В тесте участвуют автомобили: ВАЗ 1118 Калина
Наконец-то перед нами конвейерные автомобили! А то, что презентация состоялась в Сочи, где в отличие от холодной, заснеженной столицы действительно начиналась весна, – символично. Может и вправду, медленно созревающая «Калина» быстрее «дойдет» на юге?
Долгие всходы
18 ноября 2004 года средства массовой информации разнесли по свету: первая «Калина» сошла с конвейера. Дилеры ожидали товарные автомобили уже в начале 2005-го.
Но из-за технических проблем объявленные сроки перенесли. «Калины» с кузовом седан и индексом 1118 поступят в автосалоны в мае. Конечно, отказываться от своих обещаний несолидно, но, может, оно и к лучшему: будущих покупателей минует хотя бы часть детских болезней новой модели. Остальные планы пока не меняют. В конце 2005-го должен появиться пятидверный хэтчбек 1119, а еще через год – универсал 1117.
Конвейер, кстати, действительно запустили, только работает он далеко не в полную силу. Например, в декабре прошлого года из ворот нового корпуса вышли всего 45 машин. Ну а «калины», попавшие на журналистский тест, с номерами уже из третьей сотни. Уверяют, что по качеству сборки и материалов они не отличаются от тех, что получат дилеры, хотя кое-что еще делают по обходным технологиям.
Кузова варят на автоматизированных линиях немецкой фирмы «Кука» (Kuka). А вот окрасочный комплекс «Айзенман» (Eisenmann) пока не запущен. Машины красят в опытно-промышленном производстве.
До сентября «калины» будут поставлять уже в 12 регионов, в том числе в Москву и Питер, Самару и Нижний, Екатеринбург. К концу года географию продаж расширят до 40 регионов. «Калины» с кузовом седан в комплектации «норма» (базовая версия, подробнее – ЗР, 2004, № 11) завод рекомендует дилерам продавать за 7500 долларов. Версии «люкс» оценивают дороже примерно на 300 «зеленых». Впрочем, цены на первые машины все равно будут зависеть от аппетита дилеров и спроса.
На вкус и цвет…
По российским меркам кузова «калин» собраны добротно. Пожалуй, не хуже, чем у недорогих иномарок. Огрехи присутствуют, но упреков в огромных зазорах и безобразной подгонке панелей (помните первые ВАЗ-2110?) эта модель, к счастью, не заслужила. Один из явных недостатков – потеют фары и фонари.
Покрашены автомобили тоже вполне пристойно – в ОПП действует такой же окрасочный комплекс «Айзенман», как и в новом корпусе. Ну а оценивать живучесть лакокрасочного покрытия станем, когда в редакции появится товарная «Калина». Кстати, в этом году модель примерит шесть колеров: красный, желтый, зеленый, синий, белый, серебристый. А какие сладкие названия: «дыня», «дюшес», «совиньон»! Но первые товарные автомобили, как и тестовые, будут только трех цветов: красный «калина» (забавно!), серебристый «мускат», синий «боровница».
В салоне «Калины» уютно, панель приборов и обивки дверей выглядят аккуратно, ничего не болтается, не гремит. Похоже, модульная сборка, которую впервые освоил ВАЗ, принесла свои плоды. Двери с окрашенного кузова снимают манипуляторами и собирают отдельно – устанавливают ручки и замки, электростеклоподъемники, стекла. Готовая дверь проходит контрольные испытания, затем роботы навешивают ее на тот же кузов.
Интерьер тоже с ягодным привкусом. Одни названия отделки чего стоят – «калиновый морс», «ламинария», «ягодка»! Как это выглядит? Практичные немаркие материалы в серо-бежевых тонах с разными рисунками, но в люксовых комплектациях на обивке и вправду краснеют спелые ягоды.
В целом первые впечатления о салоне, удобстве водительского места опытного образца не изменились. Хороши импортные салазки передних сидений: кресла ездят легко, но не болтаются. Диапазон регулировки приличный: высокий водитель сможет вытянуть ноги. Фиксируется сиденье через небольшой шаг – проще подстроить под себя. Регулировка по высоте? Увы! А ведь большинство конкурентов предлагают ее если не в базе, то хотя бы как опцию.
Отопление и вентиляция понравились: стекла быстро стали прозрачными, хотя за бортом прохладно и дождь, а в салоне дышат четверо. В «калинах» будет и кондиционер, но не на первых партиях машин. Фронтальных подушек безопасности и ремней с преднатяжителями первым покупателям тоже не достанется. Работы по ним планируют закончить лишь в конце года.
«Калина» с косточками
Десятикилометровый подъем на гору Ахун с четверкой седоков в салоне «Калина» с 8-клапанным 1,6-литровым двигателем преодолела весело. Первые машины пойдут именно с такими агрегатами, чуть позже появятся более мощные 16-клапанные. На испытательном стенде наматывает моточасы новый бензиновый двигатель, присматриваются и к импортному дизелю. Характеристики? Заводские специалисты не спешат раскрывать карты. Пока «калины» будут сходить с конвейера только с механическими пятиступенчатыми коробками передач. Планируют устанавливать и «автоматы», но о сроках пока не говорят.
Раз, два, три, четыре… с хвостиком! Уф! Сколько же можно крутить руль? Пока не появится новая рейка с измененным передаточным отношением – 3,1 оборота от упора до упора. Зато, как утверждают, все «калины» оснастят электроусилителем. Кстати, от того, что стоял на прототипах, нынешний отличается: работает тихо, да и управление внятное, информативное. Совместно с «Бош» ВАЗ продолжает доводить антиблокировочную систему тормозов. Но ее «калины» получат только через полтора-два года.
В общем, впечатления от первых конвейерных «калин» положительные. Хотя презентация не избавила от чувства некой недосказанности. Совпадет ли время выхода этого материала с появлением «калин» в продаже?