Антон Борисович Носик |
В Рунете так называемых новостных помоек — пруд-пруди.
А действительно новостных изданий — единицы. Если не сказать — практически одно действительно новостное издание. Чем отличается новостное издание от «новостной помойки»?
Я бы не стал пользоваться термином «новостная помойка». Потому что под это определение пришлось бы подвести самый дорогой информационный продукт — платные ленты агентств, за доступ к которым ведущие СМИ (включая и «Ленту») платят тысячи долларов в месяц. Дело тут не в «помойке» как противоположности «качественному продукту», а в принципиально разных установках, в разном представлении о целевой аудитории.
То, что с легкой руки Марины Алексеевны Литвинович принято у нас именовать «новостными помойками», (а еще точнее — «мусоросборниками») есть продукт механического (чаще всего — аппаратного) надергивания из сотен источников всех новостей дня, какие только можно оттуда выдернуть, без деления информации на главные события, второстепенные и вообще несущественные, знакомство с которыми есть напрасная трата читательского времени и внимания.
А то, что называется «действительно новостными изданиями» — результат вдумчивого ручного ранжирования всех текущих событий по значимости, актуальности и сюжету. Понятно, что массовому читателю, который заходит на новостные сайты, просто для того чтобы оставаться в курсе, такое ранжирование жизненно необходимо, он за ним и ходит. Зато читателю профессиональному (например, работнику инфослужбы какого-нибудь новостного СМИ) интересна вся информационная картина дня, поэтому он, разумеется, будет уделять внимание «мусоросборникам», куда попадает максимум информации.
Что является исходным источником новостей для "Ленты.ру"?
Все информационное поле, доступное нам в редакции: эфир радио и ТВ, бумажная пресса, ленты информагентств, интернет-источники, сообщения из собственных источников...
По каким критериям производится отбор и обработка информации?
Критерий отбора очень простой: редакторы ставят себя на место читателяКритерий отбора очень простой: редакторы ставят себя на место читателя. Они каждую новость пропускают через себя, отвечая на вопрос: а зачем бы лично мне понадобилось об этом знать? Если ответ неочевиден, то новость просто игнорируется. За исключением «статусных», «протокольных» событий, о которых приходится писать даже тогда, когда они ничего не дают ни уму, ни сердцу. Например, если Касьянов поехал в Бирму, или Путин принял короля Непала. Нам, казалось бы, нет никакого дела до Бирмы и Непала, у России там нет никаких стратегических интересов, события эти чисто протокольные, с нулевым практическим выходом. Однако новостному СМИ просто положено о таких вещах сообщать. А дальше уж дело читателя — решать, хочет ли он читать такую новость дальше заголовка.
Насколько серьезно обрабатываются (переписываются) исходные новости?
Мы отталкиваемся не от текста тех сообщений, которые уже есть, а от набора фактов, которые должны присутствовать в нашей собственной заметкеУ нас нет такого понятия, как «исходная новость». Мы отталкиваемся не от чужого новостного продукта, а от некоего события, факта, который в разных СМИ отражен по-разному. Например, произошло землетрясение в Баме, или взрыв в Тель-Авиве, или обвал на NASDAQ. По каждому из этих сюжетов существуют сотни сообщений агентств, газет, сайтов, радио и ТВ. Включая и то сообщение, откуда мы впервые узнали эту новость. Мы отталкиваемся не от текста тех сообщений, которые уже есть, а от набора фактов, которые должны присутствовать в нашей собственной заметке. Даже если представить себе ситуацию, когда нас с информационной точки зрения полностью устраивает сообщение о событии, полученное из ленты Reuters — до такой степени, что мы могли бы в принципе поставить это сообщение у нас один в один, без особенной правки и обработки — все равно, время идет, и сообщение Reuters устаревает, появляются новые сведения, сюжет получает развитие, которое необходимо отслеживать и фиксировать. Поэтому наше сообщение будет отличаться от «исходного», даже если такое «исходное» и существовало. Но в общем случае «исходником» является событие, а не чей-то рассказ о нем.
Каким образом проверяется достоверность поступивших к работникам «Ленты» новостей? Или достаточно авторитета источника?
Если источник — единственный, и не существует никакого способа проверки факта, то выбора нет: приходится опереться на чужой авторитет, по формуле "за что купил — за то и продаю". Если же есть возможность проверить сообщение по другим источникам (в том числе и нашим собственным) — это обязательно будет сделано, и результат проверки в нашем сообщении будет отражен.
Сколько человек работает над «Лентой», и в каком режиме, если это не секрет?
Это совершенно не секрет. В общей сложности у нас 26 человек в штате, работа посменная. Редакция, состоящая из мониторщиков, пишущих авторов и «бильдов» (худредов), работает в круглосуточном режиме, без выходных и перерывов на обед.
Существует ли заранее заданный приоритет в темах новостей, или же это определяется текущей ситуацией в мире или в стране?
Приоритет задается самим ходом жизни. Актуальность любой отдельно взятой новости определяется, кроме прочего, еще и общей информационной картиной дня. Скажем, арест Ходорковского — новость, казалось бы, суперважная. Но если бы он произошел 11 сентября 2001 года, мировая пресса уделила бы ему значительно меньше внимания...
Отражает ли подборка новостей на «Ленте» чьи-либо политические, социальные, религиозные и прочие взгляды?
Мне кажется, что это риторический вопрос. "Лента.Ру" — массовое издание, вышедшее с апреля 2003 года на месячную аудиторию свыше миллиона человек, и успешно удерживающее с тех пор этот важный показатель. Если бы кому-нибудь в «Ленте» пришло в голову искусственно сужать перспективу, превращая общенациональное СМИ в сектантское, с идеологической цензурой сюжетов и их подачи — это неминуемо означало бы для нас потерю читателей. Партийная пресса (в широком понимании термина) заведомо интересна меньшему числу людей, чем независимая. Поэтому, каковы бы ни были индивидуальные предпочтения и пристрастия руководства "Ленты.Ру" (например, мои собственные, или моих руководителей по контенту), они не могут находить отражение в редакционной политике, рассчитанной на привлечение и удержание максимально широкого круга читателей.
В зависимости от чего может меняться каталог новостных тематик? По каким критериям тематики перемещаются вверх-вниз по этому каталогу?
В зависимости от актуальности той или иной темы. Например, когда были события в Югославии, мы сделали специальный раздел «Югославия», и он высоко стоял в списке разделов. Впоследствии жизнь там вошла в привычную колею, раздел спустился вниз, потом мы его вообще закрыли, и сейчас если поступают какие-то новости из Белграда, они идут в рубрику «В мире» (или «Террор», если там случился теракт). Раздел «Ирак», созданный в связи с началом боевых действий в Ираке весной 2003 года, мы впоследствии закрывать не стали, но со второго места в общем рейтинге разделов он уже съехал на шестое. Надеюсь, когда-нибудь в будущем появится возможность его закрыть вовсе. Как и раздел «Террор». Но это уже мечты.
На каком механизме работает "Лента.ру"?
Движок специально разработан Максимом Мошковым в 1998-99 годах для "Газеты.Ру"Движок специально разработан Максимом Мошковым в 1998-99 годах для "Газеты.Ру". Он состоит из двух модулей, один из которых отвечает за обновление контента, а другой (parser) — за динамическую верстку и показ страниц пользователям. Обе этих программы написаны изначально на Perl и весят около 200 килобайт в общей сложности. Поэтому их требования к системным ресурсам абсолютно ничтожные, движок «Ленты» может быть развернут на самой маломощной машине. Для обслуживания сотни тысяч пользователей в сутки с помощью ленточного движка достаточно второго «Пентиума» с памятью не больше 512 Мбайт. С появлением новой функциональности ресурсоемкость движка изменений не претерпевает.
Производится ли доработка этого механизма в процессе функционирования ресурса?
Обязательно. Каждый месяц добавляются новые команды, операторы, процедуры и возможности, в соответствии с потребностями редакции.
Lenta.ru |
Откуда берутся иллюстрации к новостям? Занимается ли этим специальный сотрудник?
Разумеется, у нас есть бильд-редакторы, которые, с одной стороны, изготавливают иллюстрации к текущим новостям, с другой — пополняют архивную базу картинок, откуда редакторы могут брать готовые снимки самостоятельно. Если говорить о правовых аспектах, то иллюстрации берутся либо из источников public domain freeware (типа официальных сайтов различных госструктур), либо приобретаются за деньги (например, у Reuters Pictures, агентства EPA, из фотоархивов «Известий» и "ИТАР-ТАСС"), либо берутся у десятков фотографов, которые разрешили использование своих авторских снимков для публикации в «Ленте».
Окупает ли "Лента.ру" затраты на свое создание и приносит ли этот проект прибыль?
Если речь идет об операционной окупаемости, то да, безусловно, "Лента.Ру" приносит больше денег в месяц, чем стоит поддержание этого ресурса. Но если говорить о возврате всех вложений в «Ленту», сделанных в период с августа 1999 года по настоящее время, то текущие доходы «Ленты» этих затрат на сегодняшний день еще не покрыли. Так что если нынешним акционерам «Ленты» вдруг понадобится вернуть все эти затраты или их часть единовременно, причем в ближайшую пару месяцев, — они смогут это сделать лишь за счет продажи пакета акций. Однако мне о таких планах ничего не известно.
Кем и по каким критериям отбираются анонсы для рубрики «В нашем текущем выпуске»?
Каждой новости, публикуемой в «Ленте», присваивается определенный уровень приоритетности (от нуля до семерки). В блок, отражающий 7 главных новостей «Ленты» на данную минуту, попадают те 7 новостей, у которых на данный конкретный момент оказался самый высокий приоритет. Это динамическое множество, оно может меняться хоть каждые 5 минут.
Что вы делаете, если вдруг выясняется, что опубликованная новость — недостоверна?
Поскольку любая наша новость автоматически экспортируется в «Рамблер», «Яндекс» и на десятки партнерских сайтов, удалить уже опубликованную заметку мы не можем. Но мы можем вписать в нее новые сведения по мере того, как они стали известны. Впрочем, полное опровержение новости — это довольно редкая и внештатная ситуация, учитывая наш способ работы с информацией. Ведь опровержению, как правило, подлежит не новость, а чье-либо сообщение о ней. Например, агентство РИА «Новости» сообщило, что такой-то недруг Кремля попросил политического убежища в Пакистане, причем никакое другое СМИ этой информации не подтверждает. Если мы вдруг и взяли такую новость из РИА, то информационным поводом является тут не то, что имярек получил убежище, а то, что РИА «Новости» подобное утверждает. И мы обязательно укажем при первой же публикации, что получить подтверждение этих сведений из независимых от Кремля источников нам не удалось. Поэтому если впоследствии от самого фигуранта новости (или из МВД Пакистана) поступит опровержение, то оно вполне органично ляжет дополнительным штрихом к первоначальному сообщению. Так что речь будет идти не о полном опровержении, а лишь о подтверждении изначально высказанных нами сомнений.
Являются ли новости с "Ленты.ру" объектом авторского права? Могут ли их перепечатывать все желающие?
Новости "Ленты.Ру" доступны бесплатной перепечатке слово в слово, до последней запятойНовости "Ленты.Ру" доступны бесплатной перепечатке слово в слово, до последней запятой. Об этом прямо сказано у нас в разделе «О сервере».
Объектом авторского права является текст конкретной заметки, но не тот факт, о котором там сообщается. При этом "Лента.Ру" никому не может делегировать право на перепечатку иллюстраций, за исключением случаев, когда эти иллюстрации созданы в самой редакции и являются нашей интеллектуальной собственностью, либо их статус — public domain freeware, не требующий специальных разрешений на перепечатку от правообладателя. В любом случае обязательно указание источника перепечатки.
Является ли нарушением авторского права перепечатка новостей с «Ленты» без указания источника?
Да, но это связано не с пожеланиями «Ленты», а с действующим в России и в мире копирайтным законодательством. Есть ст. 15 действующего Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», где прописано обязательное указание авторства при использования объектов авторского права, независимо от того, является ли данное использование платным, и требуется ли для него отдельное согласие правообладателя... Но лично мне кажется, что указание источника при перепечатке отвечает, в первую очередь, интересам того, кто перепечатывает. Если этого не делать, то получается, что ты обманываешь своего читателя, а способа утаить от него этот факт не существует. Рано или поздно он узнает, что под видом собственных материалов ему подсовывали перепечатки чужих текстов без указания источника — и после этого открытия вернуть лояльность читателя уже не получится. Мне не приходилось видеть ни одного СМИ, которое сумело бы серьезно подняться и раскрутиться за счет такого паразитирования.
По каким критериями создаются «ушки» для "Ленты.ру"?
Ушки генерируются с помощью специальной программы Ushki Wizard for Windows, разработанной бильд-редактором Максимом Борисовым для нужд нашей редакции в 2000 году. Иллюстративная часть берется из картинки, которой в самой «Ленте» проиллюстрирована заметка. Текст сочиняется в дневное время специальным человеком, отвечающим за рекламу наших новостей, а в вечерние часы и выходные дни текст для ушек сочиняют сами редакторы, пишущие новость.
Планируется ли изменение дизайна «Ленты»?
Да, «Студия Лебедева» уже представила нам образцы нового дизайна, которые в настоящий момент проходят согласование с учетом наших потребностей.
Планируются ли какие-нибудь серьезные изменения в работе самого издания?
В работе — скорее нет. Во внешнем виде — неизбежно, в связи с редизайном. В принципе, с течением времени среди наших новостей становится все больше эксклюзива, то есть таких сообщений, о которых "Ленте.Ру" стало известно первой. Но это вряд ли должно быть так уж заметно широким читательским массам: им, в сущности, нет дела, по каким каналам добыта новость, если она правдива.
Первая Gazeta.ru была информационно-аналитическим изданием, то есть там были новости и аналитические статьи. В дальнейшем, под воздействием обстоятельств, оно было разделено на две части: чисто новостная Lenta.ru и аналитическое Vesti.ru. Через некоторое время Vesti.ru — опять же, под воздействием обстоятельств — были закрыты. Lenta.ru, к счастью, работает.
Почему вы больше не открываете аналитических изданий? Они вам менее интересны, чем новостные?
Аналитическое издание значительно труднее окупить. Оно заведомо дороже — и по производству материалов, и по привлечению аудитории. Поскольку моя изначальная установка — на создание коммерчески оправданных ресурсов, то мне проще делать «Ленту» чисто новостной, чем выбивать олигархические бюджеты на ее превращение в смешанный проект. Хотя некоторые шаги в этом направлении делаются — взять, например, VIP.Lenta.Ru. Там, правда, очень мало денег (ровно столько, сколько можно окупить продажей рекламы на ресурсе), и на продукте это сказывается.
Что лучше — чисто новостное издание или все-таки новостное и аналитическое «в одном флаконе» (вроде нынешней Gazeta.ru и Gzt.ru)?
Если полностью абстрагироваться от бизнес-соображений, то, конечно, лучше, чтобы было всего и помногу, и чтобы золотая рыбка была у меня на посылках. Но если учитывать такой существенный фактор, как текущая окупаемость проекта, то ни "Газету.Ру", ни GZT, ни даже "Грани.Ру" при сегодняшнем состоянии рынка без олигархических денег не потянуть. Тут важно оговориться: я ничего не имею против олигархических денег. Я полностью признаю право ЮКОСа, Новолипецкого металлургического комбината, «Логоваза», ЛУКОЙЛа, «Интерроса» и лично Владимира Гусинского вкладывать свои деньги в развитие интернет-СМИ. Более того, я такие инвестиции всемерно приветствую. Но лично мне — даже тогда, когда я создаю свой проект на деньги ЮКОСа — интересно с первого дня ориентироваться на окупаемость, то есть соразмерять текущие затраты с доходностью. Поэтому и все мои прошлые проекты, и те, к созданию которых я приступаю в нынешнем году, являются преимущественно новостными.
Спасибо большое за то, что нашли время ответить на наши вопросы.
Ссылки по теме
Статья получена: hostinfo.ru