности в стране субъектов малого предпринимательства, на которых занято более 25% от общей численности постоянно работающих на малых предприятиях в целом в РФ. Они обеспечивают около 40% поступлений финансовых ресурсов в городской бюджет.

Органы власти Москвы с самого начала реформ в стране определили в качестве приоритета в экономической политике развитие и поддержку малого предпринимательства. Были найдены нестандартные решения при формировании региональной системы поддержки и развития малого предпринимательства в течение 90-х годов, в том числе на программной основе (1994—1995 гг., 1996—1997 гг., 1998—2000 гг.). Много сделано в нормативно правовом обеспечении, в финансово-имущественной и институциональной поддержке развития малого предпринимательства: организация обществ взаимного кредитования; разработка и внедрение механизма финансирования проектов и программ развития и поддержки предпринимательства; введение порядка обеспечения условий материально-технической поддержки малого предпринимательства, включая предоставление нежилых помещений и в лизинг оборудования, образование целевого фонда нежилых помещений для малого предпринимательства и развития его инфраструктуры, а также гарантийного фонда по инвестиционным кредитам, предоставляемым коммерческими банками малым предприятиям, и др.

По количеству малых предприятий на 1000 жителей (более 20) Москва ныне приближается к оптимальным показателям, характерным для крупных мегаполисов — 25 единиц. Деятельность малого предпринимательства находит отражение во всех отраслях экономики города: в сфере торговли и общественного питания — 35% от общего количества малых предприятий; в строительстве — более 15%, в производстве товаров — 12%, в научной сфере — 10%, по обслуживанию рынка — 8%. Работают также малые предприятия в бытовом обслуживании, на транспорте, связи, в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Только за 1998—2000 гг. на поддержку малого предпринимательства Правительством Москвы направлено 833 млн. руб., в том числе целевое финансирование и поддержку инвестиционных проектов — более 400 млн. руб., из них через механизм лизинга — более 200 млн. руб.; на развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства — более 200 млн. руб.; на формирование системы консультационной поддержки и системы информационного обеспечения — около 75 млн. руб.; на расширение деловых возможностей и развитие межрегиональных и международных связей — более 70 млн. руб.; на улучшение внешней среды для развития предпринимательства — около 50 млн. руб.; на обучение и переподготовку кадров — более 40 млн. рублей.

Представляется крайне актуальным с учетом указанных обстоятельств разработка методических основ оценки эффективности региональной системы поддержки и развития предпринимательства в Москве по важнейшим составляющим — экономической и социальной.


Как подписаться >>>
Статья получена: Клерк.Ру

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Концептуально-методические основы комплексной оценки эффективности предпринимательской деятельности":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Методология оценки эффективности рекламной кампании в Интернете

Доходность рынка интернет-рекламы По данным АКАР, оборот медийной рекламы в 2006 году составил $100 млн., по данным аналитических служб Бегуна, Рамблера и Яндекса, оборот рынка контекстной рекламы в 2006 году составил $110 миллионов. В новостях, посвященных доходам рекламного рынка 2006 года, подведен итог - рынок в целом преодолел рубеж $200 млн., если быть точнее, то $210 млн.. Позволю себе увеличить эту цифру и подойти к рубежу в $300 млн.

» Продвижение и оптимизация - 3511 - читать


Использование жилого помещения в предпринимательской деятельности

«Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения». / Все чаще мы становимся свидетелями того, как хозяйствующие субъекты, будь то организации или индивидуальные предприниматели, организуют свою деятельность буквально по соседству – в жилых домах. Автор: С.

» Бухгалтерия и аудит - 7696 - читать


Критерии оценки эффективности деятельности налоговых органов

© ИА Клерк. Ру, аналитический отдел / На Клерк.

» Бухгалтерия и аудит - 5481 - читать


Концептуально-методические основы комплексной оценки эффективности предпринимательской деятельности

Нешитой А. С., к.э.н., профессор, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Опубликовано в номере: Финансовый менеджмент №4 / 2002 1.

» Управление и менеджмент - 0 - читать


Концептуально-методические основы комплексной оценки эффективности предпринимательской деятельности

Нешитой А. С., к.э.н., профессор, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Опубликовано в номере: Финансовый менеджмент №4 / 2002 1.

» Управление и менеджмент - 0 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Концептуально-методические основы комплексной оценки эффективности предпринимательской деятельности

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru