В тесте участвуют автомобили: ВАЗ 2120 Надежда, ГАЗ 2217 Баргузин
Посмотреть другие фото (5) |
ВАЗ-2120 «Надежда»
1,8 л, 89 л.с., механическая 5-ступенчатая коробка передач, $8700 (244 000 рублей).
ГАЗ-2217-404 «Баргузин»
2,5 л, 140 л.с., механическая 5-ступенчатая коробка передач, $10 900 (305 000 рублей).
Больше пяти лет назад ВАЗ-2120 и ГАЗ-2217 (названные, соответственно, «Надежда» и «Баргузин») уже встречались лицом к лицу. Тогда нижегородский микроавтобус прописался на конвейере, а тольяттинские мини-вэны только начали собирать в цехах опытно-промышленного производства ВАЗа. С того времени машины повзрослели – их лица изменились, появились новые моторы, пополнился список модификаций.
Кроме того, пришли и другие покупатели, подыскивающие многоместный автомобиль для семейных выездов и деловых поездок, который попадает под категорию «В».
Сторонние наблюдатели
Пластические операции благотворно сказались на автомобилях – новые фары осовременили внешность нижегородской машины и просто-таки спасли тольяттинскую. И светят они лучше (особенно это заметно по «Надежде»). Вот только стоит современная оптика намного дороже прежней.
Кузова обоих собраны небезупречно. С боковыми дверями помучились – у «Надежды» заедают в открытом состоянии, а в нижегородском микроавтобусе, наоборот, плохо захлопываются. «Вам повезло, – сказал водитель, выгнавший «Баргузина» из ворот автосалона. – У многих машин двери вообще не закроешь». Капот, добавлю, тоже.
Ай, «Баргузин», как не стыдно, не первый же год на конвейере! Едва моечные машины принялись обхаживать кузов, вода заструилась в салон через задраенные люк и форточки. «Надежда» испытание перенесла достойно, если не считать запотевших фар.
Багажные отделения у обоих довольно скромные. В «Баргузине» полезный объем съедает 16-дюймовое запасное колесо. Рядом встанет чемодан или пара небольших сумок – остальную поклажу придется тащить в салон. В «Надежде» места меньше, чем в малютке «Оке». Правда, сиденья здесь раскладываются, превращая легковой автомобиль в грузопассажирский. Проделав эту операцию лишь единожды, я искренне посочувствовал будущему владельцу. Фиксаторы заедают, да и поднять три сиденья одновременно – задача не из легких.
Багажное отделение «Надежды» и «Баргузина» закрывает дверь с газовыми упорами – поднять внушительную створку сможет даже изящная барышня. Такая конструкция для этих автомобилей, пожалуй, удобнее, чем распашные двери – на пикнике откинутая крыша укроет от непогоды или палящего солнца. Главное – вовремя менять упоры.
Семеро по лавкам
На «Баргузине» тянет отправиться в долгое путешествие или, на крайний случай, выехать за город теплой компанией. В «Надежду» лучше загружать уже нагулявшихся (читай, непривередливых) людей и везти их на небольшие расстояния. Не согласны? Прошу в салоны!
Усаживаясь за руль «Баргузина», вспоминаешь его родственников – ногу задираешь высоко, сидишь по-автобусному, назад смотришь в большие грузовые зеркала. Впрочем, человек с достаточным легковым опытом серьезных неудобств не испытает. Но управлять «Надеждой» ему будет безусловно проще – мини-вэн по характеру ближе к легковушке. В первую очередь, легче ориентироваться в плотном городском потоке и парковаться на тесных стоянках. Хотя зеркала для такого автомобиля явно маловаты, их сложно отрегулировать из салона (рычаг упирается в обшивку), а правое частично перекрывает рамка двери.
Общий недостаток – неудобный педальный узел. В «Надежде» сцепление можно выжать только носком, а в «Баргузине» нет площадки для левой ноги. В достоинства запишем регулировку рулевых колонок – правда, диапазон маловат.
По качеству сборки и дизайну интерьера ГАЗ-2217 на голову выше «Надежды». Вполне современная, аккуратно собранная, двухцветная приборная панель автобуса против морально устаревшего, безвкусного, перекошенного «торпедо» мини-вэна. На «Баргузине», как на всех современных моделях, отоплением и вентиляцией управляют тремя ручками-крутилками. В «Надежде» – архаичные ползунки; разобраться, как направить воздух на стекла или в ноги, без инструкции невозможно.
Чтобы «Баргузин» бибикнул, нужно потянуть на себя подрулевой переключатель – непривычно! В салоне «Баргузина» я насчитал шесть громкоговорителей. Будущий владелец сэкономит на аудиоподготовке, потратившись лишь на магнитолу.
Сзади – пять кресел с подлокотниками, расположенных друг против друга, шестой пассажир сидит рядом с водителем. Посередине удобный складной столик с подстаканниками, отделениями для авторучек и индивидуальным освещением. На потолке четыре ярких светильника с люминесцентными лампами, в ногах дополнительный обогреватель, на окнах занавески... только герани не хватает! Когда за окном -10°С, внутри спокойно сидишь без верхней одежды, хотя «печка» работает вполсилы. Но стоит заглушить мотор, как тепло мгновенно улетучивается через плохонькие уплотнители.
Во втором и третьем рядах «Надежды» тоже усядутся пятеро, но поедут они не так комфортно. Два задних кресла, скорее, детские. И за передними сиденьями места не так уж много, а крайние пассажиры ростом под 180 см подпирают потолок. Две слабенькие лампочки не мешают дремать, правда, если за окном не очень холодно – дополнительная «печка» не такая жаркая, как в «Баргузине». Впрочем, летом в «Надежде» тоже несладко – опустить можно только передние стекла.
Дорожные заметки
Несмотря на общие корни с полуторкой, в поведении «Баргузина» проскакивают и легковые замашки, например, небольшие крены в поворотах. Вполне комфортная и энергоемкая передняя подвеска, а вот задняя могла быть и помягче: на неровностях корму заметно переставляет. «Надежда» по характеру ближе к легковому автомобилю, однако до идеалов управляемости и комфорта ей далеко. Все-таки в основе – шасси «Нивы», пригодное не только для шоссе, но и для бездорожья.
На заснеженной и обледенелой дороге задние колеса «Баргузина» даже в безобидных ситуациях начинают буксовать. Положение немного поправят зимние шины и пассажиры, «догружающие» ведущую ось. Но конкурировать с полноприводной «Надеждой» на скользком покрытии автобус все-таки не может. Правда, в автосалонах встречаются и «баргузины» в исполнении 4х4. Но эти версии заметно дороже, выпускают их совсем небольшими партиями.
База у «Баргузина» на 60 мм длиннее, чем у «Надежды», однако маневрировать на микроавтобусе проще – радиус поворота почти на два метра меньше! Гидроусилитель ВАЗ-2120 точно понимает желания водителя, у ГАЗ-2217 все не так хорошо. При парковке крутить баранку одно удовольствие, но двигаясь по прямой, постоянно подруливаешь.
Разгоняются машины почти одинаково – ну, может, «Надежда» чуть резвее. Зато по эластичности 2,5-литровый двигатель ЗМЗ-4052 даст фору мотору ВАЗ-2130 объемом 1,8 л – переключаться на тольяттинском мини-вэне приходится чаще. «Нивовская» коробка уже с первых километров хрустит при переключениях и подвывает в унисон другим узлам трансмиссии. «Баргузин» ведет себя тише; справедливости ради отметим, что вариант 4х4 мы не слушали. У ГАЗ-2217 немного урчит задний мост, но основную скрипку играет выпускная система.
По результатам теста «Баргузин» кушает топлива в среднем на литр больше «Надежды». Если серьезно присматриваетесь к одной из машин, прикиньте и другие расходы – стоимость техобслуживания и запчастей. Учтите, что «Надежда» все-таки мелкосерийный автомобиль, потому некоторые детали (в частности, «железо») в цене – и в дефиците. А уж со сборкой и качеством комплектующих – как повезет. На тестовой «Надежде», например, не работали датчик бензина и задний дворник, у «Баргузина» понадобилось подтянуть крепление щеток стеклоочистителя.
При равной вместимости автомобили заметно отличаются по назначению. В поисках комфорта вы остановите выбор на «Баргузине». А иной смирится с тесным и неудобным салоном «Надежды», помня о ее проходимости. У каждого свои достоинства и, увы, общие недостатки. Отчасти их объясняет главный плюс: самая доступная новая иномарка такого класса дороже, чем «Надежда» и «Баргузин», вместе взятые.
Будущим владельцам ГАЗ-2217 И ВАЗ-2120
Заводская гарантия – 30 тыс. км или 1 год для «Баргузина» и 35 тыс. км или 2 года для «Надежды». Стоимость нормочаса на ремонтные работы в Москве – 300–400 рублей для ГАЗ-2217, для ВАЗ-2120 – в полтора раза выше. ТО-1 (2 тыс. км) в столице стоит в среднем 4000 и 6000 рублей соответственно, ТО-2 (10 тыс. км) – 3800 и 4000 рублей, ТО-3 (20 тыс. км) – 6000 рублей. У «Баргузина» существует еще одно промежуточное ТО на 1 тыс. км – 800 рублей.
Называйте по имени
Отечественные автомобили отличают, как правило, по индексам. Даже тех, у кого было имя, все равно презрительно называли числительными, например, «шестерка», «восьмерка». Наши дуэлянты – исключения из правил. Последовательности букв и цифр фигурируют лишь в документах, в разговоре «Соболь» с низкой крышей с самого рождения стали называть «Баргузином», а полноприводный мини-вэн из Тольятти – «Надеждой». Увы, эти симпатичные имена на самих машинах не найти.
Резюме
ГАЗ-2217 «Баргузин» – замечательный автомобиль для отдыха... если вы не владелец и не за рулем.
+ Хорошая маневренность, теплый и удобный салон, неплохая динамика, Евро II.
- Нечеткая работа гидроусилителя руля, негерметичный кузов, повышенный шум трансмиссии.
Резюме
ВАЗ-2120 «Надежда» – автомобиль на каждый день для большой семьи… пока дети не подрастут или благосостояние не улучшится.
+ Хорошая проходимость, трансформируемый салон, Евро II.
- Затруднен доступ к многим узлам и агрегатам, тесный и гремучий салон, повышенный шум.