Дебют в еврейском театре
Анна Лисянская родилась 1 ноября 1917 г. в украинском городе Николаеве в семье Гирша Лисянского, руководителя николаевского еврейского театра. В этом же театре играли и ее мама Софья Дышлис, и родная тетя (сестра отца) Дора Лисянская.
В шестилетнем возрасте на сцену театра начала выходить и юная Аня. Среди первых ее работ были роли в инсценировках по Шолом-Алейхему – «Швэр цу зайн а ид», «Стемпеню» и «Тевье-молочник».
Стоит отметить, что Николаевский еврейский театр обладал одной из сильнейших полупрофессиональных - полулюбительских трупп. Спектакли с удовольствием посещала местная публика, о постановках восторженно писали газеты. Пресса отметила и появление новой актрисы Ани Лисянской, обратив внимание на её органичность, достоверность и детскую непосредственность, которую она впоследствии сохранила на всю жизнь.
Киевский ТЮЗ
В 1932 году Анна Лисянская поступила в театральную студию при Киевском ТЮЗе. В 1936 году она ее окончила и, вернувшись домой, два сезона проработала в Николаевском ТЮЗе.
В Киевском ТЮЗе не забыли талантливую девушку, и в 1938 году Анна была приглашена в труппу. На сцене этого театра Лисянская сыграла Джульетту в знаменитой трагедии Шекспира, Юлиньку в «Доходном месте» А.Островского, Елену в «Месяце в деревне» И.Тургенева и другие роли.
Кино. 40-е годы
В Киевском ТЮЗе молодую актрису приметил сценарист Игорь Савченко. Благодаря ему, Анна в 1941 году дебютировала в кино, исполнив главную роль Насти в фильме Григория Гричер-Чериковера «Годы молодые».
В последующие годы ею были сыграны роли в революционной драме «Как закалялась сталь» (Христина), военном фильме «Радуга» (Малючиха), историческом фильме «Дни и ночи» (Аня Клименко), киноповести «Это было в Донбассе» (заключенная Маруся), мелодраме «Сельская учительница» (Дуня Острогова), драме «Великая сила» (Евдокия Милягина). Большой успех актрисе принесла роль Акульки в картине Игоря Савченко «Старинный водевиль».
50-е – 60-е годы. Расцвет творчества
С 1949 года Анна Лисянская стала актрисой Ленинградского Академического театра драмы им. А.С.Пушкина. Здесь ей доводилось играть самые разнообразные роли: служанок, купчих, баронесс, героинь классических произведений и современности.
Некоторые из ролей Анны Лисянской перешли со сцены на экран. Так с большим успехом ею была сыграна роль Марии в экранизации Яном Фридом Шекспировской «Двенадцатой ночи». «Мария Лисянская, - писал один из критиков, - была воплощением эпохи Возрождения, в ней жизнь искрилась, переливалась через край. Хохочущая Мария была вызовом ханжеству, пуританству, всяческим условностям».
Среди других работ актрисы в те годы: жена Грассини и знаменитой драме «Овод», Мария Ульянова в историческом фильме «Рассказы о Ленине», Наталья Константиновна Крупская в картине «Ленин в Польше» и др.
Особым зрительским успехом пользовалась роль Соседки в телефильме «Волшебная сила искусства» с Аркадием Райкиным, вышедшим на экраны в 1970 году
Помимо театра и кино Анна Лисянская много работала на радио и телевидении. Здесь она снялась в оперетте И.Дунаевского «Женихи», где сыграла невесту Аграфену Саввишну. В этой работе открылась новая сторона актерства Лисянской, которая жила в ней всегда, но не имела повода проявиться, - музыкальность, особая грация, пластичность, легкость, с которой она переходила от диалога к арии, от песенки к танцу.
Начиная с 1967 года, Анна Лисянская стала выступать на сцене театра Музкомедии. В течении года она совмещала работу в двух театрах, после чего окончательно не остановила свой выбор на Музкомедии.
Последние годы жизни и творчества
В последние годы в творчестве Анны Лисянской вновь стали появляться еврейские персонажи. В театре «Эксперимент» она подготовила моноспектакль «Одесская свадьба» по Михаилу Жванецкому. В 1989 году актриса сыграла роль тети Песи «Искусство жить в Одессе», год спустя - мадам Вайнер в картине режиссёра А.Зельдовича «Закат» по произведению Бабеля, а в 1991 году - мать большого еврейского семейства в картине Дмитрия Астрахана «Изыди!».
В начале 90-х Анна Лисянская тяжело заболела, и ее близкая подруга, актриса Лилиан Малкина помогла Анне Григорьевне в 1993 году переехать в Израиль к родным. Здесь прошли ее последние годы. Умерла Анна Лисянская 2 декабря 1999 года в Израиле.