Элвин Ли - английский вокалист, композитор и гитарист, в чьей уникальной манере исполнения сплелись воедино блюз, джаз и рок-н-ролл - увековечил свое имя благодаря взрывному выступлению на Вудстоке в составе Ten Years After.
До сих пор легендарный музыкант не перестает удивлять слушателей глубиной своего таланта.
Грэхем «Элвин» Ли родился 19 декабря 1944 года в Ноттингеме, Англия.
Одним из ярких впечатлений послевоенного детства, по воспоминаниям музыканта, была коллекция пластинок его родителей - больших ценителей кантри, блюза и джаза.
Так что к музыке он приобщился задолго до того, как понял, что ЭТО такое, и какую роль ЭТО сыграет в его жизни.
Когда молодому Ли исполнилось 12 лет, отец спросил его, не хочет ли он найти себе достойное применение и научиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.
Элвин, не задумываясь, выбирает кларнет. Однако после года занятий меняет его на акустическую джазовую гитару с розеткой в виде английской буквы «f» (легенда гласит, что на это решение повлияла встреча с тогдашней знаменитостью Биг Биллом Брунзи) и весь последующий год берет уроки, где знакомится с записями американских блюзменов - Джона Ли Хукера, Мадди Уотерза и других.
За акустикой с «эфами», которую Элвин оснастил звукоснимателем, последовал ряд других инструментов: «Guytone» с прозрачными датчиками, полуакустические «Grimshaw», «Burns», а также небезызвестная «гибсоновская» модель, купленная в 1963-м году за 45 фунтов - «ES335». Как известно, «Gibson ES335» цвета «красная вишня» определил фирменный звук музыканта.
- Причина, по которой мой инструмент до сих весь в старых наклейках, - говорит Элвин Ли, - в следующем: однажды откололась головка грифа, и когда я получил гитару после ремонта, представляете - наклейки были покрыты лаком! 335-я модель до сих пор остается моей любимой моделью...
«ES» расшифровывается как «электрическая испанская». Это первая полуакустическая гитара, выпущенная в 1958-м году. Красный цвет она приобрела в 60-х. В 1962-м инкрустацию на грифе в виде точек заменили на небольшие блоки. С этим инструментом, инкрустированным точками и оснащенным вибрато-системой bigsby, Элвин Ли запечатлен на вудстокском видео.
С другой гитарой - последующая модель «ES345» - фотографию Элвина можно увидеть на обложке альбома «Space In Time». Отличительная особенность инструмента - наклонные двойные маркеры на грифе в виде сдвоенных блоков. Кроме того, он оснащен 6-позиционным переключателем vari-tone и стерео-выходом. Также время от времени в студии использовался «Hofner Sennator». В настоящий момент коллекция музыканта насчитывает 9 гитар 335-й модели. К вышесказанному остается добавить, что в каталогах фирмы «Heritage» имеется именная модель Элвина Ли.
Но вернемся к нашему герою... Неудивительно, что однажды на ноттингемского паренька обратили внимание. Однажды его пригласили в местный состав «Atomites», где Элвин знакомится с басистом Лео Лайнсом, который в будущем станет его коллегой по легендарным «Ten Years After». За этим последовала серия изменений. «Atomites», взяв вокалистом Эйвана (или по-русски - Ивана) Джея, становятся «Ivan Jay & The Jaymen». Затем - «The Jaycats», после - «The Jaybirds». Именно под последней «вывеской» коллектив отыгрывает так называемые «Saturday Night And Sunday Morning» - серию концертов в одном из лондонских театров, которые длятся 6 недель и позволяют по примеру «битлов» поехать на гастроли в Гамбург. Тут-то Элвин Ли и берет на себя исполнение всех вокальных партий.
По возвращению на родину группа постоянно выступает в родном Ноттингеме, и на волне этого успеха едет в Лондон. Однако, чуть не отдав концы с голодухи, музыканты возвращаются обратно. И только в 1966-м решаются вновь выдвинуться в столицу туманного Альбиона, где находят работу в качестве разогревающего состава поп-группы «Ivy League», чей роуд-менеджер - Чик Черчилл - становится клавишником «The Jaybirds».
В ноябре подписан контракт с менеджером Крисом Райтом. В поисках новой, современной «вывески» ноттингемцы сначала выступают как «Blues Trip», один концерт в лондонском клубе «Marquee» вместе с «Bonzo Dog Band» - как «Blues Yard» и, в конце концов, останавливают свой выбор на «Ten Years After» («Десять лет спустя»). Название, вероятно, вдохновлено мушкетерскими романами Дюма. Место за ударной установкой занимает Рик Ли.
Блестящие выступления в клубе «Marquee» (где группа получила прописку), а также на джазовом фестивале в Винсдоре возымели результат - контракт с лейблом «Deram». Другая фирма - «Decca» - известная тем, что в свое время прошляпила «Битлз» и кусала потом локти, повернулась к «Ten Years After», мягко выражаясь, тыльной частью. В октябре на прилавках магазинов появился дебютный одноименный альбом группы.
«Десять лет спустя» стали легендой шестидесятых. За период существования - вплоть до 1974 года - группа выпустила 12 полнометражных альбома, стала первым рок-коллективом, приглашенным для выступления на ньюпортском джазовом фестивале, а также дала концерт на небезызвестном фестивале музыки и искусств в Вудстоке.
После распада команды Элвин Ли начинает сольную карьеру в составе таких проектов, как «Alvin Lee & Co.», «The Alvin Lee Band» и «Ten Years Later». Несколько раз он собирает «Ten Years After» в оригинальном составе. Вот и сейчас ожидается очередное воссоединение. А значит и нам ничего не остается , как поставить на этом месте жирную запятую...