В тесте участвуют автомобили: Fiat Marea, Opel Vectra, Peugeot 406
Посмотреть другие фото (6) |
Сегодня в транспортном потоке на наших дорогах все больше и больше появляется иномарок-универсалов.Что побуждает человека, способного выложить $20-30 тыс. на покупку машины, остановить свой выбор не на седане или купе, а на менее престижном утилитарном автомобиле? Это может быть страсть к путешествиям, необходимость часто перевозить объемистое спортивное снаряжение или другую поклажу, наконец, просто прагматичный склад ума. Посмотрим, что это такое - современный европейский универсал, сравнивая три новинки.
"Национальность" автомобилей наиболее ярко выражена в их внешнем облике: ФИАТ - по-итальянски горяч, экспрессивен, что подчеркнуто оригинальными дизайнерскими решениями, "Опель" - по-немецки сдержан и функционален, "Пежо" - по-французски элегантен.
Все универсалы несколько длиннее седанов, на базе которых они сделаны, но у "406-го" это наиболее заметно - "Брейк" на добрых четверть метра длиннее "коллег-соперников".
Шестнадцатиклапанные двигатели ФИАТа и "Опеля" практически не отличаются от тех, что поставляются в Европу. А вот специалисты "Пежо" посчитали оптимальным для России более простой восьмиклапанный мотор с пониженной степенью сжатия. Подвеска всех автомобилей подверглась доработке - увеличен дорожный просвет, а более жесткие пружины имеют большую энергоемкость. На ФИАТе тонкий пластмассовый экран предохранит моторный отсек только от брызг и грязи, на "Опеле" щедро перфорированный стальной лист обезопасит от камней и коряг, а на "Пежо" железный лист без каких-либо отверстий обеспечит двигателю и чистоту, и неуязвимость.
Бросается в глаза и разница между мощными, длинными лонжеронами на "Опеле" и "Пежо" и двумя плоскими, полуметровой длины, накладками в передней части днища ФИАТа. Вероятно, именно этим в значительной мере можно объяснить, что, когда одно заднее колесо "итальянца" окажется на десятисантиметровом бугорке, кузов перекашивается и двери при этом закрываются с металлическим стуком.
По удобству посадки-высадки всей тройке можно поставить оценку "удовлетворительно". На "Уикэнде" требуется большое усилие при закрывании дверей - хлопаешь ими, как на грузовике. Между прочим, именно эта машина понравится больше других рассеянным водителям: здесь центральный замок не сработает, если одна из дверей неплотно закрыта. У "Каравана" внутренние ручки заставляют до упора выворачивать кисть. '"Брейк" может похвастать большими дверными проемами, но это преимущество "компенсируется" неудобными наружными дверными ручками, в стиле "Москвича-2140", и отсутствием видимых снаружи кнопок запирания дверей.
Заднее сиденье оказалось наиболее тесным у ФИАТа: здесь удобно разместятся только двое. Ширина же салона для плеч трех мужчин средней комплекции уже недостаточна. Правда, "горб" на спинке "выдавливает" среднего пассажира из общего ряда вперед и тем самым дает возможность развернуть плечи почти без помех. Головы же двух крайних седоков оказываются вблизи от расположенных на стойках довольно твердых плафонов освещения. Заднее сиденье "Опеля" оказалось неожиданно просторным: существенно больше места для ног и несколько шире "в плечах". Втроем можно устроиться уже вполне уютно, правда, "горб "на спинке, хотя и меньших размеров, присутствует и здесь. Больше всего повезет пассажирам "Пежо" - у него салон самый просторный. Кроме того, спинки передних сидений сделаны с углублениями, так что даже в крайнем заднем положении в них не упираются колени пассажиров второго ряда. Заднее сиденье напоминает мягкий диван без ярко выраженных посадочных мест - три человека разместятся здесь почти так же удобно, как и два. Центрального подлокотника на нашем "'Брейке" сзади не было, зато только он, в отличие от конкурентов, мог похвастаться полностью опускающимися задними стеклами.
Все машины снабжены пятью подголовниками. У "Уикэнда" сзади они не препятствуют обзору, поскольку могут опускаться вровень со спинкой, а при ее раскладывании их нет надобности демонтировать. На "Караване" утапливается только центральный подголовник второго ряда, четыре же других твердостью и размерами больше напоминают упертый в затылок кулак. Козырь подголовников "Брейка" - их мягкость.
Передний пассажир будет чувствовать себя достаточно комфортно во всех трех автомобилях. "Перчаточный" ящик на итальянской машине самых скромных размеров. На немецкой - узкий и глубокий, как нора. Открывать его удобно только правой рукой, а крышка упирается в колени. У французской же - наиболее объемистая "корзинка", да еще и запираемая на замок.
Быстрее всех подгонит сиденье водитель "Пежо" - здесь только две привычные механические регулировки. Водитель "Опеля" сможет, кроме того, подвигать сиденье вверх-вниз, а ФИАТа - еще и изменить поясничный подпор - тоже вручную. Все кресла, включая довольно мягкое французское, имеют неплохую боковую поддержку. Только на "Опеле" не предусмотрена регулировка высоты расположения руля. Рычаг коробки передач самый легкий, пожалуй, у "406-го", но вот "ручник" оказался далеко сзади. На "Мареа-Уикэнд" четвертая передача и "задний ход" расположены слишком "близко", а подлокотник мешает дотягиваться до стояночного тормоза. У "Вектры" есть блокировка случайного включения передачи заднего хода: надо поднять "манетку" на рычаге коробки передач.
Остальные органы управления достаточно традиционны, и к ним сразу же привыкаешь. Исключение составляют, пожалуй, лишь "перегруженный" правый подрулевой переключатель на ФИАТе - дань богатой комплектации машины, да кнопка звукового сигнала, расположенная на "Пежо" традиционно по-французски - в торце левого подрулевого переключателя. Кроме того, не совсем привычно на этих двух автомобилях работает светотехника: на первом при выключении зажигания гаснет все наружное освещение, включая "габариты", на втором, при аналогичной операции, не гаснет ничего, даже дальний свет фар. На "Опеле" необычен только вращающийся переключатель положения внутреннего зеркала заднего вида, который требует большего внимания, чем привычный рычажок. Обзорность из каждого автомобиля имеет свои особенности. У "Мареа-Уикэнд" не виден край капота и весьма массивны стойки. На "Вектре" край капота виден хорошо, стойки менее массивны, но наружные зеркала напоминают лепестки не только формой, но и размером. Обозревать окрестности из "406-го", пожалуй, наиболее удобно. Что удивительно - даже три подголовника второго ряда почти не мешают смотреть назад. Единственное замечание - толстые задние стойки кузова.
Большой удобный "багажник" - краса и гордость универсалов. Самый вместительный он - у "Пежо-Брейк", хотя вариантов трансформации всего один, поскольку спинка заднего сиденья на нашей машине оказалась цельная. Образующаяся при этом площадка длиной 1820 мм позволяет с комфортом разместиться здесь на ночлег.
Расположенные под полом пружины подвески обеспечили "Уикэнду" самое большое пространство между колесными арками - 1030 мм. Двухсекционная дверь позволяет перевозить очень длинные плоские грузы, выступающие в открытый проем только нижней части. Существенных преимуществ при погрузке-разгрузке поклажи умеренных размеров откидывающаяся полка не дает, поскольку погрузочная высота практически одинакова у всех трех автомобилей, а вот тянуться в глубь багажного отсека приходится дальше ровно на ширину полки.
"Опель-Караван" обладает "багажником" самых скромных размеров, но имеет наиболее широкий в верхней части проем пятой двери, что весьма существенно при перевозке, скажем, телевизора с диагональю от метра и выше. Вариантов трансформации две последние машины предлагают предостаточно, поскольку их задние сиденья складываются в пропорции 40:60 (на ФИАТе узкая часть расположена слева, а на "Опеле" - справа). Кроме того, в нишах центральных подлокотников имеются люки, удобные для перевозки, например лыж. Сверху все "багажники" прикрыты полужесткими полками. Под полом - ниши с полноразмерными запасными колесами, но смонтированными на простых железных дисках. Инструмент - самый необходимый: домкрат, колесный ключ, съемная буксирная проушина, иногда - отвертка.
Различная мощность моторов обусловила вполне прогнозируемые различия в динамических качествах автомобилей. Добавим к этому, что у ФИАТа наиболее острое рулевое управление и жесткая подвеска, чутко реагирующая на качество дорожного покрытия. "Опель" может похвастать короткими и четкими ходами рычага коробки передач. "Пежо" обладает самой мягкой подвеской, которая "деликатно" несет машину через все колдобины. Но вот ход сцепления у него велик, а на педали акселератора ощущается какая-то дрожь. Да и мотор кажется излишне громким, вероятно, из-за отсутствия шумоизоляции на внутренней стороне капота.
ФИАТ и "Опель" по-европейски требовательны к качеству бензина - только неэтилированный "95-й". "Пежо" более покладист и удовлетворится "92-м", причем даже этилированным, поскольку на нем отсутствует каталитический нейтрализатор. На все три модели дается годовая гарантия без ограничения пробега. Осуществить ее в России можно, соответственно, на семи, четырех и трех станциях технического обслуживания, нормо-час работ на которых стоит 45, 36 и 43 доллара.
"ФИАТ-Мареа-Уикэнд 1,8 16 V"
Техническая характеристика автомобиля
Общие данные: число мест - 5; снаряженная масса - 1255 кг; полная масса 1850 кг; максимальная скорость - 193 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 10,6 с; расход топлива при 90,120 км/ч и в ГЦ - 6,0; 7,8;10,1 л/100 км; запас топлива - 63 л; топливо - неэтилированный бензин АИ-95.Размеры, мм: длина - 4485; ширина - 1740; высота - 1510; база - 2540; колея спереди/сзади - 1480/1455, дорожный просвет - 170; объем багажника - 500/1550 л; радиус поворота - 5,4 м. Двигатель: 16-клапанный 4-цилиндровый рядный, с двумя распредвалами и распределенным электронным впрыском, расположен спереди поперечно; рабочий объем - 1747 смз; диаметр цилиндра и ход поршня - 82,0 х 82,7 мм; степень сжатия - 10,3; мощность - 83 кВт/113 л.с. при 5800 об/мин; максимальный крутящий момент - 154 Н.м при 4400 об/мин. Трансмиссия: привод на передние колеса; коробка передач - механическая пятиступенчатая; передаточные числа: I - 3,91; II - 2,24; III - 1,52; IV - 1,16; V - 0,95; з.х. - 3,91; главная передача - 3,56. Подвеска: независимая, со стабилизаторами поперечной устойчивости, собрана на подрамниках; передняя - типа "Мак-Ферсон", задняя - на одиночных продольных рычагах. Тормоза: гидравлические, с вакуумным усилителем и АБС; передние - вентилируемые дисковые, задние - барабанные. Рулевое управление: реечное с гидроусилителем. Размер шин: 195/55R15
Пятидверный универсал "ФИАТ-Мареа-Уикэнд" и четырехдверный седан "ФИАТ-Мареа" дебютировали в июле 1996 года, как логическое развитие представленного годом раньше дуэта " Браво "/" Брава " с кузовами трех- и пятидверный хэтчбек (ЗР, 1996 № 6.) Оба автомобиля могут быть оснащены бензиновыми моторами рабочим объемом 1,4; 1,6; 1,8 и 2,9 л или 1,9- и 2,4-литровыми турбодизелями. Коробки передач - пятиступенчатая механическая и четырехступенчатый "автомат" (только с двигателем 1,6 л).
+ Оригинальный дизайн, острое рулевое управление, хороший обзор назад.
- Малая жесткость кузова на кручение, жесткая подвеска, тесный сзади салон.
Резюме. Темпераментный автомобиль для активной езды по хорошим дорогам.
"Опель Вектра-Караван 2,0 16 V"
Техническая характеристика автомобиля
Общие данные: число мест - 5; снаряженная масса - 1320 кг; полная масса - 1910 кг; максимальная скорость - 207 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 10,5 с; расход топлива при 90,120 км/ч и в ГЦ - 6,1; 7,6; 10,0 л/100 км; запас топлива - 60 л; топливо - неэтилированный бензин АИ-95. Размеры, мм: длина - 4490; ширина - 1710; высота - 1450; база - 2640; колея спереди/сзади - 1480/1470; дорожный просвет - 140; объем багажника - 460/1490 л; радиус поворота - 5,7 м. Двигатель: 16-клапанный 4-цилиндровый рядный, с двумя распредвалами и распределенным электронным впрыском, расположен спереди поперечно; рабочий объем - 1998 смз; диаметр цилиндра и ход поршня - 86,0 х 86,0; степень сжатия - 9,2; мощность - 100 кВт/136 л.с. при 5600 об/мин; максимальный крутящий момент - 188 Н.м при 3200 об/мин. Трансмиссия: привод на передние колеса; коробка передач - механическая 5-ступенчатая; передаточные числа: I - 3,58; II - 1,88; III - 1,23; IV - 0,92; V - 0,74; з.х - 3,33; главная передача - 3,94. Подвеска: независимая, со стабилизаторами поперечной устойчивости, собрана на подрамниках, передняя - типа "Мак-Ферсон", задняя - трехрычажная. Тормоза: гидравлические, с вакуумным усилителем и АБС, дисковые, передние - вентилируемые. Рулевое управление: реечное с гидроусилителем. Размер шин: 195/65R15.
Универсал " Опель Вектра-Караван" был показан в августе 1996-го, через год после выхода в свет новой "Вектры" с кузовами седан и хэтчбек. Двигатели - бензиновые рабочим объемом 1,6; 1,8; 2,0 и 2,5 л или 1,7- и 2,0-литровые турбодизели. Коробки передач - пятиступенчатая механическая или четырехступенчатая автоматическая (кроме машин с восьмиклапанной версией мотора 1,6 л и дизелями).
+ Широкий вверху проем пятой двери, хорошие динамические качества.
- Высокая цена, неудобные дверные ручки, жесткие подголовники.
Резюме. Удачный компромисс между респектабельностью и практичностью.
"Peugeot 406-Брейк 1,8"
Техническая характеристика автомобиля
Общие даные: число мест - 5; снаряженная масса - 1310 кг; полная масса - 1805 кг; максимальная скорость - 185 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 12,5 с; расход топлива при 90,120 км/ч и в ГЦ - 6,1; 7,6; 10,9 л/10О км; запас топлива - 70 л; топливо - бензин АИ-92, допустим этилированный. Размеры, мм: длина - 4725; ширина - 1760; высота - 1500; база - 2700; колея спереди/сзади - 1500/1480, дорожный просвет - 180; объем багажника - 525/1740 л; радиус поворота - 6,0 м. Двигатель: 8-клапанный 4-цилиндровый рядный, с распределенным электронным впрыском, расположен спереди поперечно; рабочий объем - 1761 смз; диаметр цилиндра и ход поршня - 83,0 х 81,4; степень сжатия - 9,2; мощность - 70 кВт/97 л.с. при 6000 об/мин; максимальный крутящий момент - 145 Н.м при 3000 об/мин. Трансмиссия: привод на передние колеса; коробка передач - механическая пятиступенчатая; передаточные числа: I - 3,46; II - 1,87; III - 1,36; IV - 1,05; V - 0,80; з.х - 3,33; главная передача - 4,16. Подвеска: независимая, со стабилизаторами поперечной устойчивости, собрана на подрамниках; передняя - типа "Мак-Ферсон", задняя - четырехрычажная. Тормоза: гидравлические, с вакуумным усилителем, передние - вентилируемые дисковые, задние - барабанные. Рулевое управление: реечное с гидроусилителем. Размер шин: 195/65R15.
Универсал "Peugeot 406-Брейк" был представлен публике осенью 1996 года, чуть больше года спустя после премьеры нового "Peugeot 406" с кузовом седан. На эти машины устанавливают бензиновые двигатели рабочим объемом 1,6 (кроме универсала); 1,8; 2,0 и 2,9 л или 1,9- и 2,1- литровые турбодизели. Коробки передач - пятиступенчатая механическая или четырехступенчатая автоматическая (только с атмосферными версиями 2,0- и 2,9-литровых моторов).
+ Низкая цена, просторный салон, мягкая подвеска, "92-й" бензин.
- Шумный мотор, дрожь на педали акселератора, аскетичный интерьер.
Резюме. "Много автомобиля" за умеренные деньги. Спокойная, просторная семейная машина.