На данный момент правила проведения обязательных краш-тестов в разных странах немного отличаются друг от друга, но в целом они похожи. В Америке действуют правила FMVSS 208 и 214. Согласно им автомобиль должен пройти два краш-теста. Первый – фронтальный несмещенный (на скорости 48 км/час врезаться в бетонный куб). Второй – боковой. Суть его с том, что в водительскую дверь на скорости 54 км/час под углом в 63 градуса врезается тележка с деформируемой передней частью весом 1367 кг. (деформируемая часть имитирует другой автомобиль).
Европейский стандарт ЕЭК в целом похож на американский, однако есть две большие разницы. Во-первых, при фронтальном ударе автомобиль бьется на всей «мордой», а лишь частью своего передка (40%), а сам бетонный куб имеет перед собой алюминиевую деформируемую часть. Скорость удара – 50 км/час.
Боковой удар в Европе также отличается от американского. По правилам ЕЭК автомобиль бьют в водительскую дверь под прямым углом тележкой весом 950 кг на скорости 50 км/час.
Какой норматив строже? Сказать сложно. Например, фронтальный удар в США проводится при 48 км/час о несминаемый куб. А в Европе на скорости 50 км/час, но о сминаемый. С другой стороны в европейском тесте столкновение смещенное, то есть вся сила удара приходится на водителя. В общем, принято считать, что и американская и европейская методика дают одинаковые данные.
Однако существуют еще и независимые экспертизы, которые известны простым автомобилистам гораздо лучше. В Европе широкую программу независимых краш-тестов проводит организация EuroNCAP (European new car assessment program), а в Америке NHTSA. Эти независимые организации проводят огромное количество тестов и сравнивают различные автомобили между собой. Таким образом, покупателям сразу видно, какой автомобиль безопаснее.
Производители относятся к тестам независимых экспертов очень серьезно, ведь именно от их вердикта зависит во многом судьба автомобиля. Методика EuroNCAP и NHTSA очень похода на европейскую и американскую соответственно. Вот только скорости там повыше, а следовательно и последствия тяжелее. (В EuroNCAP фронтальный удар проводится на скорости 64, а не 50 км/час, а в NHTSA на скорости 56 км/час, а не 48).
Кроме того, программа EuroNCAP включает в себя еще два теста, которые были введены совсем недавно. Первый – это так называемый «тест со столбом», который показывает как защищена голова и тело водителя при боковом ударе в дерево или столб (на скорости 29 км/час в водительскую дверь врезается металлический цилиндр).
Второй новый тест называется «пешеходным». Он оценивает уже не безопасность водители и пассажира, а то, что будет с пешеходом, если на него наедет автомобиль (скорость – 40 км/час).
По сумме всех тестов выставляется общая оценка по пятибалльной системе «звездочек». Пять звезд – отлично. Такой результат набрала пока только новая Renault Laguna. Ну а одна «звезда» – очень и очень плохо.
Есть и другие организации, проводящие краш-тесты. Это американская IIHS, японская OSA, австралийская NRMA и ANCAP и другие. Методики их исследования повторяют европейскую или американскую.
А что же в России? Пока у нас обязательным является лишь фронтальный удар в несминаемый бетонный куб без перекрытия на скорости 48 км/час. И все. Однако с 2003 года Россия будет сертифицировать автомобили по европейским правилам. То есть будут два удара – фронтальный с 40% перекрытием о сминаемый куб (50 км/час) и боковой. Правда есть одно но. Так будут испытывать только новые модели, запущенные в производство после 2003 года. То есть «Жигулям» и «Волгам» эти тесты сдавать не надо.
Ниже расположены ссылки на таблицы с оценками безопасности автомобилей (краш-тесты). Практически любая машина, продаваемая в России и Европе есть в этих таблицах. Максимальное количество "звездочек" означает лучший результат.
КАТЕГОРИИ АВТОМОБИЛЕЙ