До недавнего времени не то, что расшифровку, но и о существовании системы ESP знали только специалисты или заядлые автолюбители, которые изучают всю автомобильную прессу. О этой системе активно заговорили после известного случая, когда журналисты шведского журнала Teknikens Warld при совершении на Mercedes А-класса маневра «переставка» на скорости 60 км/час перевернулись на крышу. Именно после этого происшествия весь автомобильный мир узнал, что такое «лосинный тест» (как имитация внезапно выскочившего на дорогу животного) и ESP, которой вылечили от опрокидывания маленький, но капризный Mercedes.
ESP или Electronic Stability Program расшифровывается как электронная система контроля устойчивости автомобиля. Благодаря всевозможным датчикам, ESP в критический момент (когда начинается занос машины) притормаживает одно или несколько колес, препятствуя развитию заноса задней оси или сносу передней. Систему ESP разработала фирма Bosch. (Существуют и аналоги «бошевской» ESP, например, ASMS - Automotive Stability Management System) Блок управления системы - это 16-битный процессор, который располагает памятью 56 Кбайт. Помимо непосредственно руководством за функцией стабилизации автомобиля, этот блок управления сочетает в себе и антиблокировочную систему (ABS), а на автомобилях Mercedes еще антипробуксовочную систему (ASR) и усилителя тормозов в экстренных случаях Brake Assist (BAS). Вся система работает с частотой в 25 Гц. Кроме датчиков скорости на колесе, в машине стоят датчики угла поворота на руле, датчик уровня поперечных ускорений и поворота машины вокруг своей оси. На основе всей этой информации блок управления распознает момент, когда автомобиль отклоняется от того пути, который задал водитель рулевым колесом, и принимает решение о подтормаживании одного из колес. Какого? Давайте рассмотрим на примере.
Если во время поворота на заднеприводном автомобиле начинается занос задней оси, то система притормаживает переднее внешнее колесо. Переднее внутреннее колесо будет вращаться, и таким образом создастся «противозанос». Примерно то же самое происходит и на переднем приводе, когда начинается снос ведущей оси. ESP работает таким образом, что если соскальзывание и началось, оно должно быть равномерным и плавным. Если автомобиль начинает скользить всеми четырьмя колесами, то система задействует несколько колес. Время реакции системы на изменение положения автомобиля составляет около 20 миллисекунд.
Впервые система ESP появилась на Mercedes S - класса относительно недавно - в 1994 году, но с каждым годом она получает все большее и большее распространение. На сегодняшний день эту систему у фирмы Bosch закупают многие автомобильные фирмы, например, Volkswagen , BMW, Toyota и др. Стоимость ESP составляет чуть менее одной тысячи долларов. Дороговато, но водителю, который не обладает навыками и умениями контраварийной езды, она то, что нужно. Благодаря ESP человек, впервые севший за руль, сможет безопасно управлять автомобилем на любой дороге. Тому же, кто покупает мощную машину для того, чтобы проходить повороты с заносом и впрыскивать адреналин в кровь, ESP несколько снизит удовольствие, но зато повысит безопасность.