В тесте участвуют автомобили: FAW Jinn
Посмотреть другие фото (1) |
Науку творить чудеса – не только в сказках, но и в автомобилестроении – постигают долгим и кропотливым трудом. Но кое-кто, закончив курсы волшебников экстерном, сразу становится «Джинном»...
Ибн «Дайхацу»
«Городской волшебник», как рекламируют его продавцы, примечателен прежде всего своей родословной. На сей раз объектом клонирования по-китайски стал один из лучших микровэнов в мире – «Дайхацу-Мув», занимавший в свое время третье место по продажам в Японии среди машин всех классов. Воплощение компактности, вместительности, экономичности и надежности – уж избалованным техникой будущего японцам «туфту» не впаришь!
С другой стороны, не так-то просто скопировать само совершенство – посмотрим, как это получилось у китайцев.
Снаружи – весьма неплохо. И без того удачный дизайн от Джуджаро, сваявшего «Мув» образца 1998 года, в Китае слегка доработали – «мордочка» машины получила полукруглую решетку радиатора и более пухлый бампер. Кроме того, в комплектации «Люкс» автомобиль снизу опоясан серебристым пластиковым обвесом с расширителями колесных арок – такой уже не впишется в японский класс «мини» по ширине. Но «китайцу» чужие законы нипочем, он и мотором обзавелся далеко не 660-кубовым.
На русский рынок детище Первого автозавода (FAW) поставляют только с 4-цилиндровым двигателем в 1,1 л харбинской фирмы «Донган» – его же покупает компания «Чери» для своего «Свита». Агрегатик на редкость компактный, да и конструкция передка в целом идеальна для городских малышей: двигатель, КП, передняя подвеска и рулевая рейка собраны на подрамнике, образуя «полушасси» – точь-в-точь как на «Оке». Брус подрамника проходит сразу за передним бампером, защищая радиатор, толстенный пруток стабилизатора и кованые рычаги образуют простейшую и неубиваемую подвеску.
Заглянем в салон. Но прежде удивимся, какие легонькие тут двери, – хлопаешь словно тонюсенькой однослойной жестянкой. Весит «Джинн» всего 860 кг, раза в полтора меньше европейского хэтчбека «гольф»-класса. Все логично – экономия топлива в городе здесь важнее пассивной безопасности.
Посадка за рулем – типично «вэновская», то есть высокая. Пространства над головами сидящих как спереди, так и сзади – в избытке, волей-неволей представляешь здесь седоков в старинных головных уборах или с многоэтажными китайскими прическами. Качество отделки салона ближе к вазовскому, но возможности его трансформации, заложенные еще инженерами «Дайхацу», впечатляют.
Прежде всего, комфортом для задних пассажиров. Втроем здесь тесновато, но двое, причем любой комплекции, сидят по-царски, имея возможность отодвинуть каждое из кресел назад, то есть в багажник, и индивидуально отрегулировать наклон спинки почти до положения пляжного шезлонга. Даже не верится, что все это внутри машинки, что на 10 см короче «Матиза»!
Правда, такие блага только начиная с комплектации «Комфорт» за $9790, а в базовом «Смарте» ($8490), увы, – цельный диван. Топ-версию «Люкс» за $10 490 дополняет кондиционер и зеркала с электроприводом. Есть и опции, доступные на всех трех версиях: комбинированный салон стоит $400, подушка безопасности водителя – $400, пассажира – $250, кондиционер – $600.
Ну что – выпускаем «Джинна»? Чтобы «откупорить пробку», поворачиваю ключ в замке зажигания и...
Даром преподаватели...
Резкая дрожь охватила салон – нечто похожее устраивает 2-цилиндровый мотор «Оки». Здесь же полноценная «четверка», но вибрирует она еще похлеще – на холостом ходу и вплоть до 1000 об/мин рулевое колесо аж трясется! Трогаюсь с места и тут же понимаю: руль-то без усилителя. «Излишнюю роскошь» китайцы из конструкции «Мува» просто ампутировали: ни ГУРа, ни АBS у «Джинна» не может быть даже за доплату.
К тому же «баранка» тут скользкая, да и передаточное отношение в реечном механизме «скоростное» – в результате руль тяжелее, чем у вазовской «девятки». Работа сцепления – без замечаний, но к размашистому рычагу КП придется привыкать. Если эталонное управление «механикой» обычно сравнивают с винтовочным затвором, то здесь на ум приходят ассоциации с пластмассовым шпингалетом под толстым слоем поролона. 52 «лошадки» – вроде бы немного, но машинка-то легкая. В общем, динамика для города неплохая.
Правда, сейчас я еду порожняком, а если сядут четверо, с «жигулями» от светофора уже не погоняешься. Да и мотор довольно шумный – его и крутить-то не хочется. О «спортивной» ноте речи не идет – скорее, гул грузовика. И чего-то он никак не прогревается... Завел при –10оС, еду уже минут двадцать, а на указателе выросло всего две ступеньки, и воздух из сопел дует едва тепленький. Не иначе, ключница термостат делала. А я-то думал, что во всем мире только Ставровский завод брак гонит.
Теперь попробуем «пошустрить». Скоростной слалом и виражи для «Джинна» – упражнения несложные, поскольку дубовая короткоходная подвеска, рассчитанная именно на недопущение кренов высокого кузова, обеспечивает машине сносную управляемость. И, как следствие, раздражает тряской на выбоинах. А ездить наперегонки с «жигулями» мне быстро надоело из-за пугающих тормозов – педаль проваливается почти до пола. При этом давление в гидроприводе так распирает манжету главного цилиндра, что ее заклинивает, и педаль возвращается в верхнюю точку с некоторой задержкой. В общем, преподаватели из «Дайхацу» этого «китайчонка» немного недоучили. Впрочем, известная фраза из детской сказки: «Я не волшебник – я только учусь» – с равным успехом подходит как «Джинну», так и ко всему китайскому автопрому.
Помогут ли чары?
Итак, автомобильчик в целом неплохой и привлечь покупателя, особенно того, кто ищет первую в жизни машину, вполне может. Но подействуют ли колдовские чары на тех, кто уже поездил на других авто? Если сравнивать качество, то ближайший конкурент – ижевский ВАЗ-21043. «Четверка» уступает «китайцу» в удобстве парковки, проходимости и управляемости зимой, зато вазовская подвеска гораздо комфортабельней, мотор в полтора раза мощнее, детали салона не громыхают, а печка намного эффективнее. Педаль сцепления «Жигулей», правда, существенно туже, но четкость работы рычага КП близка к идеалу.
«Сыпучесть» отечественной техники, с одной стороны, против китайского «кота в мешке» – с другой. Что и когда «полетит» в «четверке», известно с точностью до десяти рублей и пары тысяч километров. На сколько можно «попасть» с «Джинном», не знает никто. О покупке любой запчасти на ближайшем углу и ее установке на следующем владельцам китайских машин не приходится и мечтать.
Зато у «Джинна» аж вдвое ниже расход топлива, и, заплатив авансом $3500 – именно на столько «китаец» дороже «четверки», – вы за каких-нибудь пять лет окупите вложения и дальше будете радоваться экономии. Но чтобы обогнать «Жигули» по параметру цена/качество, китайский микровэн должен стоить максимум $3000.
Если же исходить из того, что $8500 у вас имеются, то, прибавив к минимальной цене «Джинна» около $1500, можно купить «Гетц» или «Авео», для сравнения которых с «китайцем» довольно точно подходит метафора «как небо и земля». Однако все минусы «Джинна» с лихвой компенсирует его уникальное удобство для пассажиров в гусарских киверах, цилиндрах, тюрбанах и кокошниках. Что? Вы не завсегдатай карнавалов? А куда это вы засобирались? Вряд ли китайский Хоттабыч вас так просто отпустит. Загадочно хихикнув, он зачем-то выдернет ниточку из обивки своего сиденья, и вы, счастливо улыбаясь, поспешите к кассе. Поздравляем с покупкой!..
За - Компактность, маневренность, вместительный трансформируемый салон, экономичный двигатель
Против - Несоответствующее цене качество изготовления.