В тесте участвуют автомобили: Volvo XC90
Внедорожник Volvo XC90 получил новый 4,4-литровый двигатель V8
Герою известной песни не хватало зимою — лета, осенью — весны, а Volvo XC90 до сих пор недоставало мотора столь внушительного объема. Ведь все одноклассники «премиум-паркетника» давно уже оснащаются различными «восьмерками» аналогичного объема — это и BMW X5 4.4, и VW Touareg 4.2, и другие.
К сожалению, появление крупнообъемных силовых агрегатов у того или иного внедорожника чаще всего вызвано тем, что производящая его фирма нацелилась на рынок США (американцы предпочитают большие внедорожники с мощными моторами и не склонны подсчитывать расход топлива).
Интересно, что рождение Volvo XC90 V8 компрометирует идеи российских «патриотов», убежденных противников глобализации. Судите сами: владелец бренда — «Ford », кузов новинки — детище «Volvo », а 4,4-литровый двигатель — «Yamaha».
Вот такой капиталистический интернационал.
На североамериканском рынке сегодня продается 60% всех выпускаемых XC90, и чтобы поднять этот процент, «вольвовцы» решили оснастить свой «паркетник» более мощным движком. И не просто мощным, а еще и не обремененным всякими там модными в Европе, а особенно в скандинавских странах, турбинами, компрессорами и прочими «наворотами», позволяющими из малого объема мотора «выжать» как можно больше «лошадей». Кстати, многие могли бы удивиться, почему «Volvo » пришлось искать такой двигатель на «стороне», ведь у хозяев — «Ford » — подобных моторов навалом. У американских джипов литраж силового агрегата — особая гордость. Не зря же даже баварцы стали оснащать свои Х5 еще и 4,8-литровым «силовиком», чтобы приблизиться к менталитету заокеанского потребителя. Все дело в конструкции кузова Volvo XC90 — под капот мотор можно поставить только поперек. Конечно, места там хватило бы и для «продольной жизни» «восьмерки», но тогда не осталось бы энергопоглощающей зоны деформации. А как известно, именно высочайшая пассивная безопасность автомобилей — конек марки «Volvo ». Иначе инженерам компании пришлось бы менять конструкцию кузова XC90 (фактически разрабатывать новую модель, что стоит немалых средств, а главное, времени). Спасли японцы, давно сотрудничающие со шведами. Этот 4,4-литровый 8-цилиндровый 32-клапанный двигатель исключительно компактен, потому что имеет 60-градусный развал между двумя блоками цилиндров — отличный от более распространенного 90-градусного, принятого на большинстве V-образных силовых агрегатов. Благодаря чему он и вписался в моторный отсек «девяностого». При этом движок обладает всеми «прелестями» объемных «восьмерок» — развивает 315 л.с., а его крутящий момент (важнейшая характеристика двигателя V8) равен внушительным 440 Нм при 3900 об/мин. Этот четырехклапанный двигатель оснащен системой постоянно изменяемых фаз впуска и выпуска (CVVT) — система регулирует моменты открытия клапанов в соответствии с текущими оборотами двигателя и нагрузкой. В результате он работает более экономично, уменьшается расход топлива, снижается количество токсичных выхлопов и повышаются динамические характеристики. Ну что еще нужно привередливому американцу?
Включаем «drive» в напольном «автомате», нажимаем на длинноходную педаль газа... и двухтонный Volvo XC90 V8 с легкостью стартует с места — 7,3 секунды до «сотни» говорят сами за себя. А с отключенной системой стабилизации машина способна тронуться аж с пробуксовкой. Дальше автомобиль разгоняется ровно и напористо. Кстати, если кому-то показалось, что достаточно поставить на автомобиль мотор помощнее и он поедет побыстрее, то они сильно ошибаются. Конечно, не обошлось без замены на новую и автоматической коробки передач. До сих пор на топ-версии XC90 Т6 ставили 4-ступенчатый «автомат». Нынешний Geartronic — 6-ступенчатый агрегат Aisin AW — плавно перебирает передачи благодаря оптимальному подбору передаточных чисел. Да и алгоритм переключения достаточно хорош — «автомат» быстро адаптируется к активной манере езды. При утопленной педали газа он не спешит переходить на повышающую ступень, а при повторном нажатии в пол «спрыгивает» на пониженную передачу. И ручной режим здесь честный — коробка сама не переходит ни «вверх», ни «вниз». Конечно, «автомат» не самый «скорострельный», но гораздо лучше прежнего. Если бы еще селектор «автомата» при переводе в положение «drive» не соскакивал в ручной режим — вообще не за что было бы зацепиться.
Новый двигатель и коробка «потянули» за собой изменения и в системе полного привода. Нет, кардинальные не понадобились — в нормальных условиях почти 100% крутящего момента подводится к передним колесам, и лишь в случае их пробуксовки момент с помощью муфты Haldex подается назад. Теперь система полного привода AWD с электронным управлением дополнена функцией Instant Traction — другими словами, Haldex обзавелся «преднатягом». При старте с места муфта частично заблокирована и «расслабляется» только после набора скорости в 15 км/ч. Естественно, подумали и о том, чтобы она выдерживала заметно возросший крутящий момент двигателя.
А вот подвеску переделывать не пришлось — как и прежде, ее «настройки» зависят не от двигателя, а от массы автомобиля, то есть от его комплектации. На XC90 V8 она удивительным образом «подсобралась» — во всяком случае, крены кузова стали значительно меньшими по сравнению с XC90, оснащенными рядными моторами. Курсовая устойчивость «девяностого» и до нововведений была отличной. Управлять автомобилем одно удовольствие, если не зацикливаться на «странностях» работы усилителя руля да надеть перчатки, чтобы не запотевали ладони на деревянной «баранке». Хотя само по себе мультифункциональное рулевое колесо с деревянным ободом смотрится великолепно. Единственная загвоздка — шикарные кожаные кресла так и не получили боковой поддержки, и водитель с пассажиром вынуждены держать тело в виражах самостоятельно. Наверное, поэтому на передних стойках появились ручки. Жаль только, что они больше подходят для узких женских ладоней, да еще расположены в зонах видимости боковых зеркал, — пассажир своей рукой перекрывает обзор.
Внешность Volvo XC90 с новым мотором тоже осталась «вольвовской» — «клюв» в стиле нынешних легковушек S60 и S80, вертикальные «гирлянды» задних фонарей — как на универсалах компании. Лишь на решетке радиатора графитно-серого цвета красуется шильдик «V8»; конечно, найдете вы его и на заднем борту. Кстати, пятая дверь XC90 состоит из двух частей — одна побольше, открывается вверх, другая (нижняя треть) — откидывается подобно борту у пикапа. Такая схема хороша для перевозки длинномеров, например, трехметровых досок. А в остальных случаях «откидушка» лишь затрудняет доступ вглубь багажника, хотя, с другой стороны, пользователи никогда не испачкают брюки о грязный бампер. Справедливости ради стоит отметить, что не только надписи говорят о том, что это топ-версия «девяностого». В первую очередь бросаются в глаза новые 18-дюймовые колеса, хромированная отделка воздухозаборников в бампере, две выхлопные трубы и менее заметные нюансы типа окрашенных в цвет кузова молдингов и ручек дверей.
По-прежнему Volvo XC90 предлагает владельцу максимум комфорта. В салоне машины есть все необходимое для длительных поездок. Кроме ставших обязательными для такого класса машин всевозможных электроприводов присутствует и встроенный телефон, и отличная «музыка» высочайшего класса, и даже кассетница для хранения компакт-дисков. Собственно, легче перечислить, чего нет в оборудовании довольно просторного салона. А о том, что места в нем хоть отбавляй, говорит тот факт, что можно заказать семиместный вариант XC90, где в багажном отсеке будут стоять два полноценных, легко убираемых в пол кресла.
Возможно, Volvo XC90 V8 сможет отвлечь на себя внимание потенциальных покупателей того же BMW X5 4.4. Хотя даже более низкая цена XC90 (разница с X5 составит около $10 000) вряд ли «перебьет» престиж баварской марки, особенно в России, где «крутизне» уделяют повышенное внимание. А потом, для человека, способного выложить $100 000 за автомобиль, такая разница несущественна...