В тесте участвуют автомобили: Skoda Octavia Tour
– У нас есть новая «Октавия RS»! – звонок из представительства «Шкоды» не застал врасплох.
– Конечно, берем!
ЗЕЛЕНАЯ МЕТКА
В подземном гараже меня ждала лимонно-желтая «Шкода-Октавия RS» предыдущей модели. Автомобиль последнего образца появится у нас не раньше весны.
Поскольку «Шкода» выпускает одновременно и старую, и новую «октавии», такие казусы возможны. К обозначению машин прежнего поколения добавили приставку «Tour». Впрочем, эту «Октавию RS» официально не поставляли в Россию раньше, так что ее с полной уверенностью можно назвать премьерой.
Традиционно спортивные версии «Шкоды» маркируют буквами RS и зелеными шильдиками, напоминающими латинскую V. Так же помечены тормозные суппорты (задние диски у RS вентилируемые). По сравнению с обычной «Октавией» здесь иные настройки подвесок, шины, бамперы, задний спойлер.
Но самое заметное отличие, конечно, в двигателе. Более высокое давление наддува позволяет снимать с 1,8 л полных 180 л.с. без заметных потерь в удобстве использования. Это надо проверить…
ЖЕЛТАЯ БЕСТИЯ
Поздний октябрь и забитые столичные улицы – не лучшее место, чтобы порезвиться, тут хотя бы неспешно катиться. В свое время «фольксвагеновский» 1,8Т удивил феноменальной для наддувного мотора гибкостью. Сегодня пальма первенства у его последователя 2,0TFSI, но мотор «Октавии RS» уступает ему не так уж много. Конечно, до 1500 об/мин он едва ли способен на подвиги, но потом «везет» даже на пятой передаче. А с 2000 и до ограничителя на 6500 об/мин мощное ускорение гарантировано. Пустить пыль (резиновую) в глаза? Пробуксовка возможна и на первой, и второй передачах на сухом асфальте. Если, конечно, выключить ESP (дополнительное оборудование) или ASR – обязательную противобуксовочную систему.
Однако по-настоящему оценить преимущества мотора можно лишь на загородном шоссе. Легкость, с которой «эр-эска» совершает обгоны, не всем дается и с трехлитровым двигателем… Выше 80 км/ч для разгона годится любая передача, остается лишь выбрать по настроению – ленивую пятую, резвую четвертую или яростную третью. В любом случае соперник остается без единого шанса.
Черно-белые сиденья рассчитали, не иначе, на мои «среднестатистические» параметры. Подушку до упора вниз, спинку вертикальнее, руль немного на себя и вниз – идеальная посадка найдена за 10 секунд. Немного подогнать поясничную поддержку, и вопросов не остается совсем. Удивительно, но неудобств не почувствовали и коллеги более солидных габаритов. Над сиденьем явно потрудились мастера своего дела.
Основная и по сути единственная проблема салона «Октавии» – недостаток длины: за рослым водителем и передним пассажиром сидеть некомфортно. Что касается немалого багажника, к привычной похвале добавлю ложку дегтя – дополнительные усилители кузова в зоне арок задних колес не позволяют возить длинные и широкие грузы. Такова расплата за спортивные настройки шасси, которые требуют большей жесткости кузова. В остальном, кроме цвета и материалов, ничего нового.
В настройках подвески очень сложно найти компромисс. Хочется «гоночной» управляемости – получается костотряс, не хочется тормозить перед колдобинами – по дороге плавает «баржа». «Шкоду-Октавия RS» подвеской для плохих дорог не оснащают. В серьезном повороте при малейшей «волне» нижний край бампера проносится в считанных сантиметрах над асфальтом. Разумеется, дачные грунтовки противопоказаны.
Резвые обгоны, интенсивные торможения, городские пробки… А 95-й по 18 рублей. АИ-98, который требуется для полной реализации всех возможностей двигателя, еще дороже. Радует, что бортовой компьютер после всех этих экзерсисов так и не взял отметку 12 л/100 км. Врет? Если только вместе со счетчиком бензоколонки: на 212 км ушло 25 литров.
Попробуем спокойную манеру езды? Теперь выходит меньше 9 л/100 км. Это при средней скорости, которая как раз соответствует разрешенной правилами за городом… Приятный сюрприз при такой динамике!
СОЧЕТАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Изобилие «характерных особенностей» делает повседневную езду на ярких машинах чрезвычайно утомительной. «Октавия RS», напротив, отличается покладистым характером и несомненной практичностью. Разгонная динамика успешно сочетается с экономичностью, мощные, хорошо переносящие напряженные режимы тормоза удобны и легки в обращении не только на бетоне трассы, но и в неспокойном городском движении, умеренно быстрый руль не напрягает на шоссе и понятен в серьезных поворотах. Конечно, до нынешних лидеров с многорычажными подвесками и колесами 40-процентного профиля «Октавии RS» далеко, но ведь и цена ее стартует с 25 тысяч долларов.
Для «Октавии» первого поколения, может, и дорого, но для 180-сильного хэтчбека с огромным багажником и богато отделанным салоном – довольно интересное предложение. В пассиве небольшой дорожный просвет и низко висящий передний бампер – на неровностях надо быть предельно аккуратным. И еще – цены на дополнительное оборудование: 686 долларов за ESP, 514 за климат-контроль, 186 за центральный замок с дистанционным управлением. Должно быть, это «компенсация» за приемлемую цену собственно автомобиля...
РЕЗЮМЕ
Skoda Octavia RS – как раз то сочетание удобства и спортивности, с которым не скучно и не хлопотно жить.
+ Мощный и экономичный двигатель, отличная динамика разгона, эффективные тормоза, удобное место водителя, большой трансформируемый багажник.
- Малый дорожный просвет, небольшая энергоемкость подвески, мало места для ног задних пассажиров, высокие цены на дополнительное оборудование.
SKODA OCTAVIA RS
Премьера заряженной «Октавии» состоялась осенью 2000 года. Российская премьера – в 2005-м. Варианты кузова – хэтчбек и универсал.
Двигатель: бензиновый 1,8 л (180 л.с.).
Коробка передач: 5-ступенчатая механическая.
Цена в России: от $24 800.