В тесте участвуют автомобили: Chevrolet TrailBlazer, Ford Explorer, Jeep Grand Cherokee
Посмотреть другие фото (19) |
На дистанции три самых популярных в России американских вседорожника: быстрый, настырный и хитрый.
Любите сказку!
Вам не доводилось в детстве читывать «Сказки дядюшки Римуса»? Очень рекомендую: Джоэль Харрис – чудный писатель! Самое занятное, что похождения братцев Кролика, Лиса, Волка, Медведя и прочих можно читать в любом возрасте.
В книге ведь нет ни одного стопроцентно положительного, равно как и сугубо отрицательного персонажа. Как раз поэтому далеко не всегда первым к финишу приходит самый быстрый, а победа в споре силачей отнюдь не гарантирована обладателю самых больших мускулов. И вот еще. Вы не поверите, но герои сказок дядюшки Римуса напоминают… американские вседорожники. Хоть режьте меня, так и есть! Достаточно присмотреться к машинам повнимательнее. Итак, бывалый ветеран «Джип-Гранд-Чероки», новичок российского рынка «Форд-Эксплорер» и еще вчера считавшийся дебютантом «Шевроле-Трейлблейзер». По американским понятиям, все они – компактные вездеходы, по европейским – полноразмерные. Кто же из этих братцев окажется самым-самым?
Братки-кролики
У европейцев вообще-то полно предубеждений (и, между нами, далеко не беспочвенных) по поводу американских вседорожников. Но вот что у заокеанских машин не отнять, так это представительного имиджа. Уважительное отношение к вездеходам-янки сложилось еще в период накопления первоначального капитала. Помните, на черных с хромом сундуках «Мейд ин Ю-Эс-Эй» разъезжали «бывшие спортсмены» и прочие группы силовой поддержки? Больше других в ремесле «машины сопровождения» преуспел, конечно же, «Гранд-Чероки» тогдашнего поколения. Как в знаменитом анекдоте: на фоне «чирокого» «джипа» все остальные кажутся довольно узкими. Кроме шуток, и сейчас появление трио «братков-кроликов» неизменно сопровождается, скажем так, взвешенной реакцией окружающих: правый поворотник и от греха… Мы далеки от мысли, что сегодня кто-то покупает вседорожник ради «распальцовки» на дорогах, но факт остается фактом – водитель любого из трех «американцев» априори уважаемый человек. Это чисто конкретно.
Смоляное чучелко
«…пошел братец Лис гулять, набрал смолы и слепил из нее человечка – Смоляное Чучелко». То был настоящий позор для братца Кролика, который к Чучелку-то и приклеился. Надо сказать, что точно так же внешний вид «Джипа», «Форда» и «Шевроле» притягивает к этим автомобилям покупателей. И пусть бросит в меня камень тот, кто не находит очарования в американских «Спорт Ютилити». Ей-богу, японцам и европейцам есть чему поучиться!
«Гранд-Чероки» – скорее залихватский спортивного толка универсал нежели 2-тонный вседорожник. Круглые фары, скрытые под линзами прямоугольных рассеивателей, мощные колесные арки, мускулистый рельефный силуэт – ни дать ни взять пан спортсмен.
Хорош и «Форд». Не такой перетяжеленный и неуклюжий, как «Экспедишн» или «Экскешн», «Эксплорер» радует чистыми, едва ли не изящными линиями. По сравнению с «Исследователем» предыдущего поколения, у нынешней модели поубавилось хрома, что, наверное, к лучшему. Более фактурная полуулыбка-полуухмылка передней части и гладкие, почти без подштамповок, боковины делают облик узнаваемым и законченным. Единственное, «Эксплорер», на мой взгляд, лучше смотрится в двухцветном варианте – когда основной оттенок подчеркивается контрастной полоской по порогам, аркам, бамперам. Однотонный же «Форд» теряет толику утонченности.
А чем хуже «Трейлблейзер»? Дизайн «Шевроле» следует признать самым агрессивным, и этому способствуют маленькие злые глазки-фары и поперечный ус-планка на решетке радиатора. При этом «Первопроходец» самый тяжеловесный среди американской троицы, но, согласитесь, некоторая пухлость ему даже к лицу.
«Худые вести не ждут на месте»
Мы же честно предупреждали, что среди американских вседорожников, как и среди героев дядюшки Римуса, нет стопроцентно положительных героев. И если с имиджем и внешним видом у братцев-кроликов все кучеряво, то вот насчет интерьеров можно уже и взгрустнуть.
Впрочем, создателям «Гранд-Чероки» краснеть вовсе не обязательно. Интерьер «Джипа» вполне на уровне. Пусть дизайн без затей, но к исполнению трудно предъявить претензии. Кожа – хороша, плас- тик – мягкий и фактурный, красное дерево и вовсе натуральное. Рычаг селектора и управления полноприводной трансмиссии на привычном для европейца месте. Понравилось также, что складные подголовники не мешают обзору, а складывающиеся сиденья образуют ровную грузовую платформу, нарушаемую лишь бугорками колесных арок. И зазоры между панелями при этом минимальные, и ничего нигде не шумит, не перекатывается.
Минусы? Куда ж без них – короткая подушка переднего сиденья, отнюдь не поражающий простором задний диван. Ну а задний обзор – сливай бензин. Легковые зеркала не позволяют выхватить бордюр, потому парктроник здесь вещь архинужная. Попомните это слово – сэкономите на ремонте бампера. Впрочем, последнее замечание актуально для всех трех вседорожников.
Дизайнеры «Форда» на последнем «Эксплорере» также старались угодить взыскательным европейским вкусам. По крайней мере, частично. И вставочки под черное дерево появились, и блок управления климат-контролем нагляден, разве что расположен слишком низко. Но отказываться от собственной американской гордости тоже никто не собирается. Кочерга АКПП на руле – это святое, бесчисленные подстаканники и подбутыльники – тоже. Необходимость и удобство пользования и того и другого по меньшей мере сомнительны. Во всяком случае, с нашей, европейской, точки зрения. Зато порадовали удачно скомпонованные на рулевом колесе кнопки управления музыкой, кондиционером и круиз-контролем. А главный подарок от изобретателей гамбургеров – электрорегулировка педального узла, туда-сюда на 8 см. Смешная, но полезная штуковина. В Штатах наверняка еще и популярная: ведь на вседорожниках там ездят все кому не лень от негров-баскетболистов до вчерашних школьниц в полтора метра ростом.
Лишь внутренний мир «Трейлблейзера» откровенно разочаровывает. Нынешней зимой на нашем тесте «Шеви» по этому компоненту вчистую проиграл породистому и престижному «Паджеро». Но и на фоне своих соплеменников «Трейл» неубедителен. Повторяться неохота, потому в двух словах. При полной корзинке сервисных пирогов и плюшек – а в комплектацию LTZ входит все, что душеньке угодно – «Трейлблейзер» безнадежно отстает от соперников по подбору отделочных материалов.
Посчитаем ребра?
Как-то раз братец Енот задал такую взбучку охотничьей собаке, что от нее почти ничего не осталось, «а то, что осталось, вырвалось и наутек». В салоне «Гранд-Чероки» даже на относительно ровном асфальте чувствуешь себя, как та потрепанная псина. Все потому, что кузов «Джипа» покоится на неразрезных зависимых балках-мостах. «Бум-бум-бум» – сыпятся удары, будто и не шероховатый асфальт под колесами, а булыжная трасса военного полигона. Остается только пожалеть тех, кто выбирает «Гранд-Чероки» в качестве средства передвижения по городу. Несмотря на отличную шумоизоляцию и шикарный салон – этот вариант для любителей мазохистских развлечений.
«Форд» и «Шевроле» в плане ездового комфорта куда привлекательнее. И разгадку этому тоже следует, прежде всего, искать в конструкции подвески. У «Эксплорера» она независимая и спереди и сзади, у «Трейлблейзера» – спереди. Неудивительно, что изъяны дорожного покрытия доходят до водителя и пассажиров лишь отголосками. Не упрекнешь эти вседорожники и в излишне голосистых моторах. Хотя есть на рынке вездеходы еще более комфортабельные, чем «Форд» и «Шевроле», но зато после «Джипа» здесь тишь, гладь, да божья благодать.
Тащусь помаленьку…
Случилось, что братец Кролик поспорил с братцем Черепахой, кто быстрее бегает, да и проиграл… Это я к тому, что победителем в низких стартах не обязательно становится тот, у кого больше лошадиных сил под капотом.
Американские «оффроудеры» всегда славились избыточной мощностью – наше трио не исключение. V-образная «восьмерка» «Форда» объемом 4,6 л развивает 242 л. с., в упряжи 4,7-литрового мотора «Джипа» в форсированной версии «Хай аутпут» (высокая мощность) 265 лошадок, ну а рекордсмен «Шевроле» – его рядная 4,2-литровая «шестерка» серии «Вортек» рабочим объемом 4,2 л выдает 275 сил. Куда же им столько? Справедливый вопрос, потому как темпераменту этих «Спорт Ютилити» позавидуют и седаны бизнес-класса.
Вы только подумайте, «Эксплорер», самый «медленный» из троицы, разогнался до сотни за 9,8 секунды! И это на мокром асфальте. На сухом покрытии получилось бы еще быстрее. «Трейлблейзер» проглотил ту же дистанцию на две десятые быстрее «Форда», а динамика «Гранд-Чероки» и вовсе находится по ту сторону добра и зла – 8,4 с до сотни! Сказался, верно, более чем 100-килограммовый гандикап перед «Шевроле» в снаряженной массе. Слава богу, что и тормозная динамика американских вездеходов на высоте. Причем, даже замедление «Форда», оказавшееся вновь наименее эффективным, на самом деле для столь тяжелого автомобиля вполне похвальное. Управлять обратным ускорением легко и просто. Но сомнения все же остаются. Одно дело разогнаться по прямой, по прямой же тормозить, а вот как управляться с такими махинами на большой скорости, да еще, не дай бог, в поворотах?
«Пугало из тебя знатное, братец Медведь!»
Прав был братец Кролик, ох прав. Излишне мощный «Гранд-Чероки» на высокой скорости не испугает разве только того, кто ничего в езде не понимает. И опять же виновата конституция, будь она не ладна. Без коренной революции управляемость «Джипа» не улучшить. Ну не приспособлены зависимые подвески к быстрой езде, и все тут. Тряска, возникающая на скорости около сотни, это только полбеды. Руль не дает ровным счетом никакого представления о том, куда движется автомобиль. Потому затяжные повороты на шоссе превращаются если не в лотерею, то в щекочущее нервы мероприятие. На скорости в 160 возникает жгучее желание выйти. Представляете, что будет, если владелец разгонит «Гранда» до максимальных двухсот!
«Эксплорер» на асфальте куда сподручней. Во-первых, создатели самого популярного вседорожника мира намеренно ограничили его прыть. На высоких скоростях «Спорт Ютилити» опасны – это в общем-то аксиома, потому, наверное, и к лучшему, что, уткнувшись в ограничитель оборотов на пятой передаче, «Эксплорер» останавливает бег на отметке 160 км/ч. Тем более, что как раз на скоростях порядка ста пятидесяти подвеска потихонечку сдает позиции – отрабатывать все неровности уже не получается, и вибрации передаются на руль и кузов. Но до этого «Исследователь» держится пучком. В повороты он заныривает куда веселее «Джипа». Без кренов не обходится, но хотя бы на траектории автомобиль можно контролировать не по наитию. Правда, в крутых виражах лучше не шалить – сброс газа легко может спровоцировать глубокий занос задней оси, особенно если полноприводная трансмиссия работает в автоматическом режиме. Но в целом характер «Эксплорера» уже не напоминает грузовик.
Ближе всего к почетному званию легкового подобрался «Шевроле». Стихия «Трейлблейзера» – асфальт. И потому 194 км/ч максимальной скорости здесь вполне оправданны. «Шеви» – единственный из нашей троицы, кто не заставляет нервничать на предельных скоростях – кажется, дай ему еще более мощный мотор, он справится и с ним. Великолепная фильтрация неровностей, никаких рысканий, отсутствие вибрации и вертикальной раскачки на высоких скоростях. Для вседорожника просто отличное поведение. В поворотах, конечно, надо осторожничать, тем более, что автоматическая система подключения переднего привода, реагирующая на пробуксовку, срабатывает после заметной паузы. Но даже с запозданием подхватывавший передок позволял легко отловить начинавшийся занос.
«Терновый куст – мой дом родной!»
С полным правом повторить эти слова братца Кролика сможет, пожалуй, только «Гранд-Чероки». Ведь для него что терновый куст, что грязевая ванна, что болото – все едино, все съедобно. Вот где зависимая конструкция подвески во благо. Балки-мосты вытрясли из нас всю душу на асфальте, но отплатят сполна на бездорожье. Впрочем, прежде чем принимать грязевые ванны, заглянем-ка под брюхо.
Ага, с геометрией здесь все в порядке. Самая низкая точка возвышается над землей больше чем на 20 см. Серьезный разговор. А короткие свесы, грамотно расположенные, да еще и прикрытые защитой, элементы подвески и выхлопной системы – на таком брюхе можно ползать. Отлично ведет себя и знаменитая «джиповская» полноприводная трансмиссия «Квадра-Драйв». Помимо джентльменского набора – понижающей передачи, автоматического или жесткого полного привода – у нее есть еще одно замечательное свойство – система, имитирующая блокировку межколесных дифференциалов. С ее помощью львиную долю крутящего момента можно передать на колесо с наибольшим сцеплением. Так что вооруженный зубастыми шинами «Гранд-Чероки» на бездорожье практически непобедим. Главное, в случае чего не бояться газовать – ведь насосам системы требуется время, чтобы поджать буксующее колесо.
Жаль, что то же самое нельзя сказать про «Трейлблейзер». Этот в грязи выглядит как матушка Корова, рог которой застрял в финиковом дереве. Причем, проблемы «Шеви» – в геометрической проходимости. До заявленных производителем миллиметров дорожного просвета «Первопроходец» безбожно не дотягивает – 180 мм в нижней точке. А низко висящий передний бампер отрывается практически на ровном месте. Хорошо хоть, крепления податливые – стукнул кулаком, глядишь, бампер на место и встал. «Трейлблейзер» не спасает ни длинноходная задняя подвеска, ни эффективный самоблокирующийся дифференциал в заднем мосту, ни понижающая передача. Здесь двух мнений быть не может: специалисты «Шевроле» разрабатывали «Трейлблейзер» исключительно для преодоления городского бездорожья – снега, льда, возможно, песчаного пляжа или вязкой грунтовки. На серьезное бездорожье без лебедки лучше не соваться.
«Эксплорер» же вновь оказался где-то посередке. До вездеходных талантов «Джипа» ему, конечно, далековато, но в дурацком положении «Трейлблейзера» «Форд» вряд ли окажется. По геометрической проходимости «Эксплорер» не уступит «Гранд-Чероки» – нижняя точка расположена даже немного выше – да и компоновка днища заслуживает похвалы. А система «Трек Контрол III» подключает передний привод практически незаметно для водителя, что хорошо не только для устойчивости, но и для преодоления бездорожья. Жаль, «фордовцы» сэкономили на межколесных блокировках – именно потому на «Эксплорере» стоит опасаться диагональных вывешиваний. Стало быть, есть смысл при покупке дополнительно заказать задний «самоблок» – он своих денег стоит.
Зарубите на носу!
Американцы обеспокоены проблемами пассивной безопасности даже побольше европейцев. Но результаты краш-тестов, проводимых ассоциацией USNCAP, нельзя назвать излишне оптимистичными для наших братцев-кроликов. «Трейлблейзер» отлично выступил в боковом ударе – две пятерки, но за фронтальный схлопотал два трояка. С лобовым ударом лучше всего справился «Эксплорер» – четверка за защиту водителя и «отлично» за переднего пассажира. Но больше всего испытателей USNCAP насторожил так называемый рейтинг возможного переворота «Гранд-Чероки». «Джип» заработал лишь две звезды, означающие, что потенциальный риск поставить машину «на уши» составляет от 30 до 40%. Последнее предложение нужно выучить наизусть!
«Коржики приятней на вкус, чем на слух»
Сложно не согласиться с дядюшкой Римусом. Остается добавить, что коржики тем вкуснее, чем они дешевле. Впрочем, сэкономить в этом случае вам не удастся по-любому. Самый дорогой из тройки американцев – это «Гранд-Чероки». Неудивительно, ведь комплектацию «Оверленд» можно назвать флагманом модельного ряда «Джипа». 56 с гаком тысяч долларов – это, конечно, очень большая сумма. Но за нее вы получаете все, чем можно нашпиговать «Гранд-Чероки», включая шесть подушек безопасности, дорогую музыку, натуральную кожу, дерево и многое-многое другое. В списке опций лишь внедорожный пакет защиты картера, раздатки и бензобака, окраска «металлик» и… прикуриватель. Ох уж эта борьба с курением…
Но даже в таком виде «Гранд-Чероки» кажется неоправданно дорогим. Гораздо логичнее выглядит приобретение турбодизельного «Джипа» в комплектации «Лимитед» за $48 000. Наворотов там почти столько же, а отличный «мерседесовский» дизель куда лучше подходит вседорожному характеру «Гранд-Чероки», чем сумасшедше-быстрый бензиновый V8.
«Форд» и «Шевроле» тоже не назовешь бюджетной покупкой, но все же они заметно дешевле «Оверленда». При этом оснащение и здесь на высшем уровне. Кожа, полный электропакет, четыре подушки, неплохая музыка, полноприводные трансмиссии и, разумеется, климат-контроль – все это есть и у «Эксплорера», и у «Трейлблейзера». При цене в $49 900 и $47 000 соответственно. Хотите сэкономить? Остановив свой выбор на 4-литровом «Эксплорере» или «Трейлблейзере» с начальным уровнем отделки можно уложится в $39 000. Практически даром.
Что же касается эксплуатационных расходов – приобретая большой полноприводной автомобиль, да еще с многолитровым 6–8-цилиндровым американским мотором, вы не должны удивляться расходу топлива под 20 литров. Однако же и здесь «Джип» окажется чуть более разорительной игрушкой – на каждую сотню километров он будет выпивать на 4–5 литров 92-го бензина больше.
У «Шевроле» и «Форда» в России свои минусы – годовая гарантия. «Джип» обещает бесплатный ремонт в течение двух лет.
Мы решили: Три дня американские вездеходы «гонялись друг за другом и всех беспокоили, и всем докучали», но пришла пора подводить итоги, и разброс оценок оказался минимальным. Каждый заслужил среднюю оценку HHHH – другими словами, «хорошо». Удивительно? Да, в принципе, не очень. Каждый хорош по-своему, и каждый отнюдь не идеален. «Трейлблейзер» самый молодой из нашей тройки, и именно поэтому его выступления вне асфальта не назовешь впечатляющими. Где связь? Просто именно сейчас все уже окончательно убедились: по настоящему бездорожью вездеходы ездят только в рекламных роликах. Зато на асфальте «Шевроле» однозначно лучший: быстрый, послушный, комфортабельный. Ну вылитый братец Кролик, который, чуть что, «ну тягу во все лопатки». «Гранд-Чероки» в таком случае братец Медведь – конструкция подвески и отличная полноприводная трансмиссия позволяют беспредельничать на бездорожье. Жаль лишь, что на асфальте косолапый вытрясает из пассажиров всю душу и превращает длительные переезды в незавидное времяпрепровождение. Ну и, наконец, «Эксплорер» – хитрый, как братец Лис. Ни в одной из зачетных категорий «Форд» не одержал единоличной победы, но нигде с треском не проиграл. Неудивительно, что ровный положительный характер снискал «Эксплореру» лавры самого популярного вседорожника в мире.