В тесте участвуют автомобили: Opel Vectra
Посмотреть другие фото (12) |
Самый большой плюс этого автомобиля – практически полное отсутствие минусов.
Быстрее, выше, сильнее
Знающие люди утверждают – спортивной дисциплины сложнее многоборья не существует. От атлета требуется практически невозможное – он должен быстро бегать, высоко прыгать, далеко кидать и легко преодолевать барьеры. Дашь слабину хоть в одном виде – считай, потерял шансы на общий успех.
Современные седаны среднего класса (категория D) решают такие же задачи, как и мастера спортивного многоборья.
Им одновременно нужно быть доступными и престижными, просторными и не громоздкими, комфортабельными и острыми в управлении, безопасными и доставляющими удовольствие от вождения. Сплошные компромиссы! Именно поэтому у большинства современных седанов есть любимый конек. У «Пассата» это престиж, у «Мон-део» – управляемость, у «Лагуны» – безопасность, у «Примеры» – внешность. А вот назвать самую сильную сторону «Вектры» очень сложно. Не потому вовсе, что машина плоха. Напротив, как у хорошего многоборца, у этого «Опеля» очень ровный баланс положительных качеств.
Цена как повод для знакомства
Впрочем, даже если у «Вектры» и напрочь отсутствовали другие таланты, оставалась бы цена… Полюбуйтесь сами. Минимальная сумма, за которую можно стать обладателем этого немецкого седана – 19 990. Причем речь о долларах, а не о евро! При этом комплектация «Клуб» (Club) без пяти минут роскошна. Чего стоят только шесть подушек безопасности, кондиционер и легкосплавные диски в придачу! Словом, уже в базе «Вектра» – полноценный современный автомобиль, а не просто кузов, колеса, сиденья. Более того, после тщательного изучения списка стандартного оборудования «Клуб» может показаться оптимальным выбором. Ведь от более дорогого «Комфорта» ($21 770) это исполнение отличается лишь отсутствием музыки, подогрева сидений да «климатики». Загвоздка в том, что для «Клуба», как для стартовой комплектации, предлагается минимальное количество опций. И если вы не мыслите свой автомобиль без люка в крыше или «ксенона», начинать все равно придется с «Комфорта». Кстати, именно «Вектру» в таком исполнении с мотором 1,8 л и «механикой» мы и выбрали для детального знакомства.
Так или иначе – по ценам конкуренты отдыхают. Из европейских и японских одноклассников дешевле только морально устаревший «Пежо-406», в котором шесть подушек не получить за все золото мира. Современники же как на подбор дороже. «Мондео» в приблизительном исполнении потянет на 21 820 евро, за «Лагуну» просят 20 990 евро, «Авенсис» оценивают в $22 900. А уж если вам захотелось «Пассат» с аналогичным уровнем оснащения, приготовьте все 26 000 евро! Это дороже, чем «Вектра» с отличным 2,2-литровым 144-сильным мотором ($23 950), который по динамике играет с турбо-«Пассатом» в одной лиге.
Для «Вектры» предусмотрено еще одно исполнение – «Элеганс» за $24 450. Но его стоит рассматривать лишь в случае, если вам очень хочется дозаказать кожаный салон – еще плюс $1870. Что, пожалуй, уже перебор. «Вектра-Комфорт» вполне самодостаточна и настолько доступна, что не перестаешь дивиться соотечественникам, упорно выбирающим более дорогой товар.
Среднее арифметическое
Вполне очевидно – внешний вид «Опеля» не заслуживает плохой оценки, равно как и отличной. А уж что ставить «Вектре», тройку или четверку – дело сугубо добровольное. С одной стороны жаль, что дизайнерской группе Майкла Пикстоуна не удалось придать облику автомобиля выразительность и броскость. С другой, нельзя не отметить: при всей «ординарности» стиля «Вектра» не похожа ни на один автомобиль – следов подражательства нет, как ни ищи. А еще – и это очевидный плюс – «Опель» солиден и представителен на дороге. Мощная оптика, нарочито прямые линии – сразу видно, перед тобой не мальчик, но муж.
Рассудительность автомобиля не только в строгости очертаний. Посмотрите: низ кузова окаймляет черная пластиковая юбка – не надо будет перекрашивать мелкие царапины, неизбежные при штурме бордюрных камней. Здесь же весьма практичные подкрылки – четыре штуки, полный комплект. На крыше под аккуратными заглушками прячутся крепления для верхнего багажника. А главное, на двери справа, будто назло «Фольксвагену», красуется полноценное зеркало заднего вида. Правильно – обзорность должна быть даже в базовой комплектации. Хотя, забегая вперед, признаюсь, что высокая корма, толстые стойки крыши и пара нескладных подголовников дивана здорово скрадывают вид назад. Так что для полной уверенности закажите парктроник. Дорого, но надо – $300.
Мед и деготь
Внутри новая «Вектра» совсем не та, что прежде. Недаром ведущий дизайнер интерьера перебрался в Руссельсхайм из «Ауди». Конечно, «Вектра» пока еще не А4, но гонка за лидером уже началась. Для начала у «Опеля» появился дизайн – это уже что-то новенькое! Строгие, в стиле «индастри», но вовсе не скучные линии торпедо, дверей и центральной консоли. Холодно, но стильно. Потом – тщательный подбор отделочных материалов, производящих весьма приятное впечатление. Ну и, конечно, качество сборки, лишившееся пороков предсерийных экземпляров.
Вообще, в «Вектре» чувствуешь современный подход к проектированию салона, когда неизбежное удешевление производства не является помехой удобству водителя и пассажиров.
Взять хоть рулевое колесо. Казалось бы, обычный дешевый пластик, но его фактура чем-то напоминает кожу, а маленькие пупырышки обеспечивают надежный контакт с ладонью. Или музыкальная система с очень удобным кругляшом управления. Благодаря ему легко переключаться с тюнера на CD-плейер и обратно, а крупные реостаты громкости и поиска делают установку опционных кнопок управления «музыкой» на руле пустой тратой денег. Можно сэкономить на пиво $75. Или вот еще. Ручки над дверями оснащены микролифтом – копеечная штука, но какая приятная!
А ведь список таких вот «приятностей» можно продолжать: в довольно вместительном перчаточном ящике предусмотрен режим охлаждения, центральный подлокотник имеет продольную регулировку, удобный бокс для мелочевки между сиденьями оборудован шторкой. Правда, бортовой компьютер с поддержкой 12 языков немного разочаровал. Он может общаться с вами по-английски, по-французски, по-немецки и даже по-датски, но не по-русски! Меж тем за первые шесть месяцев в нашей стране реализовано больше иностранных автомобилей, чем в Дании продается в год. Обидно за державу, в самом деле…
Впрочем, это не единственное замечание. Рычагу коробки передач явно недостает четкости переключений. Перегруженным кажется блок управления стеклоподъемниками. Или вот – климат-контроль. На первый взгляд, все великолепно. Ручки, похожие на кругляши аудиосистемы класса «хай-энд» (особенно это сходство очевидно ночью, когда реостаты подсвечиваются изнутри), радуют четкими промежуточными положениями и находятся в зоне досягаемости. Не отвлекаясь от дороги, можно менять температуру и интенсивность воздушных потоков. Но захотелось добавить воздуха в ноги – и надо уже лезть в меню борткомпьютера. Неудобно. Хотя все вышеперечисленное можно назвать совершеннейшими мелочами по сравнению с хлопотами из-за… подрулевых переключателей. Это что-то с чем-то!
У так называемых импульсных переключателей нет четких промежуточных положений. Легко прикоснулся к рычажку – поворотник помигал ровно три раза, нажал посильнее – мигание продлится до скончания веков. В теории удобно. На практике – не слишком. Лично я так и не нащупал тонкую грань, различающую легкое нажатие от серьезного. И когда хочешь выключить поворотник, тянешь рычажок наверх, разумеется, чуть перебарщиваешь, и машина уже мигает не влево, а вправо! Ну и обыкался я в тот день на московских дорогах! Конечно, человек не блоха – ко всему привыкнет. Но поймав на себе очередной перекошенный взгляд московского водителя, я – да простит меня ГИБДД! – решил в тот день больше не пользоваться поворотниками вовсе.
Сиденье за 75 миллионов
Зато сиденья – это песня. Сел и влюбился! С виду водительское кресло «Опеля» не производит сногсшибательного впечатления. Практичная, плотная, цепкая и немаркая тканевая обивка, как будто бы ничем не примечательный профиль. Куда же парни из Руссельсхайма угрохали 75 миллионов евро – именно столько ушло на создание сидений нового поколения? Присмотримся. Ага, вон сколько здесь регулировок, целых пять: продольная, угол наклона подушки и спинки, высота подушки плюс поясничный упор. Если вам не удалось найти удобное положение в «Вектре», значит, вы ленивы и нелюбопытны.
Удивительная особенность кресел этого «Опеля» в том, что под себя можно найти несколько идеальных позиций: например, расслабленную для долгого путешествия или собранную, когда вы в настроении пошустрить. В любом случае, все органы управления будут в оптимальной зоне досягаемости. Ну и последний реверанс «опелевским» сиденьям. После четырех часов за рулем вы поймете, почему «Движение за здоровые спины Германии» выдало «Вектре» сертификат как единственному автомобилю, кресла которого отвечают всем ортопедическим требованиям. Ощущение приятной гибкости в теле не покинет больше вас.
Нет проблем и по части вместительности. С одной стороны, при отодвинутом до упора переднем кресле сзади не разгуляешься. Но подобная экстремальная регулировка нужна лишь людям, вымахавшим за два метра. На диване, в принципе, можно разместиться втроем – запаса пространства по высоте и ширине хватает, жаль лишь, что сидящему посередке будет изрядно мешать центральный тоннель.
Так, а что у нас за багажник? В целом, неплохо. Пусть великовата погрузочная высота, да и проем мог быть пошире. Зато 500 литров полезного объема почти идеальной прямоугольной формы – такое в классическом седане встретишь не часто. А вот с трансформацией салона у «Вектры» – как у всех. Складываются только спинки сидений, и образовавшуюся при этом платформу никак не назовешь абсолютно ровной. Полностью же складные сиденья нельзя заказать вообще. Правда, для любителей перевозить спиннинги, лыжи и плинтуса помимо лючка в спинке дивана предназначена специальная опция. За $130 вам установят пассажирское кресло со складной спинкой. Перевози – не хочу!
Всего в меру
1,8-литровая бензиновая «четверка» – минимально доступный для «Вектры» двигатель как в Европе, так и в России. И его 122 л. с. по большому счету для автомобиля хватает. Конечно, без компромиссов не обошлось. Чтобы сделать «Вектру» приемлемой и в городе, и за его чертой, конструкторам пришлось оснастить машину коробкой с растянутыми передаточными отношениями. До 3000 об/мин «Опель» дышит вполсилы. И лишь за этой отметкой начинается приятный подхват. Зато на шоссе «Вектра» почти ничем не выдает своего скромного объема. Вполне адекватный разгон продолжается и за отметкой в 150 км/ч. Неудивительно, что по максимальной скорости «Опель» опережает всех одноклассников.
И все-таки слишком быстро ехать на «Вектре» не хочется. Винить в этом следует адаптированную подвеску. Как утверждают сами «опелевцы», в Россию поставляется так называемый «полицейский вариант» подвески для плохих дорог. Что ж, в таком случае немецким полицейским я не завидую. Конечно, лишние два с половиной сантиметра к клиренсу это неплохо. Но более жесткие пружины и амортизаторы, увы, не только во благо.
На неровностях «Вектра» пританцовывает, словно диск-жокей за микшерским пультом. Порой кажется, что профиль дороги машина повторяет с точностью осциллографа, выдающего малейшие изменения сердечного ритма. Как принято говорить, на скорость это не влияет – машина не выходит из-под контроля, но на нервы такая раскачка действует – факт. Самое обидное, что у обычной, неадаптированной «Вектры» столь неприятной особенности не отмечалось. И если вас беспокоит недостаточная энергоемкость адаптированной подвески, рекомендую присмотреться к хэтчбеку «Вектра-GTS» с ее по-спортивному настроенной ходовой частью.
В остальном же «Вектре» сложно что-то попенять. Отличные тормоза порадовали цепкостью, пожалуй, оптимальным временем срабатывания ABS и прогрессивной характеристикой работы. Понравилась и управляемость. Относительно острый руль (2,7 оборота от упора до упора) и четкое выполнение команд вкупе с прогнозируемыми переднеприводными реакциями не испугают и новичка. Отрадно, что даже в базовой версии на автомобиле присутствует противобуксовочная система. На сухой трассе ее преимущества сложно оценить, но зимой, на обледенелой дороге «противобукс» обязательно пригодится. Для быстрой 2,2-литровой «Вектры» нелишней будет и система динамической стабилизации движения – $500. Тем более, что ESP «Опеля» одна из лучших в мире. Ведь при необходимости осаживать машину в повороте электроника будет подтормаживать не два колеса, как обычно, а три. Таким образом, ESP работает не только более эффективно, но и более интеллигентно, льстя водительскому самолюбию.
Что до шумоизоляции, то это настоящая гордость создателей «Вектры». Классная аэродинамика (коэффициент аэродинамического сопротивления составляет всего 0,28 – один из лучших в классе показателей) означает, что даже на скоростях далеко за 100 км/ч шум ветра не докучает водителю и пассажирам. Хороша и изоляция колесных арок, и лишь когда стрелка тахометра начинает приближаться к красной зоне, шум двигателя становится назойливым. Может, оно и к лучшему? Теперь вы точно будете знать: раз слышен шум мотора, значит, вы серьезно превышаете допустимую скорость.
Безопасность
На ниве борьбы с автомобильным травматизмом в «Опеле» достигли серьезных успехов. Во-первых, «Вектра» получила 30 баллов в краш-тестах «ЕвроNCAP» – до пресловутой пятой звездочки не хватило самой малости. Но самое приятное, в Руссельсхайме не пытаются заработать лишнюю копейку на человеческих жизнях. Поэтому и шесть подушек, и ABS, и «активные» подголовники, и фирменный «опелевский» педальный узел, рассыпающийся при столкновении, уже включены в базовую комплектацию. То же самое относится и к стандартным креплениям «Изофикс» для детских креслиц. Подушка со стороны пассажира на базовой «Вектре» не отключается, а стало быть, устанавливать на этом сиденье детское кресло запрещено. Впрочем, за $150 правое кресло можно оснастить датчиком занятости, автоматически отключающим «эйр-бэг».
Неудобной показалась «детская» блокировка дверей. Мало того, что необходимый переключатель находится в торце задних дверей, так и активировать его можно, лишь воспользовавшись специальной пластиковой отверткой, прячущейся в лючке бензобака. Уж слишком все мудрено.
Эксплуатация, сервис
Всего в 17 городах России насчитывается 30 официальных дилеров «Опеля», из них двенадцать в Москве и три в Санкт-Петербурге. Заводская гарантия на все автомобили из Руссельсхайма составляет два года без ограничения пробега. Некоторые дилеры предлагают третий гарантийный год, при этом общий пробег не должен превышать 100 000 км. Стоимость нормочаса в сервисных центрах колеблется в районе $25–35. Если нужной детали не оказалось на складе дилера, придется оформлять заказ, который выполнят в течение одной, максимум двух недель. Важно помнить, что конкуренция среди дилеров «Опеля», по крайней мере в Москве, весьма высока, потому вам наверняка предложат скидки или особые предложения по обслуживанию и ценам на запчасти.
Кроме того, придать своему «Опелю» неповторимый вид вы сможете с помощью ателье «Ирмшер». В красочном каталоге немецкой фирмы вы найдете все, что душе угодно: от агрессивного аэродинамического обвеса и элегантных элементов интерьера до «злой» выпускной системы и гоночной подвески. Самое важное, что все комплектующие «Ирмшера» считаются «оригинальными аксессуарами», а стало быть, даже тюнингованный «Опель» полностью сохраняет заводскую гарантию.
Мы решили: «Опель-Вектра» –всесторонне одаренный автомобиль. Ни в одном виде многоборья, за исключением цены, седан из Руссельсхайма не выиграл. Зато в общей классификации «Вектра» заслужила попадания как минимум в тройку лучших автомобилей класса.