В тесте участвуют автомобили: Audi A4
Посмотреть другие фото (15) |
Как и у большинства известных автомобильных марок, у "Ауди" – свой круг поклонников. Они убеждены – и не без оснований, что компания, одной из первых освоившая переднеприводную компоновку, ушла по этому пути дальше других.
Выбираем "четверку"
Марку "Ауди" отличает сочетание проверенной репутации и смелости решений. Вольно или невольно, но те же качества окружающие подразумевают и у владельца машины с четырьмя кольцами на решетке радиатора. Если говорить о моделях, то компактная А3 зачастую дорогая игрушка – подарок состоятельных родителей своему чаду или любящего мужа жене.
Причем весьма вероятно, что сам даритель ездит на заднем сиденье сановного А8. А вот занимающие середину модельного ряда "четверку" и "шестерку" никто не воспримет как подарок или "персоналку" – это осознанный выбор молодого или не очень бизнесмена, возможно, руководителя среднего звена в крупной компании. В общем, первоначальное благоприятное отношение окружающих вам обеспечено. Сумеете ли вы его закрепить или опровергнуть – зависит уже только от вас, и машина здесь ни при чем.
Рекордсмен по удельной стоимости
Если говорить о количестве автомобиля на один дензнак, потраченный при его покупке, А4 следует признать рекордсменом в модельном ряду "Ауди". Судите сами. Цены на хэтчбек "гольф-класса" А3 начинаются в России от $19,3 тыс., в то время как бизнес-седан А6 уже в полтора раза дороже – $30,3 тыс. Находящийся между ними А4 за $22,8 тыс. по стоимости ненамного ушел от "трешки", хотя размерами и уровнем комфорта вплотную приблизился к "шестерке".
Именно столько стоит самый доступный "Ауди-А4" с 1,6-литровым мотором (102 л. с.) и механической коробкой передач. Отметим, что новая "четверка" пока продавалась только с кузовом седан, а универсал появится у дилеров, вероятно, к середине осени. С более мощными силовыми агрегатами, что автоматически предполагает и расширенную базовую комплектацию, автомобили, естественно, дороже: с 2-литровым (131 л. с.) – на $1600, с турбонаддувным, объемом 1,8 л (150 л. с.) – на $2800, с V-образны- ми "шестерками", объемом 2,4 л (165 л. с.) или 3,0 л (220 л. с.) – на $6600 или $10 000, соответственно. 1,8- и 3-литровые машины могут оснащаться как передним приводом, так и полноприводной трансмиссией "кваттро", что обойдется дополнительно в $2900. Со всеми моторами, за исключением 1,6-литрового, наряду с механической коробкой передач устанавливается и бесступенчатый автоматический "Мультитроник" – он увеличит счет еще на $2200. Таким образом, полноприводной трехлитровый А4 будет стоить $35,7 тыс. без дополнительного оборудования. Для теста же мы выбрали недорогую промежуточную версию стоимостью $26 600 – переднеприводную двухлитровую с "Мультитроник".
Сел – и расслабился
В последние годы стало правилом, что у любой фирмы каждая новая модель больше предшественницы, а потому классы потихоньку "полнеют", набирая представительности. Так и появившаяся в октябре прошлого года "четверка" на новой платформе В6 прибавила 66 мм в длину, 32 мм в ширину и 15 мм в высоту. При этом она приблизилась к А6 не только размерами, но и дизайном. Сходство, даже в деталях, настолько велико, что сделало трудноразличимыми эти две модели. Впрочем, для "меньшего брата" оно, скорее, лестно.
Человек, не понаслышке знакомый с предыдущим А4, наверняка отметит увеличившиеся вверху проемы дверей и больший простор на задних сиденьях. Последний достигнут в том числе и благодаря сдвинутому назад дивану – чтобы сесть на него, приходится обносить собственную, э-э-эээ... пятую точку вокруг арки колеса. Но сел – и расслабился. Салон очень просторен, а регулировки передних кресел (на нашем автомобиле механические) просто огромные – четверть метра по длине и 10 см по высоте. За водителем ростом 180 см пассажир таких же габаритов усядется разве что не нога на ногу – перед коленями останется еще 8–10 см. Куполообразная крыша обусловила большую высоту потолка спереди – до 15 см над головой в нижнем положении кресла. Зато сзади, оставив всего 3 см, да и то лишь у двух пассажиров, диван имеет ярко выраженный "двухместный рельеф", и сидящий на валике пятый человек упрется макушкой аккурат в пластмассовую "люстру" на потолке.
В салоне приятно не только телу, но и глазу: отделка из тисненого серого пластика, руль обшит кожей, на дверях, передней панели и центральной консоли – вставки из корневища орехового дерева, накладка селектора "автомата" и дверные ручки щеголяют анодированным алюминием. В общем, без кричащей роскоши, но элегантно и очень добротно. Покоряет и продуманность мелочей: все четыре ручки над дверями – с микролифтами, каждому пассажиру – персональная "штурманская" лампа, на крышке огромного перчаточного ящика – держатели для документов и авторучки, под рулевой колонкой – специальная полка с фиксатором для инструкции к машине.
Дополнительное оборудование
Кроме бензиновых силовых агрегатов на "четверку" устанавливают и дизели, причем только с турбонаддувом: 1,9 л (130 л. с.) и 2,5 л (V6, 155 или 179 л. с.). С наиболее мощным мотором предлагается и полноприводная трансмиссия – такая машина стоит $36 600. Для любителей острых ощущений предназначены экстремальные полноприводные вер-сии S4 за $47 000 и RS4 за $68 500 с турбонаддувными моторами 2,7 л, мощностью, соответственно, 265 л. с. и 380 л. с. Правда, эти болиды пока "одеты" в кузова предыдущей "четверки", дебютировавшей в 1994 году.
За рулем
Благодаря большим диапазонам регулировки сиденья устроиться за рулем водителю почти любых габаритов – не проблема. Кроме того, по высоте и длине регулируется и рулевая колонка. И все же с некоторыми недостатками эргономики придется примириться. Широкая центральная консоль довольно плотно фиксирует правое колено, которое оказывается точно под замком зажигания – при резком переносе ноги с акселератора на высоко стоящую педаль тормоза велика вероятность сломать ключ. Кроме того, после столь размашистого движения ногой нужно с минимальными усилиями и перемещениями работать с педалью тормоза, информативность которой оставляет желать лучшего. А вот и очень удобная мелочь – возле рычага селектора предусмотрена пиктограмма, напоминающая о необходимости нажать на тормоз перед началом движения, иначе селектор просто не сдвинуть с места. Напротив, труднообъяснимой экономией выглядит отсутствие индикации противотуманного света на доске приборов – та, что расположена у переключателя наружного освещения, почти нечитаема. С подрулевыми переключателями приходится работать на ощупь – они спрятались за спицами. Хороший индикатор состояния стояночного тормоза – центральный подлокотник: "ручник" упирается в него уже на третьем-четвертом щелчке. Не слишком здорово.
Симпатично выглядят стрелки приборов, загорающиеся рубиновым цветом при включении зажигания. В целом же конфигурация приборной панели явно рассчитана не на "драйвера", а скорее на уравновешенного ценителя комфорта и безопасности. По-хозяйски раздвинув тахометр и спидометр, центральное место занял дисплей с информацией о наружной температуре, настройке приемника, пробеге на остатке топлива, режиме работы "автомата". А вот подогрев наружных зеркал, включающийся одновременно с зажиганием, акустическая система парковки APS, климатическая установка с раздельным регулированием для водителя и правого пассажира, аудиосистема "Ауди-Хорус" с десятью динамиками мощностью 150 Вт и многое другое, привычное лишь на автомобилях более высокого класса, понравятся и любителю адреналина и спокойному водителю.
Автомобиль заботится о нас
Прежде всего, об антикриминальной устойчивости. У "Ауди-А4" она начинается с того, что вы можете заказать машину вообще без шильдиков с обозначением модификации, которые для вора почти идентичны ценнику. Естественно – ключ с иммобилайзером и пультом дистанционного управления системой охраны с плавающим кодом. Удобно, что длительным нажатием на соответствующую кнопку можно открыть или закрыть окно. На случай, если в машине придется оставить собаку, предусмотрено отключение объемных датчиков в салоне, а для буксировки с частичной погрузкой на эвакуатор – датчика наклона.
После начала движения, на скорости примерно 15 км/ч, электроника заблокирует двери и багажник, защитив от нападения на стоянке или светофоре. Разблокировать двери можно специальной кнопкой или вынув ключ из замка зажигания. А стоит дважды потянуть за ручку, и изнутри откроется только одна дверь.
Теперь – об активной безопасности. Ее обеспечивают антиблокировочная система с электронным распределением тормозных сил EBV, ASR – трекшн-контроль, EDS – электронная блокировка дифференциала, ESP – система динамической стабилизации, "ассистент" экстренного торможения брейк-ассист, ну и, конечно, мощные дисковые тормоза на всех колесах.
Если же вы ухитрились обмануть всю эту электронику и таки добились "контакта" со столбом или вас догнала судьба в лице какой-нибудь лихой "девятки", не отчаивайтесь – за жизнь и здоровье вас и ваших близких постоят системы пассивной безопасности. Большинство из них давно известны и успешно применяются: жесткий пассажирский модуль и деформируемые зоны спереди и сзади, противоударные брусья в дверях, усиленные средние стойки, травмобезопасная рулевая колонка, ремни безопасности с пиротехническим натяжителями и ограничителями усилий и, конечно, надувные подушки. Последних на нашей машине установлено шесть: две фронтальные для водителя и пассажира, две боковые на уровне плеча спереди и две большие шторки, полностью перекрывающие боковые окна слева и справа на всю длину салона и защищающие головы как передних, так и задних пассажиров. За доплату можно установить еще пару боковых подушек сзади. Кстати, срок "боеготовности" подушек увеличен с обычных 10 до 14 лет.
Нюансы управления
В движении "Ауди-А4" покоряет, прежде всего, отменной шумоизоляцией – на скоростях до 120 км/ч слышно лишь приглушенное шлепанье покрышек на стыках покрытия. И это не случайно – в верхней части дверей можно насчитать четыре (!) уплотняющие кромки, а задние арки для уменьшения шума от колес изнутри имеют ворсистое покрытие. С дальнейшим ростом скорости появляются незначительные аэродинамические шумы в районе передних стоек, а примерно на полутора сотнях прорезается голос у двигателя. Подвеска со сложной, но эффективной кинематикой достаточно жесткая и короткоходная. Однако благодаря легким алюминиевым рычагам и колесным дискам (стальные просто не предусмотрены), которые означают снижение неподрессоренных масс, а также установленным на резиновых подушках подрамникам, удары на дефектах покрытия минимальны, да и раскачка на волнах почти отсутствует. В сочетании с передними ведущими колесами, на которые приходится 60% массы, это определило великолепную устойчивость автомобиля и избавило от необходимости постоянно корректировать траекторию рулем. Последний весьма "острый" – 2,8 оборота от упора до упора, что удобно при маневрировании. Если же, пользуясь этой остротой, вы выполнили "переставку" на запредельной скорости, объезжая выскочившего на дорогу неосторожного пешехода, снос задней оси погасит входящая в стандартную комплектацию – и весьма эффективная – электронная система стабилизации.
По управлению "Мультитроник" с вариатором совершенно не отличается от обычного гидромеханического "автомата" – такой же селектор на тоннеле пола с теми же положениями P, R, N, D. Единственное отличие заметно лишь в движении – нет плавных толчков при переключении передач, сопровождаемых кивком стрелки тахометра. Любопытная особенность – в принципе, для наиболее интенсивного разгона двигатель должен работать точно на 5700 об/мин – оборотах максимальной мощности, а вариатор плавно уменьшать передаточное отношение с ростом скорости. Однако мало кому нравится нудный вой мотора на одной ноте в сочетании с ровным "троллейбусным" ускорением – нет ощущения динамики. Так вот, специально для того, чтобы придать процессу ощущение развития, блок управления позволяет мотору при разгоне потихоньку набирать обороты, примерно от 5000 до 6000 об/мин, меняя тональность "звукового сопровождения". Между прочим, при заявленных в заводских характеристиках 10,2 с в разгоне до 100 км/ч, наш автомобиль реально показал 12,9 с. Возможно, дело в плохом бензине, так что любителям выжать из мотора все силы следует быть придирчивым в выборе бензоколонок, а лучше и вовсе заправляться "девяносто восьмым".
Есть у "Мультитроника" и режим ручного управления – в правом положении селектора толчком вперед (+) или назад (–) вариатор переключается последовательно "вверх" или "вниз" на одну из шести, так сказать, виртуальных передач. Этот режим хорош не только если возникло желание почувствовать себя гонщиком, но и, скажем, в горах, при буксировке прицепа или для эффективного торможения двигателем. В принципе, уже сейчас ничто не мешает позволить водителю самостоятельно вводить в бортовой компьютер и количество ступеней в трансмиссии, и их передаточное отношение.
Обратите внимание: горы и прицеп в нашем случае – сочетание не самое удачное. И вот почему. Клиноременный вариатор работает за счет сил трения, поэтому большие моменты для него нежелательны. Страховкой от излишних нагрузок служит допускающее пробуксовку многодисковое сцепление. Именно этим ограничено тяговое усилие на колесах: А4 не может без разгона преодолеть 40-процентный подъем, посильный для куда менее мощных машин с обычной трансмиссией. На практике это означает, что вы не сможете тронуться с места в гору с тяжелым трейлером или просто остановившись в глубокой узкой выбоине. Впрочем, не будем сгущать краски, чтобы найти колдобину строго по размеру колеса, надо постараться – обычно возможен хотя бы минимальный разгон.
Багажный вагон
Внешний вид "четверки" обманчив – кажется, что куцая ступенька за задним стеклом скрывает объем не больше хлебницы. Однако, подняв короткую крышку, с удивлением обнаруживаешь глубокий грот – передняя стенка теряется где-то вдали и даже дотянуться до нее (длина багажника составляет 1100 мм!) не так-то просто. Немаловажно, что почти все намеренные нами и впечатляющие сами по себе 408 литров объема "уложены" в практически правильный параллелепипед. Иной багажный отсек вроде и вместителен, если грузить мелочь, но столь хитрой формы, что перевезти одну крупную вещь, скажем, телевизор, невозможно. Кроме того, крышка установлена на параллелограммных механизмах и лишена выступающих внутрь кронштейнов.
На нашей машине возможностей трансформации багажника не предусмотрено, хотя при заказе их можно оговорить, как любую другую опцию. Любителям лыж пригодится снабженный чехлом люк в нише заднего подлокотника. Из полезных мелочей нельзя не отметить сервопривод замка крышки и предохраняющий голову пластиковый кожух на самом замке, аккуратные пластиковые ящички для инструмента и домкрата в нише полноразмерной запаски. А знак аварийной остановки закреплен на внутренней стороне крышки и хорошо различим в свете фар, если вы, например, стоите ночью на обочине с открытым багажником.
Осторожно, дети…
Здесь все достаточно привычно: "детская" блокировка задних дверей, предотвращающая их открывание изнутри; блокировка электростеклоподъемников; отключение правой фронтальной подушки безопасности. Но кроме обычных детских сидений, удерживаемых штатными ремнями безопасности, спереди и сзади на боковых местах предусмотрена возможность установки более безопасных сидений Huckerpack системы isofix с жестким креплением к силовым элементам кузова.
Вдали от шума городского
Прежде всего необходимо отметить большую автономность: на 70-литровом баке, расходуя по шоссе около 6 л/100 км, "Ауди-А4" пройдет больше тысячи километров! Требования к топливу умеренные – неэтилированный "девяносто пятый", с некоторым снижением мощности допустим и "девяносто первый". Любопытно, что защита моторного отсека от грязи выполнена, скорее, в расчете на российские хляби, нежели на вылизанную Европу: сверху по всему периметру расположен уплотнитель, на который ложится капот, а снизу огромными пластиковыми щитами днище закрыто от переднего бампера до заднего моста. Чистота в данном случае – залог не только красоты, но и здоровья: какому автомобилисту не знакомы проблемы с электрикой после одной-двух "соленых" московских зим?
С точки зрения проходимости "четверка" мало отличается от других "иностранок". Довольно большой и низкорасположенный передний свес требует повышенного внимания к бордюрам и "лежачим полицейским". Дорожный просвет с водителем составляет 130 мм, с полной загрузкой – 110 мм. Однако повторимся – все магистрали, топливопроводы, тормозные трубки закрыты пластиком, так что повредить их, даже "сев на брюхо", вряд ли возможно. Более того, к алюминиевым рычагам задней подвески прикреплены снизу стальные щитки-накладки, предохраняющие нежную конструкцию от камней, пней и других жизненных реалий.
Эксплуатация, сервис
На А4 официальные дилеры предоставляют стандартную для всех моделей "Ауди" в России гарантию – один год без ограничения пробега. Полностью оцинкованный кузов не проржавеет насквозь как минимум 12 лет. Сервисную станцию необходимо посещать каждые 15 тыс. км или один раз в год. Однако возможен и другой вариант – обслуживание по системе long life, когда сроки очередного ТО определяет бортовой компьютер, исходя из интенсивности эксплуатации. При условии использования специального высококачественного масла, которое, кстати, изначально заливают во все новые "четверки", межсервисный пробег может существенно увеличиться, хотя максимальный интервал все-таки ограничен – 24 месяца.
Дилерская сеть "Ауди" уже сейчас достаточно широка и, что важно, продолжает очень динамично развиваться. Все больше машин этой марки встречается на дорогах. Как следствие – богатые склады запчастей и минимальные сроки ремонта – вам не придется три недели ждать из Германии нужную деталь, будь то крыло или... алюминиевый рычаг. О последнем упоминаем потому, что специфически русское сочетание плохих дорог и темпераментной манеры езды сделало легкосплавные элементы подвесок почти расходными материалами в нашей стране. Впрочем, приходилось слышать и такое мнение ценителей "пилотажных" качеств: "Пусть лучше я раз в два года буду менять алюминиевую подвеску и ездить, как на новой машине, чем мириться с изношенной, но живучей железной".