В тесте участвуют автомобили: Mercedes R-Class
Будьте уверены, столь редкого сочетания самых разных талантов в одной машине до сих пор не было.
Я его еще не видел ни разу, а мне уже было как-то не по себе. Да вы сами посудите – гигант шириною под два метра и хорошо в пять метров длиной. Он может служить своему хозяину представительским седаном, загородным суперуниверсалом, вместимостью больше 4,5 кубометра, минивэном для чад и домочадцев и даже... вседорожником.
Древние греки называли подобные капризы природы химерами – нечто с головой льва, туловищем козы, хвостом змеи и желудком дракона. Конструкторы «Мерседес-Бенца» окрестили свое детище неслыханным ранее именем R-класс и отнесли к клану мало кому дотоле известных «гранд спорт туреров».
Не так страшен, как его малюют
«А ничего...» – было моей первой мыслью, когда я увидел наконец R 350. Было в нем что-то основательное, солидное, что сразу напомнило общеизвестную автомобильную цитату из Маяковского: «...А когда стоит – кит!» По сути, это действительно большой универсал. Длиннющий капот – что у представительских седанов. Массивная решетка радиатора, внушительная площадь остекления и высокопрофильные колеса – повторяют те же детали вседорожника МL. А сильно изогнутую линию крыши плюс довольно футуристического вида задние стойки и фонари как будто подсмотрели у какого-то концептуального спорт-купе. Потешно смотрятся разве что треугольнички рассеивателей передней оптики, будто невзначай прилаженные к привычным для штутгартских машин овальным фарам. Как при такой дизайнерской фантазии добились целостности облика, уму непостижимо.
Минуточку... А как это огромный, но довольно низко посаженный над землей автомобиль оказался на тротуаре, возвышавшемся над дорогой сантиметров на двадцать?
«Не извольте беспокоиться, – глаза менеджера автосалона светились веселыми искорками, – для него это пара пустяков!» И он сам сел за руль. Сначала приподнялась корма, затем нос, а уже секунд через пять между верхом арок и выглядящих гораздо больше, чем есть на самом деле, 17-дюймовых высокопрофильных колес организовался запас с богатырский кулак. Затем, благородно попыхивая выхлопом из двух труб, автомобиль вальяжно, подобно аллигатору, сползающему с берега в реку, переступил казавшийся мне неприступным бордюр. Оказывается, R-класс наделен пневмоподвеской. В обычном состоянии под картером 17 см. По воле водителя кузов можно поднять аж на 5 сантиметров.
Если этот парень такой способный, чего же мне его бояться? Вовсе он не «вепрь огромадный».
Глаза боятся, а руки делают
Не знаю, то ли дело в ауре аристократического комфорта, то ли в том, что многое в салоне мне показалось знакомым, но я сам не заметил, как быстро испарились мои опасения по поводу этой машины. И как быстро она начинала мне нравиться! Электропривод кресла и рулевой колонки без лишних усилий позволили занять удобную посадку. Зря я боялся не протиснуться меж рядов плотно припаркованных машин, оглядывая огромный, шириной под метр шестьдесят салон, два задних ряда сидений и незнамо где заканчивающуюся корму. Парктроник, заботящийся о сохранности и переднего, и заднего бамперов, позволяет выбирать миллиметры.
Подрулевой рычаг, управляющий 7-ступенчатым «автоматом», здесь такой же, как, например, на новых S- и M-классе. Чуть нажал вниз – это привычный «драйв». Вверх – включена задняя скорость. Центральное положение – «нейтраль», а для перевода в режим «паркинг» достаточно коснуться кнопки в торце. Проще простого. Чуть сложнее освоиться оказалось с расположенными по «мерседесовской» традиции на левом подрулевом переключателе управлением не только дальним светом фар и «поворотниками», но и стеклоочистителем. Этих самых левых переключателей здесь три. Есть еще самый верхний – управляет круиз-контролем (за него периодически зацепляешься при включении «поворотника») и нижний – джойстик электропривода рулевой колонки.
Но стоило мне выехать на оперативный простор, и я позабыл об этих мелочах.
Не взлетим и поплаваем
Красота – на противной снежной каше, которой покрыта загородная дорога, бодрые ускорения, старты без малейшего увода в сторону. Спасибо надо сказать продвинутым системам противобуксовки и стабилизации траектории. Но главное – полный привод. Вот я специально жму на газ порезче, заехав на нечищеную полосу дороги. «Автомат» отвечает бодрым переходом сразу на две ступеньки ниже, ЕSP – парой подмигиваний в ответ на совсем незаметную пробуксовку. Несколько секунд, и огромная махина как ни в чем не бывало снова уходит от всего потока.
И все это с присущим всем большим «мерседес-бенцам» умением не досаждать водителю неприятностями дороги. Широкая колея, большая база, внушительная, за две тонны, масса, помноженные на фирменный «эйр-матик» и отменный слой звукоизоляции, превращают езду в безмятежное плаванье и замечательно скрадывают скорость. Возможностей 272-сильной «шестерки» хватает, чтобы так же безмятежно разгоняться и до 140, и до 180 и дольше. И машина ничуть при этом не напрягает, даже если дорога далеко не бильярдный стол.
Ну что ж, дорогуша, раз ты у нас действительно такой способный, попробуем, какой ты джип. С такой подвеской, полным приводом да с увеличенным до максимальных 22 см клиренсом как-то тебе понравится снежная целина?
Вот мы уверенно ползем метр, второй. Вот где-то под днищем что-то застрекотало... Неужели застреваем? Нет, еще пару метров на небольшой подъем, и лишь когда снега становится почти по ступицу, R-класс, словно снизу кто-то схватил его за рычаги подвески, принимается беспомощно шлифовать снежную кашу только одним правым передним колесом. Увы, без блокировок дифференциалов (их функцию частично выполняет ESP) на чудо-«гранд спорт турере» здесь делать нечего.
Что ж, так и запишем. R-класс вовсе не джип, полный привод ему нужен исключительно для езды по дорогам. Зато в любое время года. А как этот великан сможет сыграть роль минивэна?
Сообразим на шестерых?
Ну уж нет, сам открывать тяжелую заднюю дверь и пачкать руки его хозяин наверняка не станет. За 750 евро он закажет электропривод пятой двери. А вот за широкие возможности трансформации и доплачивать не надо. Начать хотя бы с того, как удобно складываются кресла третьего ряда. Тянете за ручку на спинке – и, пока она опускается, автоматически поднимается подушка. Правда, если необходимо спрятать в пол и центральный ряд, придется снимать подголовники и отодвигать до конца вперед передние кресла. Неудобно.
Еще менее удобно будет тем, кто решит путешествовать в третьем ряду. Любой минивэн со сдвижными дверями и более широкими проемами в этой дисциплине даст R-классу большую фору. А ниспадающая крыша еще и существенно ограничила пространство по высоте. Если ваш рост выше 180 см, на третий ряд лучше вообще не забираться – упретесь головой в потолок.
Кто же он на самом деле?
Итак, что же за зверь такой диковинный получился у дизайнеров «Мерседес-Бенца»? Талантливейший автомобиль для самых разных целей? Это как сказать... Да, в целом козырей у него действительно больше, чем у любого отдельно взятого «паркетника», седана или компактвэна. Но нужны ли они все в одном – и очень дорогом! – флаконе?
Наш довольно щедро, но все еще далеко не по максимуму оснащенный R 350 стоит 83 517 евро. Как минимальный представительский S-класс, между прочим. «Фирматик» и регулируемый клиренс ему, как мы выяснили, лишь для более уверенной езды зимой за городом и более широких возможностей парковки, но отнюдь не для штурма бездорожья. Использование R-класса в качестве банального универсала тоже сомнительно. Уже хотя бы потому, что пачкать белоснежную ворсистую обивку багажника – кощунство. А те поклонники «Мерседес-Бенца», у кого есть необходимость в грузовозе, купят почти на 20 тысяч евро более дешевый, но не менее вместительный полноприводный универсал Е-класса. Остается роль корпоративного престижного минивэна. Но и здесь, как мы убедились, много вопросов.
Получается, наиболее вероятное амплуа этого чуда – комфортабельный стайер для джипоненавистников, не желающих возить семейство на большом седане. Огромными размерами машины, ее нетривиальной внешностью и трехлучевой звездой хозяин будет демонстрировать свою независимость и состоятельность. А принцессы мне, мол, и даром не надо... Таких, думается, в нынешней России найдется немного. Но, может, этим R-класс и будет ценен.
Полцарства за коня, другая за сбрую
Даже в масштабе цен «Мерседес-Бенца» R-класс дорог: R 350 – от E63 500, машины с удлиненной базой – R 350L и 306-сильный R 500L – от 65 800 и 83 700 евро соответственно. Базовое оснащение состоит из нескольких десятков опций (6 подушек безопасности, обилие страхующей электроники, электроприводы зеркал, стеклоподъемников, частично передних кресел и тому подобное). Однако привычное многим владельцам «мерседесов» и традиционно очень дорогое допоборудование поднимает ценовую планку и вовсе на заоблачную высоту. Например, за цвет металлик, парктроник, пневмоподвеску, стереосистему, биксеноновые фары и кожаную обивку с вставками хрома и дерева придется заплатить никак не меньше 13 964 евро.
ЗА
Высокий имидж, широкий, транcформируемый салон, комфортабельная подвеска, регулируемый клиренс, отменная вибро-, шумоизоляция, мощный, тяговитый мотор, высокий уровень безопасности
ПРОТИВ
Внешность на любителя, дороговизна опций, высокий расход топлива, неудобство трансформации кресел второго ряда и входа/выхода на сиденья третьего ряда, огрехи эргономики