В тесте участвуют автомобили: ГАЗ 31105 Волга
Проблема выживания нынче остро волнует не только жителей городов, жалующихся на нехватку свежего воздуха, но и российских автопроизводителей, сетующих на экономические трудности и происки конкурентов и неблагодарных покупателей.
На помощь «утопающим» пришло правительство – с 1 января 2006 года автопрому приказано перейти на выпуск продукции, соответствующей экологическим нормам Евро II взамен устаревших Евро 0. Мера призвана победить смог и поднять рейтинг отечественных автомобилей.
Требования Евро II зафиксированы в Правилах ЕЭК ООН № 83-03. Они существенно ограничивают содержание токсичных веществ в отработавших газах.
Ужесточив нормы СО, СН и NOx, законодатели изменили и методику измерений. Прежде выбросы оценивали в граммах на цикл испытаний, теперь – в граммах на километр пробега.
Важное нововведение – обязательный контроль утечки паров топлива. Для проверки прогретый автомобиль закатывают в герметичную камеру, где в течение часа измеряют количество испарившихся углеводородов (CHx). Общая их масса не должна превышать двух граммов. И, наконец, Евро II поставили жирный крест на использовании этилированного топлива.
ДРУГ ПРИРОДЫ
Внешне ГАЗ-31105, соответствующий новому стандарту, отличается от собратьев лишь более толстой выхлопной трубой. Переход на диаметр 63 мм взамен прежних 53 мм с одновременным двукратным увеличением объема выпускной системы позволил снизить сопротивление тракта. В результате заметно улучшилась продувка цилиндров и, в конечном итоге, снизилась токсичность.
Новая «Волга» гораздо (на целых 2 дБ) тише предшественницы. Чтобы избавиться от тарахтящей отсечки, разработали новый глушитель и резонатор с двухслойным корпусом и набивкой из базальтового волокна. А с шумом впуска отлично справляется ресивер – камера объемом около 1 л, настроенная на самую шипящую частоту.
Переработали и систему питания. Для сокращения числа разъемов бензопровода (читай – утечки паров топлива) выносной насос заменили погружным, разместив его в топливном баке. На освободившееся куда более прохладное место из-под капота перенесли топливный фильтр. Усовершенствованный бензобак сообщается с атмосферой исключительно через адсорбер, где задерживаются пары топлива. Время от времени специальный клапан сообщает его с впускным коллектором для продувки. Бензопроводы так и остались металлическими, а соединительные шланги заменили трехслойными, с низкой паропроницаемостью.
Отличия экологичного двигателя от обычного невелики. «Штаны» на выпуске заменили «одногорловым» коллектором с единственным выходным каналом. Это позволило придвинуть нейтрализатор к головке, чтобы он побыстрее разогревался до рабочей температуры. Разумеется, не обошлись и без лямбда-зонда, который потребовал новой программы управления впрыском. Вот, пожалуй, и все.
На ходу поведение машины, как ни странно, не изменилось. А ведь борьба за экологию редко обходится без сопутствующих последствий, вредно сказываясь на динамических качествах в переходных режимах движения. Очевидно, делу помог «разжатый» выпуск.
Мало того, в зоне 3000 об/мин «Волга» явно прибавила прыти. Правда, соответственно (примерно на 5%) подрос и расход топлива. К сожалению, это не единственное огорчение для будущего владельца – стоимость машины также увеличится примерно на 8%. В соответствии с Правилами № 83-03 автомобиль должен оставаться «зеленым» на протяжении 80 тыс. км пробега. А дальше? Насытим российским автохламом вторичные рынки третьих стран или начнем портить собственный воздух на законных основаниях?