В тесте участвуют автомобили: ВАЗ 1118 Калина, Renault Logan
Lada Kalina и Renault Logan: выбираем бюджетный седан отечественного производства
Автомобиль, утверждают классики, не роскошь, а средство передвижения. В отношении авто, претендующих на звание «народного», это справедливо вдвойне. Наши сегодняшние герои — как раз из таких. В свое время Kalina задумывалась как замена демократичной тольяттинской «классике», да и Logan — модель для «третьих стран» — первоначально именовался «проект пять тысяч долларов». Жизнь, как говорится, внесла коррективы.
«Классика» — правда, в урезанном ассортименте — по сей день на конвейере, а «народный» Renault, даже получив московскую «прописку», стоит примерно вдвое дороже обещанного.
Знакомить читателей с внешностью Lada Kalina, думается, не надо: эта модель — непременная участница выставочных экспозиций «АвтоВАЗа». Хотя, конечно, на дороге машина смотрится не совсем так, как на подиуме. Нам она показалась чересчур высоко посаженной и немного кургузой. Все-таки седан — не самый удачный кузов для автомобиля класса «B». С другой стороны — людям нравится. К тому же более гармоничные универсал и хэтчбек, что называется, на подходе (их производство планируют начать в будущем году).
«Квадратный» Logan — полная противоположность округлой тольяттинской модели. Не шедевр. Это и понятно, ведь перед дизайнерами стояла задача создать экстерьер, способный оставаться актуальным максимально долго, — то есть довольно безликий. К тому же творческий полет сковывали принципы строжайшей экономии. Во всяком случае, автомобиль выглядит более гармонично, чем Symbol — седан, наскоро скроенный из хэтчбека Clio для покорения развивающихся рынков.
Внутри Kalina даже интереснее, чем снаружи. Российское происхождение авто выдает лишь фирменная «ладья» на руле. «Баранка», без преувеличения, лучшая из когда-либо виденных на серийной продукции «АвтоВАЗа» (хотя при наличии штатного электроусилителя ее диаметр мог быть и меньше). Посадка вполне комфортная, все приборы и органы управления на своих местах, руль регулируется по высоте, свободного пространства по бокам и над головой достаточно. Сзади дефицита места тоже не ощущается, особенно в зоне коленей. Хотя отправляться большой компанией в продолжительную поездку мы бы не рекомендовали: втроем на заднем сиденье все же тесновато.
В пятиместном салоне Logan неожиданно просторно, трое пассажиров на заднем сиденье локтями не толкаются, хватает места и для ног. А вот водителю повезло меньше: рулевая колонка закреплена намертво, и единственный способ разместиться с комфортом — подогнать сиденье (высоту подушки можно менять). Трехспицевый руль не назовешь элегантным, к тому же он определенно крупноват. Не добавляет шарма и отсутствие дверных ручек — их роль играют выштамповки на обшивке.
Большой (510 л) багажник — предмет особой гордости разработчиков Logan. Но вот беда — сколько-нибудь длинные предметы загрузить туда не удастся: сложить спинку заднего сиденья невозможно не то что по частям, но даже целиком. (Впрочем, отечественные владельцы Logan, думается, легко найдут выход из затруднительного положения, отвинтив несколько гаек.)
Хозяину Kalina вооружаться гаечными ключами не обязательно: задний диван легко раскладывается в пропорции 40:60, превращаясь в удобную грузовую платформу. Хотя 380-литрового багажного отсека в большинстве случаев вполне достаточно (кстати, в отличие от Logan крышку багажника Kalina не надо отпирать ключом)... Ну а каковы наши герои на ходу? В перспективе на Kalina начнут ставить более мощные моторы (по словам представителей завода, появится 1,4-литровый 16-клапанник мощностью 90 л.с.). А пока с конвейера сходят автомобили с 80-сильным 8-клапанником объемом 1,6 л (модифицированный полуторалитровый двигатель). Но и с ним Kalina разгоняется довольно резво. На третьей скорости темп разгона падает, зато «растянутая» передача позволяет не трогать рычаг в достаточно широком скоростном диапазоне. В целом двигатель в тандеме с 5-ступенчатой «механикой» нареканий не вызывает: передаточные числа подобраны в расчете на «рваную» городскую езду — «поджатые» нижние передачи постепенно «расширяются», оставляя определенный резерв для разгона даже на пятой скорости.
Под капотом Logan — те же бензиновые 8-клапанные моторы объемом 1,4 л (75 л.с.) или 1,6 л (90 л.с.), что и у Clio. Доставшийся нам 1,6-литровый «француз» оказался весьма темпераментным (главное — освоиться с длинноходной педалью сцепления) и ужасно шумным. Двигатель слышно всегда: на холостых он издает «дизельное» урчание, а на высоких оборотах (уже после 3000 об/мин) срывается на визг, заставляя активно работать рычагом коробки передач.
Подвески — образец простоты: спереди — вариация на тему классической «McPherson», сзади, вместо любимых французами торсионов, — подпружиненная H-образная балка. Конструкция и впрямь вышла крепкая: за все время теста — ни одного пробоя.
Но уж если «француз» чувствует себя на российских направлениях как рыба в воде, то отечественному автомобилю — сам бог велел. Действительно, по энергоемкости подвески (спереди — «McPherson», сзади — полузависимая пружинная) Kalina не уступает Logan.
Впрочем, покупатели «народных» автомобилей склонны закрывать глаза на недостаток комфорта. Главное — цена. Здесь Kalina, разумеется, вне конкуренции: рекомендованная «АвтоВАЗом» розничная цена 222 000 рублей (примерно $7700). Правда, образовавшийся после начала продаж ажиотажный спрос на машину позволяет дилерам просить за нее дороже, но с насыщением рынка цена вернется к рекомендованной. Комплектация пока одна — «Норма» — электроусилитель руля, центральный замок и передние электростеклоподъемники.
Небогато, конечно. Однако у «француза» и этого нет. В «базе» (за него просят $9000) — только водительская подушка да обогреватель заднего стекла. Зато в топ-версии Privilege скромный Logan получает буквально все, на что может рассчитывать владелец автомобиля данного класса: полный электропакет, гидроусилитель руля, кондиционер, подогрев сидений, две подушки безопасности, АБС, противотуманные фары. Однако и цена такой машины — почти $14 000.
Выбор, как всегда, за вами.