В тесте участвуют автомобили: Chevrolet TrailBlazer, Mitsubishi Pajero
Посмотреть другие фото (8) |
Боятся ли универсальные вседорожники настоящих приключений?
Хмурое утро
Ох, не нравится мне это все, не нравится... Будто пытаясь обнаружить что-то новое, в очередной раз обхожу вокруг припаркованных у редакционной стоянки вседорожников. "М-да, надо было брать дробовики..." - совсем как героям Тарантино подумалось мне. В багажнике уже лежали и крепкий металлический трос, и лопата, и пара перчаток.
Но это так - для очистки совести. Сюда бы артиллерию крупного калибра, лебедку вроде "Уорна" или "Супервинча". На худой конец сгодился бы и саратовский "Солитон" - все лучше, чем ничего...
Нет, мы не собирались штурмовать непроходимые дебри острова Борнео. Да и лавры Амундсена нас не прельщают, по крайней мере, пока... Задача максимум - всего-то! - полазить по распухшему от неожиданной оттепели бездорожью, проложить колею в глубоких сугробах и вернуться домой без помощи эвакуатора. В чем же загвоздка? Ведь в нашем распоряжении два таких мощных "офф-роудера", как "Мицубиси-Паджеро" и "Шевроле-Трейлблейзер". С виду им все по плечу. Однако как раз вот это "с виду" если не пугало, то все-таки настораживало.
Красота не проходит бесследно
Дело в том, что есть у меня предубеждение к таким вот универсальным вседорожникам. Настоящие вездеходы - это "Хаммер-H1", УАЗ-469, ну и еще, может быть, "Гелендеваген", причем обязательно короткобазный и дизельный. При минимуме излишеств - максимум эффективности. А эти двое? Слишком уж они похожи на расфуфыренных пижонов.
Вы только гляньте на "Трейлблейзер"! Он не только длиннее, шире и выше отправленного на пенсию "Блейзера". И внешность у новичка повыразительней будет. Мужественный профиль, слегка нахмуренный лоб, грозные фары - все это своей монументальностью напоминает гигантские барельефы президентов США в Южной Дакоте. Справа вроде как Джефферсон, анфас - уже Рузвельт. Интересно, не за это ли сходство янки назвали "Трейлблейзер" лучшим вседорожником минувшего года? Ведь, скажем, зазоры в палец между крыльями и передними фарами в расчет явно не принимались. Пижонство "Шеви" имеет и свою изнанку - это дорожная всесезонная резина с мелкими рисками протектора, низко подвешенная под кормой "запаска", совсем не обязательные подножки.
Да и "Паджеро" третьего поколения, по крайней мере на первый взгляд, выглядит слишком хорошо для того, чтобы профессионально выполнять какую-нибудь работу, кроме дефилирования по подиуму. Японский вседорожник напоминает чудака-шахтера, который перед спуском в забой посетил бутик мужской одежды, оттуда заскочил в дорогой парикмахерский салон, ну и напоследок согласился на педикюр. В городе напомаженный и вылизанный "Мицубиси" выглядит просто классно - глаза кошачьи, бедра мускулистые. Но как-то хромовые цацки будут смотреться в деле? Однако, вопрос... Тем более, что третье поколение "Паджеро" лишилось всех фирменных вездеходных атрибутов: зависимых подвесок и рамной конструкции. А вы говорите, чего волноваться?
Без "сменки" вход воспрещен!
Но будто мало мне было сомнений. В салоне "Паджеро" остается только ахнуть и пробормотать что-то невнятное: "Почти как в "Лексусе"!" И это не лесть. Даже и не представляю, как можно забираться внутрь "Мицубиси" в сапогах, облепленных комьями глины?! Нет, сюда, как в школу, нужно ходить с мешком сменной обуви. А как иначе? Стильность интерьера "японца" это не только приятная глазу и спине кожаная обивка сидений или пластиковые муаровые вставки под красное дерево. На этой же чаше весов полуспортивная приборная панель с утопленными колодцами циферблатов и многофункциональный цветной дисплей, отрабатывающий за компас, магнитолу, климатику. Высокий класс и чистая работа видны и во встроенном в центральную консоль CD-чейнджере и даже в любовно оформленном комплекте инструментов, место которому нашлось в задней распашной двери.
"Трейлблейзер" на фоне "почти "Лексуса", ясное дело, теряется. Но по денежкам и спрос - ведь несмотря на свою, так сказать, "одноклассовость", "Паджеро" стоит в Штатах тысяч на семь-десять дороже "Шевроле". Другое дело, что в России цены на эти автомобили куда более близки. Мы, впрочем, отвлеклись.
Все вроде бы ничего во внутреннем убранстве "Трейлблейзера": и просторное заднее сиденье, и индивидуальная подсветка, и управление музыкой и климат-контролем у задних пассажиров, и кожаные кресла, и электропакет с круиз-контролем. Но почему пластик обивки гудит, как ствол выеденной короедами березы, а в темное время суток в глазах рябит от разноцветной и слишком яркой подсветки? Кто придумал столь бестолковый алгоритм работы климат-контроля и по чьей прихоти включение "дворников" производится маленьким флажком на левом (и единственном) подрулевом переключателе? И кому пришло в голову... Полноте, впрочем. Ведь примерно в тех же недоуменных фразах, междометиях и интонациях европеец расскажет о салоне любого американского вседорожника. Они от нас далеки.
К тому же мы вновь забрали в сторону - ведь вездеходу внешний лоск и внутренний шик совсем не обязательны. Гораздо важнее...
Железные нервы, здоровые почки
А со здоровьем у этих парней все нормально. Залог силы чудо-богатырей, конечно же, моторы. Под капотом у "Паджеро" самая мощная в гамме 3,5-литровая V-образная "шестерка" (202 л.с.). "Трейлблейзер" держит в узде 270 лошадей рядного 6-цилиндрового двигателя серии "Вортек" объемом 4,2 литра. Кто из двоих самый быстрый? Неужто не угадаете с одного раза? Разумеется, "Шевроле". Стоит лишь нажать на газ, и две с гаком тонны этого "спортивно-утилитарного" автомобиля летят вперед как мяч после подачи Марата Сафина. Обладая прямо-таки паровозным моментом, мотор однако при этом радостно выкручивается до шести тысяч - что уже совсем не по-американски. Зато и бензин в таком режиме "Шеви" высасывает как жена зарплату из мужа. Тут две сотни силенок "Паджеро" не производят должного впечатления. Но в деле водитель японского вседорожника едва ли почувствует ущербность. Помогает более современная 5-ступенчатая коробка с режимом последовательного переключения INVECS II (у "Шеви" устаревший и своенравный 4-скоростной "Гидраматик"). Проигрыш "японца" в разгонной динамике очевидный, но не смертельный. Зато сколько "Мицубиси" сэкономит вам на топливе! Если приноровиться и заставить зеленую лампочку GDI-Eco на приборной панели гореть хотя бы половину времени поездки, то расход топлива не намного превысит аппетит седана среднего класса. Причем не надо думать, что попасть в "зеленку" очень трудно или темп вашего передвижения в таком режиме будет сравним с черепашьим. Агрессивный разгон на первой до 3000 об/мин, затем сразу третью, чуть погодя четвертую, и вот вы едете быстро и заодно экономично. Ну а уж если решили сыграть в "кик-даун", не обессудьте - стрелка уровня топлива будет опускаться на глазах. В общем, мы вас предупредили.
Легкость бытия
Но если "Паджеро" по вполне объективным причинам уступает "Трейлблейзеру" в динамике, то легко компенсирует проигрыш ходовыми качествами. "Мицубиси" в городе - просто высокий и тяжелый, но, безусловно, легковой автомобиль, "Шевроле" больше напоминает остепенившийся грузовик. Руль у "американца" пустой, как тень от бутылки, а в "Мицубиси" баранка упругая и информативная. Хотя, сказать откровенно, управляемость у обоих бойцов неважнецкая. Это, впрочем, для вседорожников аксиома. Зато на больших скоростях в "Мицубиси" больше уверенности в том, что ты управляешь машиной, а не наоборот - "Паджеро" не рыскает и отлично держит прямую. Тормоза у "японки" тоже поинформативней, хотя претензий к интенсивности обратного ускорения нет и на "Шеви". Зато по фильтрации мелких неровностей "Трейлблейзер" впереди - "Паджеро" куда подробнее повторяет профиль дороги. Эх, еще бы побороть эти вечные и типично американские раскачивания и удары на руль (странно, не помогает даже передняя независимая подвеска), и было бы совсем хорошо. Вот так незаметно, с шутками и прибаутками, мы добрались и до бездорожья.
Что почем
Дилеры "Дженерал Моторс" завозят в Россию "Трейлблейзер" в наиболее богатом исполнении LTZ. За $47 388 вы получаете полностью упакованный вседорожник. Кожа, климат-контроль с вынесенной для задних пассажиров панелью управления, полный электропакет, полноприводная трансмиссия "Аутотрек", подогрев передних сидений и зеркал, магнитола с акустикой "Боуз", легкосплавные колеса, полноразмерная "запаска" и даже цифровой диктофон входят в эту сумму. Единственная опция - люк с электроприводом в крыше, который поднимает цену машины на $1200. Впрочем, если вам не нужно столько "фарша", можете оформить заказ на базовый вариант "Трейлблейзера" - LT. Он обойдется существенно дешевле - в $39 000, при этом мощный 270-сильный "Вортек", электропакет и "кондишн" от вас никуда не денутся.
Побывавший на нашем тесте "Паджеро" оценивается в $54 990, и это самый дорогой "Мицубиси" в России. Перечислять все его навороты бессмысленно - сюда включено решительно все. Гораздо доступнее "Паджеро" с дизельным мотором 3,2 литра и системой впрыска топлива "коммон-рейл" (165 л.с.). За $43 890 вы получаете полноценный и упакованный вседорожник - легкосплавные колеса, климат-контроль, противоугонка, магнитола с шестью колонками, полностью съемный третий ряд сидений. Жаль лишь, что дизели у нас пока не шибко жалуют.
Обойдемся без лебедки?
Трасса "Клуба 4х4" - хорошо известное в Москве место джиперских игрищ. Летом в сухую погоду многие ее участки можно преодолеть и на легковом автомобиле. Зимой в отдаленные уголки, где не видны следы снегоуборочных машин, заберется, пожалуй, не всякий вседорожник. Нам же "повезло" вдвойне. Чудовищная январская оттепель превратила отдельные участки в чавкающее болото, а ударивший накануне легкий морозец добавил остроты ощущений в виде коварной наледи. Первым на свидание с буераками отправился "Паджеро". И все опасения насчет выносливости и надежности на бездорожье несущей конструкции с независимыми подвесками оказались напрасными. Высокопосаженный кузов не цеплялся за грунт, рычаги подвески с увеличенными ходами тоже расположены высоко, напоминая поджатое на взлете выпускное шасси реактивного лайнера. Замысловатую тропинку со множеством подъемов и спусков мы преодолели играючи, не подключая даже передний привод. Попробуем вылезти из колеи. Букс, шприц снега из-под колес, стоп! Рычаг знаменитого "Супер-Селект" второго поколения переведен в режим 4H (прямая передача, передний мост подключается с помощью вискомуфты, распределение момента по осям в соотношении 33:67), и "Паджеро", аки посуху, выбрался из ловушки.
Переходим к более сложным упражнениям. Левое заднее колесо вывешено, под ногами толстый-толстый слой рыхлого снега. Газ! Вывешенное заднее колесо бешено вращается, другое даже не движется, передним не хватает тяги - и снова стоп. Блокируем межосевой дифференциал, понижающая, и вновь "бег на месте"... Неужто встали? Пускаем в ход последнее средство - кнопкой рядом с селектором коробки передач принудительно блокируем задний дифференциал. И вдруг "ленившееся" колесо начинает подгребать, и "Мицубиси" уверенно ползет в сторону твердой земли.
Кстати, все "Паджеро" 2002 модельного года в обязательном порядке оснащаются задним самоблокирующимся дифференциалом. Полезная вещь. "Самоблок" пригодится и в городе, чтобы, выезжая со льда на асфальт, не шлифовать колесами. Поможет он и на бездорожье. Если при подъеме вы превысили скорость 12 км/ч, то принудительно заблокированный задний дифференциал распустит электроника, и вы бы неизбежно поползли вниз, не будь "самоблока".
Самоблокирующийся дифференциал есть и в трансмиссии "Трейлблейзера". Причем заметно более эффективный, нежели в "Паджеро", и работает даже при максимальной нагрузке на заднюю ось. Да и полноприводная система "Аутотрек" (Autotrac), представляющая собой многодисковое сцепление с приводящим электромотором и электронным управлением, свое дело знает. А главное, разобраться с управлением сможет и ребенок. Никаких рычагов раздатки - единственный маховичок на центральной консоли. Зимой его лучше всего оставить в положении Auto 4WD. В таком режиме электронный блок, получая информацию о пробуксовке задних колес, соответственно поджимает диски сцепления, передавая момент на передние колеса - чем больше букса сзади, тем больше тяги идет вперед. По обледенелым дорогам это просто кайф - добавил газку, задок лихо закинуло в поворот и тут на помощь уже пришли передние колеса, не позволяющие развиться неконтролируемому вращению. Сплошное удовольствие! А вот на суровом бездорожье "автоматика" пасует - за те несколько мгновений, пока подцепляется передок, задние колеса успевают соскочить с колеи или зарыться еще глубже. Машина повисает на подножках и... лопаты в руки! Переводя маховичок в положение 4H, вы жестко подцепляете передний мост, но угнаться за "Мицубиси" "Трейлблейзеру" все равно мешает недостаточная геометрическая проходимость и беззубая резина. Хотя и намертво "американец" нигде не встал. Там где "Шеви" уже не мог пройти вперед, он худо-бедно выбирался назад по проложенной самим собой тропинке.
Приятные неожиданности
Модификация "Паджеро" 2002 модельного года отличается от предыдущей модели незначительными, но приятными нюансами. Помимо уже упомянутого самоблокирующегося дифференциала на автомобиле появились новые легкосплавные колеса так называемого "японского" дизайна, решетка радиатора и окантовки задних фонарей, покрытые хромом. Салон облагородил многофункциональный цветной дисплей диагональю 4,5 дюйма, а общий уровень безопасности повысили преднатяжители ремней.
Любители профессиональной подготовки
Все мои иллюзии развеялись, как сигаретный дым. Трос не пригодился. Необходимость в лебедке отпала сама собой. Выходит, не так уж и плохи наши вседорожные франты? Пожалуй, что да. Если уж быть можно человеком дельным и думать о красе ногтей, то и вседорожник может считаться стильным, комфортабельным и по-настоящему боевым одновременно. Конечно, можно порассуждать на тему, как-то поведет себя несущий кузов "Паджеро" года эдак через три. И сколько соленых зим выдержит электромотор многодискового полноприводного сцепления "Трейлблейзера"? Что ж, мы обязательно поговорим и об этом. Только в другой раз.