В тесте участвуют автомобили: ГАЗ 2330 Тигр
В эпоху тотального разоружения немалая часть боевых машин попала на гражданку, распалив воображение ценителей активного образа жизни. Конверсия постепенно сошла на нет, а желающих покататься на БТРе не убавилось. Оборонка свой шанс не упустила: так родился новый класс многоцелевых автомобилей повышенной комфортности.
Нечто среднее между свадебным лимузином и БМП. Опытный образец ГАЗ-2330 «Тигр» построили несколько лет назад.
Ныне уникальный вездеход доведен до ума и готов к мелкосерийному производству.
Названием проект обязан первоначальным заказчикам – фирме из Арабских Эмиратов. По окончании контракта работы продолжили, но имя менять не стали.
Машину компоновали с чистого листа на базе узлов и агрегатов серийной бронетехники. Правда, силовой агрегат (дизель «Камминс» с турбонаддувом и интеркулером, соответствующий Евро II в комплекте с АКП «Аллисон» или МКП «Прага») ради расширения экспортных возможностей покупают у стран НАТО – США и Чехии. Это не страшно – случись что, в бой пойдет совсем иная техника.
Вся механика смонтирована на мощнейшей лонжеронной раме. К ней же в десяти точках болтами сквозь резиновые подушки крепится кузов. Увы, негерметичный – автомобиль пока не пловец, «сухопутка».
Несмотря на внушительный капот, силовой агрегат выпирает в салон, заметно стесняя водителя и пассажира. Однако те не в обиде – у левого кресла четыре регулировки (поясничный подпор, угол наклона спинки, перемещение по горизонтали и микролифт (!)), у правого – три (без лифта). Рулевую колонку можно выставить по углу наклона и вылету. Сзади куда просторнее – места хватит для трехместного кожаного дивана. Но создатели почему-то ограничились только парой кресел.
Органы управления на привычных местах, лишь ручник оказался слева от водителя. На ходу – ничего, а в рабочем положении рычаг торчит так высоко, что мешает входу-выходу. Придется владельцу либо класть под колеса кирпичи, либо развивать в теле солдатскую гибкость. Армейским аскетизмом веет и от почти вертикальной приборной панели, отделанной искусственной кожей, и от круглых приборов, знакомых по отечественным грузовикам.
На ходу «Тигр» почти не рычит. Вибраций нет, но в движении появляется продольная раскачка. Назвать это «козлением» не поворачивается язык – из-за большой массы все происходит довольно плавно. Энергичный разгон требует держать дизель в тонусе – 2 тыс. оборотов для него – спортивный режим. На скоростном кольце полигона автомобиль легко выдал 132 км/ч (по спидометру). Для почти пятитонной махины – очень неплохой результат. На булыжной мостовой скорость снизили до 100 км/ч, чтобы шум и тряска не мешали общению. Здесь ярче проявилась недостаточная информативность руля. А еще возникло «раздвоение личности» из-за того, что зрительное восприятие покрытия не соответствовало реальным нагрузкам. Проще говоря, трясло меньше, чем ожидали. Для лесной дороги энергоемкость подвески оказалась избыточной – до пробоев дело так и не дошло. И лишь пересекая вспаханное поле при скорости около 50 км/ч, поняли – предел близок. Речь, разумеется, лишь о предельном ходе подвески, ведь внедорожные способности «Тигра» кажутся безграничными. Но увлекаться ими все же не стоит – в болоте тонет все что угодно.
Автомобиль получился незаурядный. По проходимости, размеру (он даже сертифицирован как грузовик, по группе N2) и… цене. Стоимость в минимальной комплектации – $60 тыс.! Похоже, нашей армии он пока что не по карману. Предполагают, что основными покупателями станут силовые ведомства России, богатые частники и армии других стран. Возможно, даже тех, что на штабных учениях называют «условный противник».
ЮРИЙ КОРОЛЕВ, главный конструктор спецавтомобилей
«Тигр» создан на базе проверенных в эксплуатационных условиях узлов от БТР-80 и многоцелевого бронированного автомобиля «Водник». Получился «супервнедорожник», обладающий исключительной проходимостью и по сути открывающий новый класс автомобилей.
Сегодня изготовлено уже более 20 «тигров» в гражданском и специальном исполнении. Основные наши усилия направлены на обеспечение его высокой надежности и замещение импортных (наиболее дорогих) узлов и деталей отечественными. На замену двигателю «Камминс» готовится лицензионный шестицилиндровый ГАЗ-5625 «Штайр». Он не только дешевле, но и легче! Вместо чешской коробки передач «Прага» уже изготавливаем собственную, на основе агрегата от грузовика ГАЗ-4301. И хотя количество передач уменьшили до пяти («Прага» – шестиступенчатая), за счет тщательного подбора передаточных сумели улучшить динамику.
Кировский шинный завод разработал модификацию покрышки КИ-115 с увеличенной грузоподъемностью и рассчитанную на максимальную скорость 120 км/ч. Отечественные покрышки отлично справляются с грязью и показали лучшую, чем «Мишлен», проходимость по слабонесущим сырым грунтам.
ПАВЕЛ РУДНЕВ, ведущий инженер по испытательной технике
Сейчас машины проходят ресурсные испытания – 125 тыс. км по грунтовым дорогам и бездорожью. Одна пробежала уже 60 тыс. км, вторая 38 тысяч. Не все было гладко – кузов и раму пришлось усиливать в нескольких местах. Много сил ушло на доработку системы автоматической подкачки колес. Есть проблемы с охлаждением двигателя: из-за коротких свесов и открытых арок колес радиатор быстро забивается грязью. Словом, идет нормальный процесс доводки. Главная задача – создать комфортабельный внедорожник с отменной проходимостью, на мой взгляд, уже выполнена.