Нужен маркетинг
«Кому пришла в голову идея начать выпуск «Тигра» за $65 000 не известно – все говорить стесняются. На кого рассчитана машина - тоже непонятно. Вообще наши автозаводы до сих пор отличаются тем, что они сначала делают товар, а потом уже начинают его продавать. В последнее время, правда, это практика стала постепенно меняться, но маркетинговыми исследованиями ГАЗ занялся только тогда, когда склады были переполнены продукцией. Например, для успешных продаж на севере и северо-западе требуется не огромный внедорожник по безумной цене, а та же «Газель», но не обычная, а полноприводная и утепленная. ГАЗ подобные автомобили выпускает, но небольшими партиями и стоят они довольно дорого. А их нужно делать в массовом порядке. Такие машины будут пользоваться намного большим спросом, чем «Тигр» за $65 000. В городе за эти деньги лучше купят иномарку, а в селе, даже если у человека и есть такие средства, - «Ниву» или «УАЗ», который гораздо проще обслуживать», - говорит Сергей Комаров, начальник отдела маркетинга корпорации «Грузомобиль», которая занимается продажами «ГАЗов» в Санкт-Петербурге.
Вообще новые модели отечественных внедорожников продаются довольно плохо, даже несмотря на их современную конструкцию. По мнению многих дилеров автозаводов, для успешной продажи автомобилей такого класса необходимо, чтобы они имели не только хорошие технические характеристики, но и относительно невысокую цену. «Продавать отечественный автомобиль за $65 000 просто нереально. Даже самые дорогие УАЗы со всеми наворотами, которые по проходимости не намного будут уступать «Тигру», стоят сейчас в районе $15 000, но и их продажи измеряются лишь единицами. А вот дешевые «УАЗики» идут хорошо», - говорит Сергей Викторов, технический директор ЗАО «ЦАРМ» (продажа УАЗов в Петербурге).
Люди те же!
Что же смущает покупателей и продавцов в «Тигре», который по многим параметрам превосходит все иностранные внедорожники, в том числе и американский Hummer? В основном вызывает сомнение качество автомобиля. Все, даже продавцы отечественных машин, соглашаются с тем, что качество российского автомобиля будет хуже, чем у импортного аналога. Не спасает даже то, что «Тигр» будут делать в том же цеху, где в свое время собирали знаменитые «Чайки».
«Не хочется ничего плохого говорить про ГАЗ, но мне кажется, что он не будет соответствовать своей цене. Это должен быть очень высокотехнологичный автомобиль, а у ГАЗа сейчас просто нет возможностей создать такую машину. Например, АвтоВАЗ не обладает технологиями для создания такого автомобиля и не делает его», - говорит Алексей Шальнов, менеджер по маркетингу и рекламе ОАО «Питер-Лада», официального дилера ОАО «АвтоВАЗ». Кстати, следует отметить, что в Тольятти выпускают несколько модификаций «Нив», специально подготовленных для работы в сложных условиях. Например, существует «Нива» с дизелем Peugeot, подготовленная для работы в условиях вечной мерзлоты. Мотор на такой машине способен работать без остановки по 6 месяцев – если его заглушить, то он из-за сильнейшего холода может просто больше не завестись. Кроме того, ВАЗ выпускает «Ниву-Марш» на специальных колесах низкого давления, которая предназначена для использования в заболоченных районах и на севере. Кстати, на этот автомобиль есть даже очередь.
«Новые автомобили у нас ведь делают те же люди. Да и оборудование уже давно устарело. Вообще наша машина, вне зависимости от того каким заводом и где она выпущена, рассчитана на человека, который разбирается в автомобилях, может при необходимости выполнить мелкий ремонт или по слуху определить, что в каком-то месте начался износ детали», - считает Сергей Викторов.
Не очень то жаждут ездить на «Тигре» и участники многодневных соревнований на внедорожниках. «Тигр» - это просто бессмысленная затея, ведь за эти деньги можно купить отличный слегка подержанный или даже новый, но уже подготовленный к соревнованиям, импортный внедорожник. Причем на таком автомобиле можно будет еще и без проблем ездить по городу», - говорит Тимофей Рогожин, старший менеджер петрозаводского ООО «Северо-Западное бюро путешествий» и победитель прошлогоднего соревнования «Карелия-трофи».
«Понты» уходят
Следует отметить, что такие дорогие внедорожники отечественные производители еще никогда не выпускали. Сейчас на российском рынке внедорожников в ценовой категории более $50 000 представлено лишь несколько моделей, который всем хорошо известны – это Mercedes G и M-класса, BMW X5, Toyota land Cruiser 100, Range Rover, Ford Excursion и пр. Правда некоторые продавцы автомобилей предлагают разделить все внедорожники, в том числе и класса «люкс», на две большие подкатегории и уже среди них искать конкурентов. «Например, BMW X5 – это не вНедорожник, а скорее вСедорожник. X5 предназначен для езды по городу и шоссе, но он способен проехать зимой к даче и пр. А вот для штурма полноценного бездорожья он не годиться, и мы покупателям это сразу объясняем», - говорит Евгений Пекарский, начальник отдела продаж ЗАО «Аксель-Моторс», официального дилера BMW на Северо-Западе.
Однако отечественные покупатели далеко не всегда покупают автомобиль такого класса руководствуясь тем, для чего тот или иной внедорожник предназначен. Например, Mercedes G-класса изначально выпускался как автомобиль для езды по серьезному бездорожью и в Европе его, как правило, используют именно для этих целей. В России же этот автомобиль покупают очень часто как городскую машину. «Вообще дорогие Mercedes продаются очень хорошо и G-класс занимает примерно 15% от всех продаж марки Mercedes. Внедорожник G-класса – это клубный автомобиль и довольно престижный. До недавнего времени ведь был определенный менталитет у покупателей таких автомобилей, который можно выразить фразой «понты» дороже денег». До сих пор иногда этот автомобиль покупают только потому, что он самый дорогой», - говорит Святослав Поляков, заместитель начальника отдела продаж ООО «Логоваз-Нева», официального дилера Mercedes в Петербурге.
Но в последнее время выбор внедорожника класса «люкс» по принципу «чем дороже, тем лучше», уже отходит на второй план. По мнению продавцов таких автомобилей, в последние два года покупатели стали тратить деньги с умом и все больше интересуются техническими возможностями той или иной модели, стоимостью и периодичностью обслуживания, наличием нормального сервиса и т.д. «Среди наших покупателей «понтов» уже нет. Человек понимает, что если ему нужен полноценный внедорожник, то ему лучше взять Mercedes G-класса или Toyota Land Cruiser 100. А если ему нужен скоростной комфортный автомобиль, который позволяет не бояться неровностей дороги, то лучше купить BMW X5, Mercedes M-класса или новый Porsche Cayenne», - говорит Евгений Пекарский.
Интересно, но, несмотря на всевозможные экономические кризисы, рынок дорогих внедорожников довольно стабилен. Растет только внутренняя конкуренция. Что же касается появления на российском рынке отечественного «Тигра», то продавцы импортных автомобилей этого не боятся. Покупатели дорогих внедорожников – категория относительно постоянная и эти люди привыкли к определенному комфорту. «Тигр» же, даже если у него будут выдающиеся способности по преодолению бездорожья, вряд ли составит им конкуренцию, так как будет существовать предубеждение в качестве этого автомобиля. «Делать большой скачок из класса в класс нужно постепенно. Сначала необходимо разобраться с качеством автомобилей, а уж потом браться за постройку дорогого внедорожника. Прыгать с автомобилей стоимостью $5000 на машины стоимостью $65000 нельзя. Это все равно, что сначала делать бумажные кораблики, а потом вдруг перейти к постройке настоящего парохода», - продолжает Евгений Пекарский
«ГАЗ-2975 «Тигр
Изначально ГАЗ не планировал выпускать огромный внедорожник – заказ на его разработку разместило военное ведомство Саудовской Аравии, которой был нужен специальный армейский вездеход для работы в сложных условиях пустыни. Для проектирования автомобиля было создано КБ King Abdullan II & Development Bureau. По некоторым данным, на создание «Тигра» арабы выделили $60 млн.
В марте 2001 года на выставке вооружений в Абу-Даби ГАЗ представил свой автомобиль, который получил довольно много положительных откликов. Однако по каким-то причинам Саудовская Аравия отказалась от закупки «Тигров».
В основе автомобиля лежит мощная рама. В качестве силового агрегата ГАЗовцы решили использовать не отечественные моторы, а американский турбодизель Cummins объемом 5,9 литра мощностью 180 л.с. при 2500 об/мин и крутящим моментом 650 Нм при 1500 об/мин. (возможна установка и других двигателей). Для сравнения мотор американского Hummer «выдает» 195 л.с. и 583 Нм. В качестве КПП используется шестиступенчатая механическая коробка производства чешской компании Praga. «Раздатка» - отечественная.
Среди технических особенностей «Тигра» можно отметить подвеску, которую практически без изменений взяли от «бэтээра», благодаря чему дорожный просвет у «Тигра» составляет 40 см. Шины оснащены централизованной системой изменения давления – она позволяет прямо из салона путем нажатия кнопки снизить давления в покрышках и тем самым увеличить проходимость (чем меньше воздуха в шине, тем больше ее контакт с покрытием).
Помимо обычного «Тигра» на Горьковском автозаводе уже разработан и бронированный вариант этого внедорожника, который способен выдерживать взрывы небольших противопехотных мин.