В тесте участвуют автомобили: Lexus RX
Посмотреть другие фото (12) |
Вам наверняка приходилось наблюдать картину «кто кого выгуливает?», когда какой-нибудь бультерьер тащит на поводке хозяина. Так и многие престижные автомобили – натуры яркие и сильные – выгуливают своих владельцев. С «Лексусом-RX300» такого не произойдет. Он умеет преданно служить хозяину, не навязывая ему собственного «я».
Выбирая полноценный вседорожник, не в последнюю очередь надо руководствоваться функциональными возможностями той или иной модели.
Например, «Паджеро» и «Гранд-Чероки» близки по цене, уровню престижа, да и внешне в общем-то похожи. Однако свои сильные и слабые стороны они проявляют в разных областях. Соответственно, удовольствие от обладания ими будет совершенно разным.
«Лексус-RX300» – кроссовер (или «паркетник»). Все представители этого племени – в том числе престижные модели – очень близки по своим потребительским качествам. Поэтому в данном случае можно выбирать ту машину, которая наиболее полно соответствует вашему вкусу или имиджу. Однако к выбору RX300 подталкивает в первую очередь его цена.
Сколько стоит?
Престиж марки «Лексус» чувствуется уже при входе в автосалон. Прайс-листы отпечатаны на лощеной цветной бумаге. Информационные таблички рядом с машинами – на дорогих деревянных подставках. Вращающийся подиум из натурального паркета. Да и сам RX300, нет никаких сомнений, кроссовер класса люкс. При этом машина в исчерпывающей комплектации R1 стоит $56 400 – дешевле «Прадо» и «Паджеро».
Версия R2 еще богаче. В ее оснащение входит все, что может пожелать душа сибарита. Деревянный руль? Пожалуйста. Парктроник? Вот он, причем не только в заднем, но и в переднем бампере. Ездите на машине по очереди с женой? В вашем распоряжении память настроек кресла, руля и зеркал для двух водителей. Миниатюрной супруге неудобно поднимать и опускать огромную дверь багажника? За нее это сделает сервопривод. Даже рулевая колонка автоматически поднимется вверх, а кузов присядет на пневмоподвеске, чтобы любимому хозяину легче было входить-выходить из машины. Стоит такая штучка $62 400. Для сравнения: любой европейский конкурент с аналогичным набором оборудования обойдется в $73 000–85 000.
Наконец, комплектация R3 c люком в крыше, аудиосистемой «Марк Левинсон» и адаптивными поворотными фарами ближнего света по цене $65 900. Правда, охотников на нее немного. Люк – вещь на любителя. «Марк Левинсон» – это, конечно же, престижно. Но ведь и базовая «музыка» у RX300 классная. А за поворотные фары – пока их не оценил в деле – переплачивать не станешь.
Как видите, по цене RX300 не оставляет конкурентам никаких шансов. Это – абсолютно лучшее предложение в классе. Более того, дилеры «Лексуса» решили нанести еще один, добивающий удар. Например, «Бизнес Кар» до конца декабря предлагает новогодние подарки на сумму $1500... С Новым годом вас, покупатели RX300! Ну а я выступлю в роли Деда Мороза и положу в мешок самую желанную, самую спрашиваемую модификацию R2.
Снаружи и внутри
Внешность предыдущего RX300 была спорной. Точнее, слишком американизированной. Пропорции нынешней модели не претерпели революционных изменений, однако машина получилась более изящной и гармоничной. Стремительный профиль со стреловидными задними стойками кузова, прозрачные фары и фонари с круглыми световыми пушками, аэродинамический козырек на корме. RX300 определенно создает позитивный настрой.
Некоторые находят облик «Лексуса» слишком «карамельным», не мужским. Что ж, в отличие от БМВ-Х5, RX300 действительно не играет мускулами, не демонстрирует грубой силы. Но всем ли нужен автомобиль с фигурой Майка Тайсона? «Лексус» выглядит интеллигентно. И тому, кто сам научился выглядеть так же, RX300 понравится.
Удобство посадки-высадки – одно из преимуществ кроссоверов над легковушками и полноценными вседорожниками. Потолок у «Лексуса» достаточно высокий, а пол кузова, наоборот, низкий, поскольку под ним нет рамы и огромной «раздатки». Поэтому в RX300 не садишься, не залезаешь, а именно заходишь, слегка пригнувшись, как в минивэн. А если нажать кнопку «выход»? Во-первых, я не ощутил, что присевший автомобиль стал заметно удобнее для входа-выхода. Во-вторых, после открывания двери успеваешь покинуть машину еще до того, как подвеска «сдуется». Видимо, оценить функцию комфортной посадки сможет лишь настоящий владелец «Лексуса», который «понял жизнь и не спешит».
Интерьер RX300 выполнен в таком же сдержанном, ненавязчивом стиле, как и его внешность. Здесь очень уютная, расслабляющая обстановка. Точность подгонки деталей и качество отделочных материалов – на высочайшем уровне. Кресла и дверные панели обиты тонкой, мягкой кожей. Кстати, на сиденьях она перфорированная, с небольшими складочками и, что особенно приятно, не скользкая. Многочисленные вставки под дерево весьма правдоподобно имитируют природный материал. Мягкую фактуру торпедо на расстоянии вытянутой руки вполне можно принять за натуральную кожу. Если бы еще и отделка центральной консоли больше походила на «натуральный алюминий»... Но и в таком виде интерьер выглядит весьма благородно. Главное, что количество и площадь декоративных вставок под дерево и под металл не переходит грань, отделяющую респектабельность от кича.
Кроме того, «Лексус» подкупает вниманием к мелочам. Косметические зеркала в солнцезащитных козырьках оснащены регулятором яркости подсветки. Створки вещевого бокса, установленного между передними креслами, открываются и закрываются нажатием кнопки. Отделение для телефона в этом боксе выложено мягким поролоном. Даже усилия пружин подстаканников подобраны так, что раскрываются они мягко, благородно. Подобные нюансы отличают действительно дорогие машины от тех, которые лишь пытаются таковыми казаться.
По компоновке салона RX300 близок к минивэнам. Пол абсолютно ровный, а подушки сидений расположены на оптимальном уровне – выше, чем в легковушках, но ниже, чем в большинстве вседорожников. Благодаря этому всем обитателям салона обеспечена весьма вольготная посадка. Сзади можно разместиться и втроем, однако по форме диван подчеркнуто двухместный. В распоряжении пассажиров регулируемые по углу наклона спинки, многофункциональный центральный подлокотник и регулируемые дефлекторы вентиляции. Возможно, кто-то посетует на отсутствие даже в самой дорогой комплектации второго пульта управления микроклиматом и обогрева задних сидений. Однако RX300 не та машина, которая подходила бы на роль представительского вседорожника.
За рулем
Забегая вперед, скажу, что организация рабочего места во всех модификациях RX300 близка к идеальной. Но в версиях R2 и R3 комфорт проработан вообще на пять с плюсом. Как только ключ зажигания извлекается из замка, рулевая колонка с электроприводом отодвигается вверх и вперед для удобства посадки-высадки. Ключ снова в замке, и «баранка» автоматически возвращается в исходную позицию. И не только она. Кресло и зеркала, если их настройки были сбиты, также вернутся на место. Правда, уже после нажатия кнопки «память». Как же это удобно! Ведь чем больше регулировок, тем удобнее можно устроиться за рулем. Правда, тем труднее вернуть прежнюю оптимальную посадку после дальней поездки, к финишу которой приехал уже полулежа.
Водительское кресло особенно порадовало на редкость цепкой кожаной обивкой и, самое главное, неожиданно большим для японского автомобиля диапазоном продольной регулировки. Немецким конкурентам будет еще сложнее отбивать у «Лексуса» рослых покупателей. Правда, по форме передние сиденья RX300 несколько уступают идеальным «анатомикам» БМВ-Х5. Но их определенно не назовешь аморфными или неудобными. А для дальних поездок даже откидные подлокотники предусмотрены.
Геометрия посадки оптимальная. Не слишком низкая, но и не высокая капитанская, она позволяет уверенно ориентироваться в потоке и вместе с тем не уставать в дальних поездках. Все органы управления на месте. Особо хочу отметить размещенный на приливе центральной консоли селектор «автомата» с зигзагообразной прорезью. Мимо нужной позиции с таким не промахнешься. Да и ручным режимом орудовать удобно – рычаг-то под рукой. Бортовая информация считывается на раз. Информационный дисплей расположен оптимально, а его большой экран четко разделен на два уровня: вверху часы и показания маршрутного компьютера, внизу – режимы работы «климатики».
Но особенно понравилась оптитронная панель приборов. Это надо видеть! При включении зажигания три черных бездонных колодца вспыхивают неоновым светом. Мало того, что фантастически красиво, так еще и читаемость приборов великолепна, и выводимые на циферблаты данные организованы логично. Класс!
Если придираться, можно отметить неудобное расположение выключателя парктроника, регулятора яркости подсветки приборов, переключателя одометра и нелогичное соседство кнопок омывателя фар и регулировки пневмоподвески. Но ко всему этому довольно быстро привыкаешь. Решительно не понравился лишь деревянный руль. Когда в местах основного хвата обод руля кожаный, еще куда ни шло. Но у водителя «Лексуса» два пальца каждой руки ощущают под собой теплую и податливую кожу, а три остальных – скользкую «костяшку». Из-за одного только руля можно взять комплектацию R1.
Обзорности с места водителя мешают лишь массивные передние стойки кузова и примыкающие к ним огромные «лопухи» зеркал. Зато сами зеркала отличные. Они могут похвастать не только большой площадью, но также способностью опускаться вниз при включении задней передачи. Маневрированию задним ходом также способствуют складные подголовники дивана, не перекрывающие стекло. Впрочем, нижний срез стекла у «Лексуса» высоковат – за ним вполне может спрятаться легковушка. Да и передние габариты ощущаются с трудом. Поэтому входящий в комплектацию R2 и R3 передний и задний парктроник весьма кстати.
Грузим багаж
Комплектность инструмента при выдаче машины проверял продавец, а я обратился к багажнику уже после того, как отмахал сотню верст по слякотной загородной трассе. Корма из серебристой превратилась в серо-черную. Но мне не придется пачкать руки. Нажимаю кнопку на ключе, и пятая дверь плавно поднимается сервоприводом до полного открывания (закрывается она также без вашего участия). Краем глаза замечаю, что рулонная шторка багажника сматывается и съезжает по салазкам, словно застигнутая врасплох мышь в сундуке. Оказывается, если не нажаты фиксаторы, шторка действительно убирается автоматически при открывании пятой двери... Полный сервис!
Сам по себе багажник среднего объема (440 л), а короба подвески выступают внутрь больше, чем хотелось бы. Однако обустроен ларчик неплохо. Справа и слева – плафоны освещения, имеется 12-вольтовая розетка, в полу два потайных отделения. И опять же – внимание к деталям. Крышка дальнего тайничка, в котором упрятан домкрат и набор инструмента, в поднятом положении поддерживается металлической штангой. По тщательности проработки конструкции она вполне сошла бы за оружейный шомпол. А обе крышки ближнего подполья плавно поднимаются микролифтами.
Порадовала продуманная трансформация багажника. Если необходимо немного увеличить его объем, не лишаясь посадочных мест в салоне, каждую из двух частей дивана можно сдвинуть вперед. При этом запас пространства в ногах позволяет взрослому человеку разместиться сзади с достаточным комфортом, даже если диван сдвинут до упора. Для перевозки особо громоздкой поклажи раздельные спинки дивана складываются. Погрузочная площадка при этом не получается абсолютно ровной, однако два с лишним кубометра пространства – ваши. Но самое интересное, что спинка разделена в пропорции 40:20:40. Сложив узкую среднюю часть, вы можете ехать вчетвером и одновременно везти в машине, например, четыре пары лыж. В обычный лыжный лючок, который есть далеко не во всех машинах, проходят максимум две пары.
Безопасность
Независимым краш-тестам по методике «ЕвроNCAP» «Лексус-RX300» не подвергался. Зато по результатам американской серии испытаний на пассивную безопасность USNCAP автомобиль удостоился высшей оценки. И хотя европейская и американская методики различаются, девять подушек безопасности позволяют не сомневаться в высоком уровне безопасности RX300. Правда, большинство других автопроизводителей увидели бы в «Лексусе» лишь семь подушек, поскольку оконные занавески не принято делить на передние и задние. Однако они защищают головы сидящих спереди и сзади, поэтому я готов согласиться с японцами.
Для перевозки детей в специальных креслицах на заднем диване штатно предусмотрены крепления изофикс – лучшее на сегодняшний день решение. А вот устанавливать детское креслице на переднем пассажирском сиденье спинкой вперед нельзя, поскольку правая фронтальная подушка не отключается.
Кроме того, «Лексус» богат средствами активной безопасности, помогающими избежать аварии. Это система динамической стабилизации, усилитель экстренного торможения, штатные ксеноновые (а в комплектации R3 еще и поворотные) фары, а также стоп-сигналы с изменяемой в зависимости от интенсивности торможения яркостью свечения.
По дорогам
После выезда из автосалона попадаем на ледяные кочки, которые передаются в салон хоть и упругими, но весьма чувствительными толчками. Швы и стыки асфальта также отзываются резким «бум-бум». И хотя с ростом скорости «Лексус» становится комфортабельнее, закрадывается подозрение: действительно ли мы на «пневматике»? Подвеска и впрямь пневматическая, хотя королевской плавности хода она не обеспечивает. Конечно же, все познается в сравнении. На откровенной стиральной доске, по которой на RX300 ехать просто неприятно, БМВ-Х5 на той же скорости выбил бы пломбы из зубов. Но совершенно очевидно, что «Лексус» в исполнении R2/R3 наделили «пневматикой» в первую очередь ради возможности увеличить дорожный просвет при съезде с асфальта. По комфорту она мало отличается от пружинной подвески версии R1.
Но если не ждать чуда от «пневматики», RX300 просто пленит ездовым комфортом и надежностью поведения на дороге. В салоне на удивление тихо даже в режиме интенсивного разгона. Мотор по мощности оптимальный – не приходится пенять ни на его вялость, ни на резкость откликов на нажатие педали. «Автомат» перебирает передачи очень мягко. Реакции на действия рулем также предсказуемы и адекватны. Но больше всего удивляет, насколько уверенно держится в поворотах – особенно на неровном покрытии – автомобиль с довольно высоким центром тяжести.
Столь комфортным и предсказуемым поведением RX300 буквально растворяет ощущение скорости и напряжение водителя. На спидометре 140, а кажется – всего сотня. За рулем «Лексуса» не работаешь, а отдыхаешь! Только не подумайте, что я первый раз еду на автомобиле стоимостью $60 000 и захлебываюсь от восторга. «Лексус-RX300» действительно на редкость адекватный и комфортабельный на ходу кроссовер – даже в своей ценовой категории. Это отличный круизный лайнер для того, кто проводит много времени за рулем.
А вот «спортсменам» RX300 едва ли понравится. Как только переходишь некий порог комфорта и начинаешь ехать агрессивно, «Лексус» отстраняется от тебя с «мерседесовской» надменностью. Появляются сильные крены в поворотах, руль становится пустым, «автомат» – слишком задумчивым (даже в спортивном и ручном режимах), а система стабилизации начинает вмешиваться в твои планы грубо и бесцеремонно. В общем, надо признать, что RX300 – не драйверский автомобиль. Он создан в первую очередь для комфортной езды. Пусть быстрой, но комфортной.
...и без них
Понятное дело, что «Лексус-RX300» – всего лишь полноприводной легковой автомобиль и соваться на сколько-нибудь серьезное бездорожье на нем нельзя. Но если вы планируете сворачивать с асфальта, лучше взять модификацию с регулируемой пневмоподвеской. На обычных пружинах, как на «пневматике» в нормальном положении, дорожный просвет составляет 185 мм, что совсем немного. К тому же на брюхо автомобиль будет ложиться нежными рычагами легковой подвески, выхлопной трубой и мягким кожухом бензобака. «Пневматика» же позволяет поднять кузов и увеличить просвет на 30 мм. Но учтите, что в максимально высоком положении пневмоподвеска «растягивается» практически до упора и начинает стучать на неровностях. Это нормально.
Из средств повышения проходимости у «Лексуса» имеется лишь противобуксовочная система, имитирующая мягкую блокировку дифференциалов путем подтормаживания буксующих колес. В большинстве ситуаций ее возможностей хватает. Во всяком случае, по ровной и однородной снежной целине глубиной 15–20 см RX300 на зимних шинах едет достаточно уверенно. Но если автомобиль все-таки увяз или раскорячился по диагонали, виртуальные блокировки оказываются малоэффективными. Поэтому еще раз повторимся: «Лексус-RX300» – это «паркетник». То есть отличный всепогодный автомобиль для любых дорог. Именно дорог, но не бездорожья.
Эксплуатация, сервис
Дилерская сеть «Лексуса», мягко говоря, неразветвленная. Во всей стране работают пока всего три авторизованных дилера – два в Москве и один в Санкт-Петербурге. Однако покупателям из других регионов это доставляет неудобства лишь во время приобретения машины. Проводить полный комплекс послепродажного обслуживания могут все 17 российских дилеров «Тойоты», география которых значительно шире. Гарантия (3 года или 100 000 км пробега) при этом сохраняется. Снабжение запчастями также осуществляется через центральный российский склад «Тойоты», поэтому проблем и здесь нет.
Зато есть проблема с частыми посещениями сервиса. Интервалы между ТО для «Лексуса», как и для «Тойоты», составляют всего 10 000 км. Получается, что за первые 30 000 км пробега (или за один год интенсивной эксплуатации) вы оставите в сервисе как минимум $780. Я уж не говорю о том, что каждый визит в техцентр – это потерянное время. А время владельца «Лексуса» тоже чего-то стоит. Может, пора увеличить межсервисные интервалы? Тем более что для всех остальных японских марок они составляют 15 000 км. Хотелось бы, чтобы в представительстве «Тойоты» над этим подумали.
Мы решили: осознавая цену такого заявления, тем не менее признаем: «Лексус-RX300» близок к идеалу. Если нарисовать некий собирательный образ оптимального во всех отношениях автомобиля, получится именно RX300. При этом «Лексус» особенно понравится ценителям ездового комфорта и умеренного, сдержанного стиля.