Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Бизнес Недвижимость » Девелоперы торговых центров уходят на окраины столицы и в российскую глубинку

 

Девелоперы торговых центров уходят на окраины столицы и в российскую глубинку

 

 

Рынок торговых площадей столицы переходит в стадию зрелости: сюда приходят новые иностранные сети, форматы магазинов, как и арендуемые площади, укрупняются. Московские девелоперы начинают осваивать города с населением менее 0,5 млн человек.

По данным Colliers International, в первом полугодии 2007 г. в Москве открылось пять торговых центров, предложение увеличилось, таким образом, на 263 000 кв. м (торговой площади (GLA) — на 116 000 кв.

загрузка...

 

 

м). К концу первого полугодия 2007 г. общая площадь профессиональных торговых центров Москвы составила более 3,15 млн кв. м, в том числе торговая площадь — около 1,65 млн кв. м. До конца 2007 г. ожидается появление на рынке около 1,25 кв. м новых торговых площадей.


Широка Россия для торговли
“На рынках коммерческой недвижимости Москвы и Санкт-Петербурга почти не осталось подходящих для развития [торговых центров] земельных участков, а конкуренция стала намного жестче”, — сожалеет Дмитрий Зотов, генеральный директор компании “Торговый квартал”. Поэтому, объясняет он, девелоперы и инвесторы потянулись сначала в региональные города-миллионники и полумиллионники, а затем и в менее крупные города. Торговые сети активно заходят в регионы, поэтому нет ничего удивительного, что девелоперы строят там торговые центры, говорит Константин Сахаров, исполнительный директор Cushman & Wakefield / Stiles & Riabokobylko (C&W/S&R).

Основной проблемой вхождения столичных девелоперов в 300-тысячники Зотов называет то, что качественный потребитель, ориентированный на известные бренды, здесь только формируется, однако рост товарооборота и доходов населения позволяет говорить о неплохих перспективах новых ТЦ. Президент ADG Group Михаил Печерский, отвечая “Ведомостям” на вопрос, почему в качестве арендаторов построенного компанией ТЦ “Калининград Plaza” были выбраны дорогие марки, заметил: “В Калининграде зарегистрировано около 270 новых "Мерседесов". Есть "Бентли", есть "Майбах". В общем, есть достаточное количество богатых людей”.

“Девелоперы проявляют интерес к городам с населением менее 500 000 человек, потому что рынок там не настолько насыщен, как в городах-миллионниках”, — добавляют аналитики компании Praedium.

В Knight Frank утверждают, что для масштабных проектов созрела и Московская область, торговые центры строятся и в городах-спутниках, и в более отдаленных местах.

В первом полугодии 2007 г. в Подмосковье было анонсировано несколько крупных проектов торговых центров. Среди них “Аэротрополис” (общая площадь — 300 000 кв. м, девелопер — East Line) — он будет строиться в окрестностях аэропорта “Домодедово”. Общая площадь нового ТЦ в г. Пушкино составит 250 000 кв. м, обещает девелопер Meinl European Land. ГК “Регионы” строит торговый комплекс общей площадью 120 000 кв. м в Мытищах.

“Коттеджные и дачные поселки на западе Подмосковья также вскоре будут обеспечены площадями профессиональных торговых центров, — добавляет Юлия Дальнова, директор отдела торговой недвижимости Knight Frank. — Несколько подобных проектов заявлено на Новорижском и Рублево-Успенском шоссе”.

Немецкая Selgros Cash & Carry приобрела участок в ближнем Подмосковье, к юго-востоку от столицы. Первый гипермаркет сети планируется открыть здесь уже во II квартале будущего года. Председатель совета директоров и генеральный директор Otto Group Михаэль Отто ранее сообщал “Ведомостям”, что для развития сети в России была учреждена дочерняя компания “Зельгрос” и сейчас рассматриваются другие площадки под гипермаркеты.

В сентябре 2007 г. RIGroup планирует к открытию первый торговый центр (общая площадь — 22 000 кв. м) из сети “Счастливая семья” . К концу года ожидается открытие ТЦ в Воскресенске (общая площадь — 16 000 кв. м, девелопер — “Лидер Строй”).


ТЦ не в центре
Тенденция “из центра на периферию” набирает обороты и в самой столице.

“В Москве девелоперы начинают осваивать наиболее перспективные участки рядом с Четвертым транспортным кольцом (ЧТК), впоследствии такие объекты будут представлять большой интерес для потенциальных инвесторов”, — утверждает Дальнова. Например, инвесторами строящихся комплексов “Метрополис” и Goodzone стали Rodamco и Immoeast. Израильская компания Mirland Development совместно с гендиректором X5 Retail Group Львом Хасисом анонсировала проект строительства офисно-торгового центра на пересечении Калужского шоссе и МКАД (площадь торговой части составит предположительно 75 000 кв. м).

“Девелоперы оттягиваются на периферию”, — соглашается Ольга Стрелец, старший аналитик отдела экономических и стратегических исследований Jones Lang LaSalle (JLL). “Крупным инвесторам интересны крупные проекты, поэтому вынужденное смещение застройщиков за Садовое кольцо, в том числе и в спальные районы, вполне объяснимо: там сейчас высвобождаются большие территории — как в результате реорганизации промзон, так и в рамках реконструкции жилых кварталов. Значит, появляется возможность делать крупноформатные объекты”, — подытоживает Ольга Ясько, руководитель департамента аналитики Colliers International.

Спрос на качественные торговые площади в столице по-прежнему больше предложения. Например, в июле 2007 г., по данным C&W/S&R, самый высокий уровень вакантных площадей был в Центральном и Северо-Западном районах столицы, однако он не превышал 1%.

Общее число качественных торговых центров столицы во II квартале 2007 г. достигло 56, подсчитали в JLL. Во II квартале 2007 г. было открыто три крупных торговых центра: “Щука” (общая площадь — 105 400 кв. м, девелопер — “Дон-Строй”), “Пражский пассаж” (общая площадь — 35 000 кв. м, девелопер — “Рент Эстейт-Сервис”) и “Глобал Сити — II” (общая площадь — 34 300, девелопер — “Глобал Сити”). По мнению аналитиков компании, новые проекты отличаются масштабом, профессиональным подходом к формированию пула арендаторов и расширенным спектром предоставляемых потребителю услуг.

Крупные арендаторы увеличивают свое присутствие в торговых центрах, снимая все большие площади, отмечает Ясько. Как пример она приводит “Техносилу”, которая обнародовала свои планы закрытия мелких магазинов и рассказала, что намерена уходить из тех торговых центов, которые не в состоянии предоставить ей дополнительные квадратные метры. Стрелец также наблюдает укрупнение торговых точек арендаторов, хотя говорит, что это критично скорее для ТЦ старой постройки, а “современные крупноформатные объекты должны предусматривать достаточно гибкую планировку, позволяющую желающим такие площади предоставить”.


Мода меняется
Консультанты напоминают о том, что в ближайшие 3-5 лет может возникнуть необходимость реконцепции морально устаревших торговых центров. Например, сообщила Дальнова, недавно “Московский исследовательский форум” принял решение исключить из числа профессиональных ТЦ ряд небольших объектов, которые ранее классифицировались как качественные. Во-первых, говорит Дальнова, это магазины, “которые недотягивают по размеру” (т. е. их площадь не превышает 5000 кв. м). Во-вторых, в эту же категорию попадают здания с некачественным подбором арендаторов.

“В Москве и ближнем Подмосковье ежегодно вводится около 800 000 кв. м торговых площадей, — напоминает эксперт из Knight Frank. — Очевидно, что объекты, которые два года назад можно было отнести к профессиональным ТЦ, сейчас уже с трудом попадают в категорию полупрофессиональных”.

Ольга Стрелец к наиболее вероятным кандидатам на реконцепцию относит не только магазины советского типа постройки, но и относительно новые объекты, рядом с которыми появится конкурент со значительно лучшей концепцией, что может привести к оттоку качественных арендаторов и покупателей.

Ясько считает потенциально возможным перераспределение покупателей от таких торговых центров, как “Мега”, в пользу удобно расположенных в черте города новых качественных ТЦ. “Сейчас "Меги" очень популярны, но если в Москве откроется несколько крупных магазинов, подобных, например, "Европейскому", до которых удобно добираться, то конкуренция между ними не исключена”, — прогнозирует она.

Дальнова соглашается, что после реализации крупных проектов вдоль Третьего и Четвертого транспортных колец (“Ростокино”, “Метрополис”, Goodzone, “Ривер Молл”) “зоны охвата покупателей будут перекрываться и конкуренция за клиентов обострится”. Херман Геверт, директор сети семейных ТЦ “Мега”, называет это “эффектом каннибализма”. “После открытия "Мега Белая дача" мы заметили сокращение роста числа покупателей "Мега Теплый Стан", — рассказывает он. — Однако мы это предусматривали и рассчитываем, что прежние темпы роста восстановятся примерно через год”.


Наталья Самарина Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Девелоперы торговых центров уходят на окраины столицы и в российскую глубинку":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

На всякий пожарный. Чиновники намерены временно закрыть торговый центр «Икеа в Нижнем Новгороде

Позволив компании « ИКЕА Мос» открыть торговый центр с нарушениями противопожарной безопасности и без акта госприемки, чиновники теперь намерены обратиться с иском в суд о временном закрытии ТЦ. Представители компании недоделки в здании признают, но готовы устранить их без приостановки торговли.

» Безопасность бизнеса - 2571 - читать


Дефицит торговых центров в столице — любимая тема консультантов вот уже несколько лет

Дефицит торговых центров в столице — любимая тема консультантов вот уже несколько лет. Правда, цифры, сколько в Москве уже построено и сколько нужно построить качественных площадей, у них различаются. О том, почему так происходит и как развивается сегмент торговой недвижимости в столице, “

» Бизнес Недвижимость - 1619 - читать


Девелоперы обустраивают не только центр, но и окраины Перми

К концу 2007 г. девелоперы обещают открыть как минимум два крупных торговых центра. Еще несколько объектов, в основном на окраинах города, заявлены к строительству в ближайшие годы. Среди наиболее заметных проектов на рынке — возведение в самом центре Перми второй и третьей очередей торгового центра “

» Бизнес Недвижимость - 2380 - читать


Торговые центры увеличиваются и уходят под землю

Экономическая ситуация благоприятствует активному развитию потребительского рынка России. Московские торговые центры востребованы и арендаторами, и покупателями, и инвесторами. По мере увеличения масштабов строящихся ТЦ и сокращения свободных участков для их размещения в городе девелоперам приходится браться за проекты, связанные, например, с редевелопментом бывших производственных площадей.

» Бизнес Недвижимость - 1735 - читать


В центре внимания девелоперов торговых центров

Торговая недвижимость Москвы ежегодно прибавляет по полмиллиона квадратных метров. Торговые центры площадью более 50 000 кв. м перестали быть редкостью на рынке, а в ближайшие 2-3 года эксперты прогнозируют дальнейшее увеличение их числа. Между девелоперами начинается борьба за присутствие в ТЦ лучших арендаторов.

» Бизнес Недвижимость - 2380 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Бизнес Недвижимость » Девелоперы торговых центров уходят на окраины столицы и в российскую глубинку

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru