В тесте участвуют автомобили: Volvo S40, Volvo V40
Семейство S40/V40 - новый модельный ряд компакт-класса шведской фирмы "Вольво". Автомобили выпускают на заводе "НедКар" в Нидерландах. Четырехдверный седан обозначают индексом S40, пятидверный универсал - V40. Гамма двигателей: бензиновые рабочим объемом 1,8; 2,0 л и 1,9-литровый дизель с турбонаддувом. Коробки передач - пятиступенчатые механические или четырехступенчатые автоматические.
Предусмотрено также два варианта подвески - комфортабельная и спортивная.
"Вольво" редко выпускает одиночные модели. Обычно на рынке одновременно появляются шведские двойняшки - седан и универсал на его базе. Последние особенно популярны, причем не только на Западе, но и в России. Семейство S40/V40 - новая пара шведской фирмы. Знакомство с машинами состоялось в Испании. И хотя на ровных автострадах нелегко представить, как поведут себя машины в тяжелых российских условиях, определенные выводы сделать можно. Тем более, что автомобили нового поколения S40/V40, разительно отличающиеся от других "вольво", уже поступили в продажу и в нашей стране.
Кузов. Внешний вид автомобиля впечатляет - он красив и вполне современен. Сделано, кажется, все, чтобы привлечь покупателей разных возрастных категорий. Семейство S40/V40 - первенец нового направления в дизайне "Вольво". Очертания кузова лишены столь характерной для "шведов" угловатости и консерватизма семейного экипажа для тех, "кому за сорок". Мягкие обводы в сочетании со смелыми стремительными линиями теперь намекают на темпераментный характер машины, но, к счастью, не делают ее легковесной, что важно для сохранения престижа марки. В целом же отличие от предыдущих моделей фирмы столь значительно, что узнать в новинке "Вольво" помогают лишь несколько традиционных элементов в оформлении передка. Поделюсь собственными наблюдениями. И седан, и универсал не затеряются в плотном потоке транспорта на зарубежных магистралях. Подтверждение тому - любопытные взгляды привыкших к красивым автомобилям европейских водителей. На российских же дорогах, даже в богатой иномарками столице, новинка выглядит прямо пришельцем из космоса.
Производитель причисляет автомобиль к компакт-классу, но по нашим меркам "малыш" S40 (седан) весьма объемист. Если к "сорок первому" "Москвичу" приладить багажник, то он будет все же чуть поменьше. Потому и размеры салона шведской машины устроят даже самого придирчивого покупателя, а об отделке и говорить не приходится - она на высоте. Сдается, скандинавы прекрасно изучили эти проблемы - "Вольво" в тесноте еще никто не обвинял. Новинка не выпадает из правила - размещение внутри, посадка-высадка удобны пассажирам любой комплекции. Нижняя подушка заднего сиденья легко трансформируется, образуя два миниатюрных детских кресла. Причем подрастающее поколение пользуется обычными "взрослыми" ремнями безопасности.
Багажники автомобилей довольно вместительные, особенно у V40. Погрузочная высота невелика - крышка багажника или пятая дверь доходят до бампера. Спинки задних сидений складываются по частям в соотношении 2:1. Машины, участвовавшие в тесте, были обуты в широкие шины "Пирелли" 205/50 R15 (также встречается комплектация 195/55 R15). Неглубокая подштамповка в полу багажника, увы, не вмещает запаску такого размера. Шведы предложили любопытный компромисс: вместо "блинчика", ставшего за рубежом обычным, в нишу уложили колесо с покрышкой 175/70 R14 - поуже штатного, диск на размер меньше, но наружные диаметры резервной и основной "обувки" в сборе совпадают - главное, на такой запаске можно долго ехать, почти не снижая скорости.
В отличие от многих фирм, "Вольво" прилагает расширенный набор инструмента - вплоть до "крокодилов" для соединения двух аккумуляторов с подробной инструкцией. Впрочем, российские шоферы процедуру "прикуривания" вспомнят и без шпаргалки, а вот за инструмент не раз помянут добрым словом.
Рабочее место водителя. Об удобной посадке мы уже говорили. Сиденье водителя не исключение: диапазон регулировок достаточно широк - человек любого роста и комплекции подгонит его так, чтобы не было тесно. Северное происхождение машины выдает штатный (!) электроподогрев передних сидений. Несмотря на четыре спицы и громоздкую ступицу, рулевое колесо хорошо лежит в руках и "потерять" его даже при энергичном вращении достаточно трудно.
Педали тормоза и газа сближены - можно переносить ступню с одной педали на другую, не отрывая пятку от пола. Сцепление отодвинуто левее, рядом с ним - широкая площадка для отдыха. А вот впечатление о четком включении передач несколько портит неудачный пластиковый набалдашник рычага. Казалось, мелочь, но удобно взяться никак не удается. Невольно вспомнился обычный "жигулевский" шарик - положил на него ладонь, охватил пальцами - и включай любую передачу. Впрочем, этот мелкий огрех легко устранить.
На приборной панели три круглых циферблата - тахометр, спидометр и индикатор маршрутного компьютера. Последний полезен тем, кто старается сэкономить деньги или хочет узнать какие-нибудь дополнительные данные. Пожалуйста: мгновенный и средний расход топлива, температура охлаждающей жидкости и масла, суточный пробег, средняя скорость, остаток горючего в баке. Остальную информацию высвечивают контрольные лампы. Кнопки, тумблеры, подрулевые переключатели снабжены понятными пиктограммами, к ним привыкаешь в считанные минуты. Куда важнее обзорность с места водителя. Когда смотришь вперед или вбок, проблем не возникает. Наружные зеркала тоже удобны. Внутреннее, напротив, слишком узкое и отражает, в основном, подголовники задних сидений и полку багажника. Короче говоря, хочешь поиграть в гляделки с пассажирами - оставляй штатное, для наблюдения за дорогой лучше поискать другое. Когда подаешь седан S40 задним ходом, широкие стойки крыши, небольшое заднее стекло, высокий багажник, а у некоторых модификаций еще и закрепленный на нем спойлер сильно ограничивают обзор. Порой приходится при парковке открывать дверь и высовываться наружу. Внешние зеркала тут мало помогают - они панорамные, а потому искажают ощущение расстояния. Универсал V40 тоже не лишен недостатков, но вопреки ожиданиям видишь из него больше и задний габарит чувствуешь лучше.
Движение. За время теста удалось опробовать несколько моделей с бензиновыми двигателями 1,8 и 2,0 литра. Признаюсь, существенной разницы не ощутил. Во всяком случае, когда багажник пуст, а в салоне лишь водитель и пассажир, оба мотора резво разгоняют машину - "Вольво" набирает "сотню" секунд за десять. Это подтверждают и заводские данные. Даже на горной дороге, где приходилось штурмовать перевалы и карабкаться на крутые подъемы, слабейший немного проиграл более мощному. Вероятно, с полной нагрузкой автомобили ведут себя иначе. Думаю, отсутствие различий связано не с тем, что плох двухлитровый силовой агрегат. Скорее наоборот - очень хорош двигатель объемом 1,8 литра.
Курсовая устойчивость "Вольво" высока - автомобиль отлично держит дорогу, едва реагирует на сильные порывы ветра, не рыскает, преодолевая неровности. Хотя, конечно, мелкие выбоины на тех шоссе не чета нашим колдобинам. А вот о поведении машины в критических режимах доводилось слышать от коллег нелестные отзывы. Сетовали на низкую информативность рулевого управления с гидроусилителем. Согласен, если доверять ощущениям, "Вольво" кажется не такой острой, как вазовская "восьмерка". На деле же удобство от пользования гидроусилителем - вопрос привычки и квалификации водителя. Им пользуются большинство зарубежных автомобилистов, включая гонщиков-профессионалов. Вращать руль на извилистых трассах с ним легче, к тому же толчки от неровностей дорожного покрытия почти не передаются на рулевое колесо. Что касается "Вольво", то в горах на нем шустро проходишь такие виражи, в которые эталонную для нас "восьмерку" на той же скорости вписал бы с великим трудом.
К тормозам (дисковые спереди и сзади) нареканий нет. АБС, штатная для всех S40/V40, работает эффективно. А в дополнение к ней можно заказать систему поддержки динамической устойчивости (DSA), которая предотвращает пробуксовку ведущих колес при езде.
Обратил внимание еще на одно полезное устройство - очиститель фар. Это не струйный омыватель, часто встречающийся на иномарках, но малоэффективный у нас, скажем, в районах Черноземья. "Вольво" комплектуют мощными щетками с омывателем. Алгоритм их включения хорошо знаком водителям "восьмерок", "пятерок" или "нив". Фары очищаются всякий раз, когда при включенном ближнем свете пользуются омывателем ветрового стекла.
Комфорт. Семейство S40/V40 оснащают подвесками двух типов - комфортабельной и спортивной. У последней изменены характеристики амортизаторов и повышена жесткость стабилизатора поперечной устойчивости. При движении по ровному шоссе разница почти незаметна - спортивная оснастка не превращает машину в трясучую телегу. А вот на горном серпантине модификации различить легко - комфортабельная выдает себя повышенными кренами кузова, чуть раньше начинают "петь" покрышки. Но то, как говорится, в парниковых условиях. На российском асфальте, где пологие волны соседствуют с мелкой зыбью, выбоинами, трамвайными путями или железнодорожными переездами, преимущество более жесткого автомобиля над вальяжным станет очевидным.
Для создания уюта служит целая стратегия. Можно свободно комбинировать моторы, расцветку кузова и отделки, ее материалы по своему вкусу и потребностям. Стандартный набор оборудования сам по себе неплох - отдельные элементы уже упоминались. Но его можно расширить, выбрав что-нибудь из богатого списка опций. Существуют и готовые варианты комплектации: аудио, комфорт, семья, спорт, бизнес, зима, досуг, а также их комбинации.
Традиционна для "Вольво" забота о безопасности. Автомобили компакт-класса короче старших братьев - в них меньше пространства для поглощения энергии удара в случае аварии. Однако кузов сконструирован так, что машины семейства S40/V40 отвечают тем же стандартам безопасности, что и "Вольво" 850-й серии. Их тоже оснащают подушками для водителя и пассажира, системой предварительного натяжения ремней, защитой от удара в борт (SIPS), боковыми подушками, спрятанными в спинках сидений.
Конечно, комфорт, качество сборки, безопасность, престиж марки "Вольво" стоят недешево. Заводская цена седана S40 с двигателем 1,8 л - 20 000 долларов США, универсала V40 с 2-литровым мотором - 22 500. Но несмотря на дороговизну, шведские автомобили издавна пользуются спросом в России - репутация надежной машины устойчива. Судя по первым впечатлениям, новая модель унаследовала лучшие семейные черты.
Технические характеристики автомобиля "Volvo S40-1,8" (в скобках - отличающиеся параметры универсала "Volvo V40-2,0")
Общие данные: число мест - 5; снаряженная масса - 1200 (1224) кг; максимальная скорость - 195 (210) км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 10,5 (9,3) с; средний расход топлива - 7,8 (8,4) л/100 км; запас топлива - 60 л. Размеры, мм: длина - 4483; ширина - 1720; высота - 1392; база - 2550; колея колес: передних - 1450, задних - 1474; объем багажника - 415 (949/1928) л; погрузочная высота - 670 (510) мм. Двигатель: бензиновый, четырехцилиндровый, рядный, 4 клапана на цилиндр; расположен впереди поперечно; диаметр цилиндра и ход поршня - 83х80 (83х90) мм; рабочий объем - 1731 (1948) смз; степень сжатия - 10,5; мощность - 85 кВт/115 л. с. (100 кВт/137 л. с.) при 5500 (6100) об/мин; максимальный крутящий момент - 165 (183) Н.м при 4100 (4500) об/мин. Трансмиссия: привод - на передние колеса; коробка передач - механическая пятиступенчатая; передаточные числа: I - 3,36; II - 2,05 (1,86); III - 1,32; IV - 0,97; V - 0,76; з. х. - 3,55; главная передача - 3,87 (4,07). Подвеска: передняя - независимая, типа "Мак-Ферсон", задняя - независимая многорычажная. Тормоза: с усилителем и АБС; впереди - дисковые вентилируемые, сзади - дисковые. Размер шин - 195/55 R15.
Резюме. "Вольво" компакт-класса - современный, комфортабельный, привлекательный внешне автомобиль, способный выдержать испытание дорогами России. Тем, кто хочет получить не только престижную, но и практичную машину, советуем обратить внимание на универсал V40.