В тесте участвуют автомобили: Ford Mondeo
Посмотреть другие фото (3) |
История модели
1993 год. Начат выпуск Ford Mondeo (седан, хэтчбек и универсал). Двигатели Zetec – бензиновые, четырехцилиндровые, 16-клапанные: 1,6 л, 65 кВт/88 л. с. и 66 кВт/90 л.
с.; 1,8 л, 85 кВт/116 л. с.; 2,0 л, 96 кВт/131 л. с. Вихрекамерный турбодизель: 1,8 л, 65 кВт/88 л. с. Коробки передач – М5 или А4, привод – передний или полный (с двиг. 2,0 л).
1994 год. На базе Mondeo для рынка США начат выпуск седанов Ford Contour и Mercury Mystique с двигателями Zetec 2,0 л, 93 кВт/127 л. с. и Duratec (V6) 2,5 л, 127 кВт/173 л. с. Появился Duratec и для европейского Mondeo: 2,5 л, 125 кВт/170 л. с.
1996 год. Рестайлинг европейской модели: изменены все наружные панели, кроме крыши и дверных проемов, оптика, решетка радиатора, панель приборов. Расширен список стандартного и дополнительного оборудования (защитные балки в дверях, боковые подушки безопасности, трехточечные ремни и подголовники на задних сиденьях). Мощность двигателя Zetec 1,6 л увеличена до 70 кВт/95 л. с.
1997 год. Рестайлинг американских моделей: внешность Ford Contour повторяет европейский Mondeo, приблизился к нему и Mercury Mystique.
1999 год. «Заряженная» версия Mondeo ST200 с двигателем High-Duratec 2,5 л, 151 кВт/205 л. с. Аналогичный двигатель мощностью 149 кВт/203 л. с. устанавливали на часть автомобилей Ford Contour.
2001 год. Mondeo нового поколения.
Создавая «Мондео», конструкторы «Форда» поставили перед собой задачу объединить лучшие черты бестселлеров конца 80-х – начала 90-х годов: «Хонды-Аккорд», « Peugeot 405», «Ниссана-Примера». За семь лет эскизы и прототипы претерпели немало изменений, в Европе и в США строили ходовые макеты, в Великобритании разрабатывали двигатели, а в Италии колдовали над дизайном модели. В самом названии автомобиля – намек если не на мировое господство, то, по крайней мере, на мировое гражданство. Но собирательный образ получился не очень выразительным, что, впрочем, не помешало «Мондео» в 1994 году получить титул «Автомобиль года». Через несколько лет модель перенесла пластическую операцию, которая, безусловно, пошла ей на пользу. Внутренности же удались лучше: если не считать «первые блины» – машины 1993– 1994 годов, серьезных проблем ни с первым, ни со вторым поколением «Мондео» не было. Подержанные, они стоят в Москве от 4 до 11 тысяч долларов. На рынке в основном представлены европейские модели – они же с 1996 года официально продавались в России. У «американцев» другие фары и бамперы, более мощные двигатели и усиленная подвеска. Кроме проблем с запчастями (главным образом кузовными), противопоказаний к покупке этих машин нет.
«Мондео» в базовой комплектации – на рынке редкость, но и их оснащение не назовешь бедным: с начала выпуска все авто имели две регулировки рулевой колонки, подушку безопасности водителя, фильтр системы вентиляции. В комплектации CLX появляется вторая подушка, центральный замок, сигнализация. Уровень GLX уже предусматривает полный электропакет, включая регулировку водительского сиденья, дистанционное управление центральным замком, велюровую обивку сидений. А топовая Ghia добавляет к электрическим «наворотам» (обогрев ветрового стекла, бортовой компьютер и т. п.) обтянутые кожей руль и сиденья и отделанную деревом приборную панель. Конечно, в каждой комплектации были варианты – например, более мощный двигатель подразумевал и более дорогую комплектацию (легкосплавные диски, круиз-контроль), и опции на заказ.
Главная запчасть
Практически все «Мондео» первого и второго поколений на российском рынке – с бензиновыми двигателями. Дизельные 1,8-турбо – редкость, да и турбокомпрессор там не отличался надежностью, поэтому от их покупки лучше воздержаться.
Бензиновые моторы серии Zetec сравнительно просты в обслуживании и ремонте. Ремень ГРМ и его ролики (они продаются в комплекте) меняют каждые 90 тыс. км (позднее «Форд» увеличил интервал до 120 тысяч) или раз в пять лет. На подержанном авто лучше придерживаться нижней границы интервала, ведь при обрыве ремня гнутся клапаны. Одновременно стоит проверить и помпу. Зазоры в ГРМ на части двигателей регулируются шайбами (как на ВАЗ-2108), на части стоят гидрокомпенсаторы. Последние без проблем выдерживают минимум 150 тыс. км. Охлаждающая жидкость требует замены каждые два года.
Наилучший выбор – двухлитровый мотор. Он расходует лишь немногим (на 0,3–0,4 л) больше топлива, чем 1,8 л, но обеспечивает тяжелому (почти две тонны полной массы) автомобилю хорошую динамику и «максималку» за 200 км/ч. От мотора 1,6 л лучше воздержаться – он откровенно слаб для «Мондео». Компромиссный и самый распространенный вариант – 1,8 л.
Шестицилиндровый V-образный Duratec обладает «тракторным» моментом «на низах» и разгоняет автомобиль до первой сотни всего за 8,6 с. Цепной привод ГРМ – тоже весомый плюс: срок службы цепи – не одна сотня тысяч километров. Но есть у этого мотора и жирный минус: оригинальных запчастей (колец, поршней, вкладышей) для него не выпускают, нет даже блока цилиндров в сборе. Двигатель меняется только целиком. Производитель объясняет это высокой точностью изготовления деталей – селективную сборку вне завода воспроизвести не удастся. Из-за плотной компоновки моторного отсека «Дюратек» особенно чувствителен к грязи, поэтому в первую очередь следите за чистотой радиатора. «Дюратек» заметно прожорливее «Зетека», да и операции по обслуживанию здесь более трудоемки.
Все моторы – с алюминиевым поддоном картера, так что стальная защита силового агрегата крайне желательна. Оригинальной фирма не выпускает – ищите отечественную. Система питания чувствительна к качеству топлива – от грязи в первую очередь страдает бензонасос. При первых признаках ухудшения подачи топлива (плохой пуск, провалы под нагрузкой) стоит провести ревизию. Сам бак – пластмассовый, грязи не добавляет.
Если после «пойманной» на ходу ямы мотор внезапно заглох, не спешите вызывать эвакуатор: скорее всего, сработала защита от возгорания, отключившая бензонасос. Для восстановления подачи топлива достаточно нажать кнопку разблокировки. Ищите ее слева в ногах у водителя (местоположение несколько раз менялось).
Система выпуска служит около трех лет. При замене не экономьте на керамическом уплотнительном кольце – оно со временем изнашивается.
Не ищите полный привод
Сцепление встречается в двух вариантах – с тросовым или гидравлическим проводом. В обоих случаях срок его службы – не менее 100 тыс. км. При замене обязательно обратите внимание на сальник коленвала: при малейших потеках масла его лучше заменить.
Механическая коробка передач очень надежна. Масло в ней залито на весь срок службы, но профилактическая замена при пробеге более 200 тыс. км не помешает. В «автомате» жидкость ATF меняем каждые 60 тыс. км (фильтр – только при переборке). Срок службы АКП сильно зависит от условий эксплуатации – так, например, на морозе нельзя выезжать, не прогрев коробку. Неисправности блока управления «автоматом» поможет установить фирменный сканер.
На рестайлинговых «мондео» хомуты ШРУСов порой не обеспечивали герметичности. В 2000 году «Форд» провел сервисную кампанию по их бесплатной замене. С тех пор проблема исчезла. Подшипники передних и задних ступиц служат более 200 тыс. км.
Передние тормозные диски переживают примерно три комплекта колодок. Задние барабаны (на части машин) почти вечные, но накладки могут со временем отслоиться от основания. Поэтому после 90 тыс. км пробега при каждом ТО (раз в 15 тыс. км) стоит контролировать состояние колодок, сняв барабан. К антиблокировочной системе претензий нет, но любители мойки двигателя под давлением могут ее лишиться – «мозги» ABS очень чувствительны к влаге. Она может попасть внутрь через разъем, поэтому, если уж решили мыть двигатель, укутайте блок управления полиэтиленом.
Передняя подвеска по ходимости – крепкий середнячок. Нижняя опора приклепана к рычагу, оригинал отдельно не поставляется. Служит она, правда, довольно долго – 150–200 тыс. км. Верхние опоры стоек переживают сами амортизаторы. Задняя многорычажная подвеска первых «мондео» (1993–1994 годы) не отличалась надежностью: быстро выходили из строя амортизаторы, изнашивались сайлент-блоки. После изменения конструкции досрочные отказы прекратились.
В гамме «Мондео» есть и полноприводник с двухлитровым двигателем, но в России, да и в Европе он популярности не приобрел: оказался дорогим в обслуживании и не слишком надежным.
Не советуем останавливать выбор и на автомобиле с электронно-управляемой подвеской. Первые ее версии ломались даже на европейских дорогах – заклинивали в режиме «спорт». Через несколько месяцев блок управления изменили, но к российским ямам – увы! – не приспособили.
Мокрое дело
Коррозии «Мондео» не очень боится: большая часть кузова оцинкована. А вот алюминиевые трубки кондиционера за несколько зим могут прогнить, особенно возле хомутов, которыми крепятся к кузову. Езда с пустой системой кондиционирования грозит массовой заменой деталей: без хладагента для коррозии – раздолье.
Качество сборки салона на дорестайлинговых машинах оставляло желать лучшего: то здесь, то там просыпались «барабашки». Зато на материалах «фордовцы» не экономили, поэтому и старый салон выглядит опрятно – немаловажный аргумент при покупке.
Электрика в целом надежна. Отказы касаются, в основном, мелочевки: концевик капота, датчик температуры охлаждающей жидкости, резистор вентилятора «печки». Чтобы продлить жизнь моторчику, фильтр системы вентиляции меняйте ежегодно.
Иногда начинает мигать контрольная лампа подушек безопасности. Частая причина – плохой контакт в преднатяжителях ремней. Режим самодиагностики электронных устройств не предусмотрен: со всеми вопросами пожалуйте на фирменный сервис – там к машине подключат сканер.
Иммобилайзером оснащали все автомобили. При покупке требуйте наличия двух ключей: один – с дистанционным управлением, второй – без него, но с чипом для иммобилайзера.