Ведь с технической точки зрения автомобиль был бесподобен. Многорычажные подвески, система "подруливания" задних колес, хитроумный межколесный дифференциал, усилитель рулевого управления, изменяющий характеристики в зависимости от скорости, и самое главное -- буквы VTEC на клапанной крышке. В этих четырех буквах все: и великолепная топливная экономичность, и бешеный темперамент, и "честные", безнаддувные лошадиные силы.
ФОРСАЖ
Двигателей на Prelude было только два. Базовый 2,0-литровый мощностью 133 л.с. и знаменитый 2,2-литровый. Для настоящих "хондоводов" существует только последний. Он выпускался в двух версиях: VTI (185 л.с.) и VTI-S (200 л.с.). При этом "эска" отличается другим блоком управления двигателем и доработанной системой питания.
Еще 2,2-литровый мотор оснащен знаменитой системой изменения фаз газораспределения VTEC, которая для неподготовленного водителя может оказаться сюрпризом. "Ну не может обычный мотор так ускоряться, так подхватывать на высоких оборотах!" -- это первое, что приходит в голову во время поездки. Там, где у остальных "подхват" заканчивается, у VTEC он только начинается -- с 5000 об./мин.
Несмотря на "форсированность", двигатели отличаются высоким моторесурсом. Пробег в 300--400 тысяч -- для них не предел. Главное -- своевременный уход. Использование масла качеством не ниже SJ и строгое соблюдение интервалов его замены. В наших условиях лучше менять масло каждые 10 000 километров. Если машину постоянно гоняют на предельных режимах, интервалы рекомендуется сократить.
Итак, у машины много особенностей. Есть и интересный нюанс со свечами. Лучше использовать фирменные, так как многоэлектродные свечи других производителей нагружают систему зажигания, что чревато потерей коммутатора ($205) или бобины ($99). Для двухлитрового мотора можно найти свечи и по $10 за штуку, а вот владельцам 2,2-литрового повезло меньше -- $35 за платиновую свечу, рассчитанную на 100 тысяч км пробега. Но, как говорится, Honda полагает, а наш бензин располагает. Российский 95-й может "прикончить" свечи и через 15--20 тысяч км пробега. По той же причине за 60--80 тыс. км выходит из строя лямбда-зонд ($260). К 70--80 тыс. км засоряются форсунки. Проблема решается снятием форсунок и чисткой их ультразвуком ($100). Других вариантов нет -- Honda категорически не рекомендует химические промывки. То же самое касается чистки двигателя от нагара. И хотя "укатать" до такого состояния машину сложно, но если это случилось -- только разборка мотора и чистка деталей! О химических методах забудьте.
Ремни ГРМ ($48) и балансирного вала ($45) "ходят" по 100 тыс. км -- это приятный сюрприз по сравнению с европейскими одноклассниками.
ФИРМА!
Honda Prelude оснащалась как механическими, так и автоматическими коробками передач. Все они достаточно надежны. В механической трансмиссии требуется замена масла ($42) каждые 40 000 км. Причем не простого, а фирменного, "хондовского". Правда, вместо него можно использовать обычное моторное, вязкостью 10W40. И, как показывает практика, хуже от этого трансмиссии не становится. "Автоматы" у Honda хорошие, с возможностью ручного переключения передач. Хлопот они обычно не доставляют. Главное -- опять же вовремя поменять масло ($21). Впрочем, если ездите вы "жестко", то сроки нужно сократить. В противном случае ремонт КПП обеспечен. Сцепление на "механике" служит ровно столько, сколько отпустит ему води тель. В среднем оно выдерживает гораздо больше 100 тыс. км, но находятся уникумы, которые "убивают" его гораздо быстрее. Совсем не помешает следить за пыльниками ШРУСов ($85). После двух московских зим они обычно требуют замены. Просьбу нужно удовлетворить, иначе "взбунтуются" сами ШРУСы.
На некоторых Prelude установлена система перераспределения крутящего момента между ведущими колесами ATTS. Она не дает пробуксовывать в повороте разгруженному колесу, передавая тяговую силу на другое. Это позволяет раньше открывать "газ" на выходе из поворота. ATTS представляет собой сложный механизм с планетарными передачами и двумя многодисковыми пакетами фрикционов. Блок управления может блокировать фрикционы, перебрасывая на противоположное колесо до 80 процентов крутящего момента. Как всегда у Honda, система весьма сложная, но надежная. И еще: ATTS требует лишь замены жидкости ATF каждые 100 000 пробега -- вот и все.
БЕЗЗАБОТНАЯ ЮНОСТЬ
Подвеска Prelude -- другим наука. Первые два-три года эксплуатации она не требует ни забот, ни хлопот. Два поперечных рычага и один продольный -- эта схема "обкатана" на других моделях и дает превосходный результат. Она отлично переносит наши дороги, и "ходимость" деталей для спортивного автомобиля просто потрясающая.
Но первыми "сдаются" втулки переднего стабилизатора поперечной устойчивости ($20) -- к 100--120 тысячам км пробега. Многое, конечно, зависит от стиля езды, но тем не менее. Далее в списке значатся передние шаровые опоры (верхние -- $230, нижние -- $436). По опыту предыдущих поколений можно сказать, что элементные замены в подвеске начнут беспокоить владельца к 160--200 тыс. км, а полностью "перетряхнуть" подвеску придется к 240--260 тыс. км.
Модели Prelude оснащались усилителем руля с переменным усилием. А на отдельных машинах установлена система поворота всех четырех колес 4WS. Задние колеса поворачиваются с помощью электромотора, которому отдает команды блок управления. Использование системы 4WS позволило сократить радиус разворота с 5,5 до 4,7 м. Сложная система практически не требует к себе внимания, а поломки носят "электрический" характер. Это обрыв провода управляющего реле либо его неправильное подключение после кузовного ремонта.
К рулевому управлению в целом претензий нет. Только при использовании нестандартной резины приготовьтесь каждые 60 тысяч км менять рулевые наконечники ($98).
Передние тормозные колодки ($123) при разумном стиле езды выдерживают 30--40 тысяч км, задние -- 60--70 ($93). Тормозные диски (передние -- $200, задние -- $130) "отхаживают" более 150 тыс. км, если после интенсивных торможений водителю не встречалась глубокая лужа. Резкое охлаждение вызывает изменение геометрии диска, после чего начинается биение. Выход -- либо "проточка", либо замена.
УГНАТЬ ЗА 60 СЕКУНД
С электрической частью Prelude проблем нет, разве что от левых очистителей панели приборов могут корродировать контактные группы. Впрочем, почти все "утопленные" машины из Германии потребовали в процессе "реанимации" замены блока управления двигателем ($1700).
Из-за характерного дизайна у модели не было случайных покупателей, которые купили бы эту машину просто так, за "красивые глазки". Каждый владелец Honda Prelude считает себя гонщиком от Бога. Хорошо, если он помнит, что задача гонщика -- не только обогнать соперника, но и сохранить машину до финиша. Поэтому отдельная статья -- битые автомобили. Понятно, что шрамы только украшают такие машины, как Prelude. Но таких "красавцев", увы, слишком много среди подержанных автомобилей, поэтому проверка геометрии кузова будет нелишней. Еще надо быть морально и материально готовым к высокой стоимости фирменных запчастей: и здесь Prelude -- "блюдо особой кухни".