• | 16-местный ГАЗ-03-30 на базе ГАЗ-АА |
Для растущей экономики требовалось большое количество автомобилей. На гужевых повозках уже было невозможно въехать в эру технического прогресса.
А автомобилей катастрофически не хватало. Кроме немногочисленного парка устаревших к тому времени грузовиков АМО, в стране практически не существовало отечественных грузовых машин. Еще были автомобили зарубежного производства, но их большое разнообразие создавало трудности с ремонтом и обслуживанием. Требовался недорогой, надежный и, что самое главное, массовый автомобиль.
• | ГАЗ-ААА |
• | ГАЗ-АА |
Оставалось только выбрать место для будущего автогиганта. Вариантов для размещения завода было немало: назывались и Ярославль, и Ленинград, и Москва и др. Но правительственная комиссия остановила свой выбор на Нижнем Новгороде. Здесь как нельзя лучше оказались сосредоточены важнейшие пути транспортировки, водные, лесные и индустриальные ресурсы, а металлообрабатывающие заводы, которые должны были стать смежниками будущего производства, находились рядом. Но ждать окончания строительства завода не стали. Уже в конце 1929 года на Канавинском заводе «Гудок Октября», что в десяти километрах от Нижнего Новгорода, начали монтировать линию по производству грузовиков Ford AA из готовых узлов и агрегатов, поступавших из США морем через Мурманск. Уже 1 февраля 1930 года с импровизированного конвейера сошли первые десять машин, а к исходу следующего года там начали сборку тяжелых трехосных грузовиков Ford .
Но тем временем работа по налаживанию полноценного производства в Нижнем Новгороде кипела вовсю. К 1932 году было полностью освоено производство блока цилиндров и коленчатого вала, а штамповочный цех начал производство рам. Но, как всегда бывало в таких случаях, - чего-то недоставало. На тот момент проблему составляло отсутствие листовой стали для штамповки кузовных элементов, поэтому первые образцы нижегородского грузовика выезжали из ворот, имея кабину из листов фанеры.
Но так или иначе, а 29 января 1932 года под звуки торжественного марша и крики «ура» первый «НАЗ-АА» сошел с конвейера нового автомобильного завода. Да, да, именно «НАЗ» – лишь в октябре Нижний Новгород был переименован в Горький, и завод вслед за городом сменил свое название, и появилась марка «ГАЗ», которую в нашей стране знает каждый.
В те годы «ГАЗ-АА» представлял из себя автомобиль достаточно прогрессивной конструкции. Основой служила мощная лонжеронная рама, на которой устанавливались кузов и кабина. Под капотом располагался рядный четырехцилиндровый двигатель объемом 3,3 литра, развивавший 42 л.с. Главным положительным качеством этого мотора являлось то, что он с легкостью мог потреблять дешевый низкооктановый бензин (А-52). Система питания двигателя состояла из карбюратора и топливного бака. Кстати, на «ГАЗ-АА» отсутствовал бензонасос. Бак размещался выше карбюратора, и бензин поступал в него самотеком. В качестве трансмиссии применялось сухое однодисковое сцепление и четырехступенчатая коробка передач.
Подвески передних и задних колес были выполнены по зависимой схеме. Спереди были установлены поперечная полиэллиптическая рессора с толкающими штангами для передачи усилия на раму, а сзади – жесткая балка моста, подвешенная на двух продольных кантелевидных рессорах без амортизаторов.
Тормоза имели механический привод. Как вспоминают водители, в те годы работавшие на «ГАЗ-АА», этими тормозами было практически невозможно пользоваться из-за их крайне малой эффективности. В основном останавливать машину приходилось последовательным переключением «Вниз»: 3-2-1.
А прозвище «полуторка», под которым этот автомобиль вошел в историю, «ГАЗ-АА» получил благодаря своей грузоподъемности 1,5 тонны при собственной массе 1800 кг.
Несмотря на кажущуюся простоту и утилитарность конструкции, по тем временам это считалось вполне современными техническими решениями. В основной своей части «ГАЗ-АА» повторяет своего прародителя – Ford AA, но советскими инженерами перед началом производства было внесено немало усовершенствований и доработок. Так, например, зная суровую российскую действительность и качество дорог в те времена, пришлось усилить картер сцепления и рулевой механизм, а также установить специальный фильтр.
Кроме производства этой машины в Горьком, сборка «полуторок» производилась на «Заводе имени КИМ» (будущий АЗЛК) и даже в Ростове-на-Дону. Уже скоро автомобили Горьковского автозавода стали составлять почти 70% от общей численности автомобильного парка всей страны.
Из-за простоты конструкции шасси «ГАЗ-АА» быстро стало основой для создания многочисленного парка автомобилей специального назначения. Еще в 1932 году на его базе построили 16-местный автобус «ГАЗ-03-30», а через два года на конвейер встал трехосный грузовик под маркой «ГАЗ-ААА», выпускавшийся до 1943 года. Накануне Великой Отечественной войны парк горьковских автомобилей пополнился полугусеничной модификацией «полуторки» - «ГАЗ-60», газобаллонным «ГАЗ-44» и самосвалом «ГАЗ-410».
Появилась даже газогенераторная модификация, где топливом для мотора являлась окись углерода СО – угарный газ, получавшийся в результате неполного сгорания дров в расположенном за кабиной газовом генераторе. Не забыли и донора – саму полуторку: в 1938 году она подверглась модификации. Двигатель форсировали до 50 л.с., изменили крепление рессор и рулевой механизм. Под заводским индексом «ГАЗ-ММ» этот грузовик выпускался в Горьком и Ростове-на-Дону.
Но наибольшую славу и уважение «полуторка» получила во время войны. На этот автомобиль, как на основу парка предвоенных лет, легла главная ноша по снабжению воюющей Советской Армии и обеспечению работы тыловых предприятий. В кузове «ГАЗ-АА» можно было перевезти 16 человек или полковую пушку с расчетом и боекомплектом. Опять же пригодилась и простота конструкции – вместо металлических кабин на грузовики стали надевать фанерные, а иногда кабины и с брезентовым верхом, а штампованные крылья уступили место более простым в изготовлении сварным Г-образным конструкциям.
Кроме своего прямого назначения по перевозке людей и грузов, «ГАЗ-АА» нередко был задействован как платформа для установки зенитной пушки или счетверенного пулемета. За годы войны появился санитарный автомобиль «ГАЗ-55», созданный на базе «ГАЗ-ММ», штабной автомобиль «ГАЗ-05-193», базировавшийся на платформе «газовской» «трехоски».
После 1945 года страна начала входить в русло мирной жизни. Началось производство более современных «ГАЗ-51» и «ГАЗ-63», разработанных еще в годы войны. Для строительства новой жизни «ГАЗ-ММ», сконструированный еще в середине 20-х годов, становился слишком стар. 10 октября 1949 года с конвейера Горьковского автозавода сошел последний полуторатонный «ГАЗ-ММ».