В тесте участвуют автомобили: Toyota Corolla
Настоящий автомобиль для Европы японцы смогли сделать лишь в самой Европе.
Нечестная игра
Есть в этом какая-то несправедливость. Идет ли речь о футболе, хоккее, баскетболе - за победу в гостях команда получает столько же очков, как и за успех в родных стенах. В расчет не берется ни время на переезд, ни период акклиматизации, ни бешеная поддержка местной команды на трибунах. И где, спрашивается, справедливость?
Впрочем, у футболистов есть одно утешение - ведь и принимающая сторона когда-нибудь приедет в гости и вот тогда-то… Но то футбол - в автомобильном бизнесе все иначе.
"Рено" и "Опель", ФИАТ и "Пежо", "Фольксваген" и "Форд" практически не продают свои автомобили в Японии, потому и атаки на своей домашней площадке им отбивать легче. "Тойота" же играет на двух, а правильнее будет сказать на трех больших полях. И если у себя дома в Японии и в Штатах дела марки идут более чем успешно, то в Европе игра долгое время не клеилась. Местные судьи придумывали липовые нарушения - устанавливали квоты на продажу японских автомобилей. Капризничали болельщики, клиенты, стало быть: то им внешний вид скучноват, то на заднем сиденье тесно, то управляемость, видите ли, неважнецкая, то имиджу марке недостает. Для заслуженного признания "Тойоте" необходимо было прыгнуть выше головы. И, похоже, наконец, японцам это удалось.
В самом деле, последнее поколение модели "Королла" имеет шансы стать самым популярным японским автомобилем Европы. Правда, для этого ей понадобилось порвать с исторической родиной.
Европейские корни
Так и есть - все "короллы", предназначенные для продажи в России, делают либо в Турции (4-дверные седаны), либо в Великобритании (5-дверный хэтчбек и универсал). Но и это не самое главное. Ведь модель и спроектирована в Европе.
Японцы поступили очень грамотно. Если не удается победить собственными силами, то нужно переманить на свою сторону талантливых игроков противника. Вы в курсе, кто тренирует японскую сборную по футболу? Правильно, француз Филлип Трусье. А знаете, где расположен европейский дизайн-центр "Тойоты"? Верно, в Ницце. Международной команде стилистов и дизайнеров удалось придать облику новой "Тойоты" главное - фамильную преемственность.
Еще год назад в Женеве Владимир Пирожков, русский дизайнер "Тойоты", уверял меня, что "Королла" будет как две капли воды похожа на "четвертый" "Гольф". Но вышло не совсем так. Спору нет, у новинки, на мой взгляд, собирательный об- раз - при желании можно найти черточки "Фокуса", "Астры" и "Ауди-А3". Но при этом - удивительная вещь! - машина узнаваема без взгляда на эмблему. Посмотрите на решетку радиатора - здесь явно обыгрывается тема удачного "Яриса", тоже, к слову, созданного в Европе. А вот какая милая шишечка на самом краю капота - еще один элемент, работающий на узнаваемость. Геометрия фар, как мне показалось, из той же "ярисной" оперы. Правда, у "Короллы" оптика все же покрупнее, посолиднее, повыразительнее.
Впрочем, и сам автомобиль живьем оказывается куда больше, чем на фото. Высокая крыша "Короллы" - без малого полтора метра - подразумевает, во-первых, отсутствие проблем с посадкой и высадкой, а во-вторых, просторный салон. Внутри и в самом деле места с лихвой. Из всех современных машин "гольф-класса", продающихся в России, сесть "за собой" и закинуть ногу на ногу я мог лишь в "Пежо-307". Теперь компанию "французу" в моем личном хит-параде составляет и "Королла".
Но простор - не единственная добродетель салона "Тойоты". Он еще и очень уютен. Тоже, думается, заслуга дизайн-центра в Ницце. Сами японцы привыкли считать интерьер сугубо утилитарной вещью, вроде циновки: если сидеть удобно, то уже хорошо. В Европе такой спартанский подход не проходит.
Стоило повернуть ключ в замке зажигания, и приборная панель "Короллы" вспыхнула ярко-белой подсветкой. Приятно, ведь раньше технология "Оптитрон" применялась лишь на "Кэмри" и "лексусах". Наклоном спинки передних сидений заведует удобный рычажок насосного типа. Большой по диаметру и идеальный по сечению руль, обшитый кожей и элегантно простроченный черными нитками, приятно лежит в руках. Но что мне понравилось больше всего - печально знаменитый "японский серый пластик", наконец, стал достоянием истории.
Итак, с двумя всегдашними претензиями европейцев - прескучнейшим внешним видом и тесным салоном - в "Тойоте" справились силой самих европейцев. Ну а "заточить" шасси под азартную управляемость, по возможности не пожертвовав при этом комфортабельностью, японцы умеют и сами. Ведь уже ставшая знаменитой, в том числе и на раллийных трассах, "Селика" который год одно из самых покупаемых псевдоспортивных купе. Новая "Королла", конечно, не спорт-кар, но всех своих предшественниц может заткнуть за пояс, что называется, одной левой.
Гордый характер
Адаптированная под плохие дороги подвеска не показалась мне излишне жесткой. Неженка, возможно, пожалуется, что на невысоких скоростях "Тойота" ведет себя довольно жестко. Даже небольшие изъяны дорожного покрытия проникают в салон. Но я жму на газ посильнее, и раздражающие покачивания тонут в выросшей скорости. Чем быстрее идет автомобиль, тем более комфортабельна подвеска - качество, между прочим, присущее машинам спортивного толка.
И "Королла" - даром, что семейный автомобиль! - кажется совсем не против того, чтобы я отвел душу. Руль радует ладонь спелым реактивным усилием, жесткие стойки не позволяют высокому автомобилю крениться, а низкопрофильные покрышки исполняют малейший приказ о смене направления движения. Нет, это не спортивный автомобиль и даже не "Форд-Фокус", но уже и не, размыто-неопознанный японский хэтчбек пятилетней давности. Шаг вперед очевиден.
1,6-литровый 16-клапанный двигатель не только традиционно по-японски тих и лишен вибрации в работе, но еще и вполне, как говорится, заводной. Стоит довести стрелку тахометра до четырех тысяч, и мотор подхватывает живо и весело. Эх, если бы не автоматическая трансмиссия, из "Короллы" получился бы отличный "теплый хэтчбек".
В самом деле, 4-ступенчатый "автомат" немного не поспевает за прытью веселого моторчика, порой колеблясь при выборе передач и с опозданием реагируя на подачу топлива. И - о, небо! - как жаль, что хэтчбек поставляется в Россию исключительно с "автоматом". Без закидонов японцы все-таки не могут. Если уж вам хочется скрестить мощь 1,6-литрового мотора и 5-ступенчатой "гидромеханики", остается выбрать либо седан, либо универсал. Странное, вообще-то говоря, решение.
Похоже, "Королла" наконец-то смогла угодить привередливым вкусам европейцев. Лучшим континентальным аналогам - "Фокусу", 307-му, "Гольфу" - эта "Тойота" едва ли уступит. Уверен, европейцы примут автомобиль более чем благосклонно. За Россию же такой уверенности, увы, нет. И вот почему.
Даже базовый 1,4-литровый седан турецкой сборки без кондиционера и с ручными стеклоподъемниками оценивается в $12 900. Минимальная стоимость машины с 1,6-литровым мотором - $15 900. Ну а побывавшая на нашем тесте "Королла" в наиболее полной комплектации RO2 оценивается аж в $19 100. То есть примерно на три тысячи дороже "Форда" и "Пежо". Двадцать тысяч - это уже зона престижного и не ахти как продающегося "Ауди-А3". Возникает вопрос, верно ли японцы выбрали спарринг-партнера?