В тесте участвуют автомобили: Toyota Corolla
Посмотреть другие фото (11) |
Едва появившись на свет, за первую половину 2003 года «Тойота-Королла» разошлась у нас тиражом в 2946 экземпляров. И это при том, что дилерам хронически не хватало количества и ассортимента выделяемых для России машин, а модели-конкуренты – одна другой лучше. Насколько же удачным должен быть автомобиль, чтобы демонстрировать подобные успехи в таких условиях?
Марка «Тойота» в рекомендациях не нуждается. Продукцию японского автопроизводителя № 1 во всем мире ценят за феноменальную надежность и выносливость.
Вот только «Королле» на нашем рынке до недавнего времени не везло. В середине 90-х покупателей отпугивали самый слабый в гамме мотор (другие в Россию не поставлялись) и высокая цена, а машина прошлого поколения «отличалась» спорным дизайном и тесным салоном.
Но вот появилась нынешняя модель, и ситуация изменилась кардинально. Автомобиль с кузовом седан в качестве примера мы взяли на тест вовсе не потому, что пошли на поводу покупательского спроса (на долю седана приходится до 70 процентов продаж), а потому, что в московском представительстве «Тойоты» других версий не было. У дилеров же в середине августа седан приходилось ждать до месяца, хэтчбек – до трех месяцев, а универсал – до полугода. И объяснялась такая ситуация вовсе не демпинговыми ценами.
Что почем?
Правда, одно время, когда почти все иностранные фирмы перешли на евро, а «Тойота» осталась в долларовом номинале, «Королла» действительно была одним из самых выгодных приобретений в гольф-классе. Однако за прошедшее лето она дорожала дважды. С восьмого августа прайс-лист выглядит так:
Комплектация R0
1,4 л, седан, МКПП $13 900
Комплектация R1
1,4 л, седан, МКПП $15 900
1,4 л, хэтчбек, МКПП $16 200
1,6 л, седан, МКПП $16 900
1,6 л, седан, АКПП $18 100
1,6 л, хэтчбек, МКПП $17 200
1,6 л, хэтчбек, АКПП $18 400
1,6 л, универсал, МКПП $18 400
Комплектация R2
1,6 л, седан, АКПП $19 800
1,6 л, хэтчбек, АКПП $20 100
Как видите, цифры не самые низкие в классе. Но, учитывая, что это доллары, а не евро и что «Королла» – новая модель, они выглядят вполне реальными. Дороговаты лишь универсал и комплектация R2. Однако производство универсала вскоре должны перенести в Турцию (где сейчас собирают седан) и возможно тогда его цена несколько снизится. А версию R2 брать совсем не обязательно, поскольку и в R1 присутствует практически все, что нужно. В хэтчбеке R1 даже обогрев сидений имеется.
Снаружи и внутри
Спокойный дизайн «Короллы» ярких эмоций не вызывает. Несколько самобытно выглядят лишь горбинка капота над эмблемой, а также корма хэтчбека. В остальном – не отталкивающий, но и не завораживающий облик. И только поставив «Короллу» рядом с одноклассниками, понимаешь, насколько она велика. Особенно высоким, крутолобым автомобиль выглядит спереди (аналогичное ощущение вызывает «Пежо-307»). И это – не оптический обман. В свете современных тенденций «Королла» действительно сделана высокой (почти полтора метра) ради удобства посадки-высадки и размещения пассажиров в салоне.
Прежде чем оценить результаты работы компоновщиков, обойдем машину вокруг. Вдруг обнаружатся «особенности» турецкой сборки? Нет, не обнаружились. Окраска – качественная, зазоры – ровные, резиновые и пластиковые уплотнители нигде не перекошены. Во всяком случае, по ощущению качества и добротности турецкий седан ничем не отличается от английского хэтчбека.
А садиться в машину действительно удобно. Полутораметровый потолок не заставляет извиваться змеей, да и кресло расположено высоко. На него именно садишься, а не падаешь. Это очень удобно, особенно во время поездок по магазинам, когда приходится часто входить-выходить из машины.
Выполненный в серо-черных тонах интерьер также воспринимается качественным и добротным. Верхняя часть торпедо и дверные подоконники отделаны мягким пластиком, а вот твердая пластмасса в нижней части салона, к сожалению, плохо сопротивляется царапинам (это свойственно многим японским машинам). Но больше придраться не к чему.
Зато как здесь просторно! Человек ростом 185 см свободно размещается сам за собой, а головы задних пассажиров не упираются в потолок (вот оно – преимущество высокого салона с более вертикальной посадкой). На спинке дивана – три подголовника. Видимо, в расчете на среднего седока конструкторы отказались от центрального подлокотника, который обычно впивается в спину. Однако в гольф-классе сзади лучше ездить вдвоем. Тогда и подлокотник не помешал бы.
Рабочее место водителя
Оказавшись за рулем, первым делом обращаешь внимание на высокое, визуально тяжелое торпедо, создающее чувство защищенности. На первый взгляд, оно скучновато. Но как же тщательно проработана эргономика! Все рукоятки-выключатели расположены на своем месте, усилия на них выверены идеально, привыкать ни к чему не нужно. Например, магнитола разместилась вверху, на одном уровне с приборной панелью, что позволяет меньше отвлекаться от дороги. Правда, дисплей магнитолы (он также выполняет роль бортового компьютера) – блеклый, и показания на нем какие-то размытые. Зато насколько легко читается лаконичная приборная панель! Особенно хороша оптитронная «приборка» в версии R2 – черная дыра, после поворота ключа вспыхивающая красно-белым сиянием.
Картину идеальной организации рабочего места несколько портит отсутствие регулировки рулевой колонки по вылету и слишком упругое кресло. Подобно пружинному дивану первой половины прошлого века, оно стремится вытолкнуть водителя из своих объятий. Регулировки сиденья тоже оригинальны. И высота подушки, и угол наклона спинки изменяются расположенными рядом и практически одинаковыми на ощупь рычагами – домкратами. Поначалу путаешься. Впрочем, все это – мелочи, к которым быстро привыкаешь.
По части задней обзорности чемпион – универсал. Поскольку автомобиль заканчивается сразу же за нижней кромкой заднего стекла. Это позволяет ловить сантиметры, паркуясь задним ходом. На втором месте – хэтчбек, у которого на пятой двери все же имеется короткая ступенька. Ну а в седане – как всегда: обернувшись назад, видишь срез стекла, за которым где-то должна быть длинная корма.
Безопасность
По результатам независимых краш-тестов серии «ЕвроNCAP» (фронтальный и боковой удары) «Королла» набрала 26 очков, что позволило ей с запасом уложиться в 4-звездочную категорию. Результат вполне достойный.
По части детской безопасности «Тойота» может похвастать штатно установленными креплениями креслиц стандарта «Изофикс».
А вот устанавливать детское кресло спинкой вперед на правое пассажирское сиденье недопустимо, так как пассажирская подушка безопасности не отключается.
Пакуем багаж
Самым емким и удобно трансформируемым багажником обладает, естественно, универсал. Широкая пятая дверь, открывающаяся до пола, раздельно складывающийся задний диван – то, что нужно для перевозки габаритного скарба.
В седане объем багажника изначально такой же – 400 л. Но здесь складывается по частям только спинка дивана, образуя неровную погрузочную площадку. Да и проем между багажником и салоном узковат. Поэтому в седане можно перевозить только узкий длинномер – например, лыжи.
При полностью занятых местах в салоне хэтчбек возьмет багажа меньше всего – 290 л. Но если вы готовы найти компромисс между количеством пассажиров и поклажи, хэтчбек предоставляет те же возможности трансформации заднего дивана, что и универсал.
По дорогам
Хорошо, что «Короллу» пока не используют в автошколах. Потому, как после езды на правильном, почти эталонном автомобиле начинающему водителю трудно будет адаптироваться к другой машине, обладающей собственным нравом.
В «Короллу» можно просто сесть и поехать. Если инструктор говорит, что надо плавно отпускать сцепление, одновременно добавляя газ, значит вы тронетесь с места, как по теории – плавно, без рывков. Если поступает команда переключить передачу, вы попадете рычагом именно в ту, которая нужна. Взаимодействие органов управления продумано просто замечательно.
Те же, кто имеют некоторый опыт управления автомобилем, в первую очередь отметят великолепный 1,6-литровый двигатель и надежную, без «сюрпризов» управляемость. Оснащенный изменяемыми фазами газораспределения (шильдики VVT I на передних крыльях), двигатель уверенно везет практически с холостых оборотов и вместе с тем бодро раскручивается до максимальных. Правда, на малых скоростях, в вялотекущей пробке, «Королла» слегка подергивается при сбросе-добавлении газа на режимах, близких к холостым оборотам. Но это свойственно многим автомобилям и связано, скорее всего, со стремлением уложиться в экологические нормы Евро IV. Еще одна небольшая шероховатость – мотор становится гулким в районе 3000–4000 оборотов – то есть, в самом ходовом диапазоне. Однако назойливым его не назовешь.
Тормоза также заслуживают высшей похвалы. Весьма чувствительные, они позволяют точно дозировать замедление и рассчитывать тормозной путь.
Автомобили в российской спецификации оснащены адаптированной под плохие дороги подвеской с увеличенным дорожным просветом. Она жестковата и довольно подробно передает на кузов мелкие неровности, а крупные выбоины на малых скоростях отражаются весьма ощутимыми встряхиваниями. Однако подвеска «Короллы» не только жесткая, но еще и достаточно энергоемкая. Благодаря этому автомобиль на скорости не раскачивается на волнах асфальта и упруго, без резких ударов «проглатывает» такие ямы, на которых подвеска других машин уже вовсю лязгает ограничителями. Поэтому в данном случае несколько избыточная жесткость подвески вполне оправдана.
и без них
«Королла» – одна из немногих легковых иномарок, реально способная проехать на дачу не только по асфальту. Замеряя дорожный просвет на незагруженной машине, нам удалось найти самую нижнюю точку в 175 мм от земли. Когда у конкурентов линейка каждый раз упирается в 130–150 мм, такой результат следует признать выдающимся.
Плюс к тому – относительно короткие свесы кузова. Так что на разбитом щебенчатом грейдере или зимой во дворе за рулем «Короллы» вы будете чувствовать себя столь же уверенно, как на отечественной «девятке».
Эксплуатация, сервис
Дилерская сеть «Тойоты» в России пока не очень обширна. На сегодняшний момент в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Уфе и Челябинске работают 11 авторизованных дилеров, предлагающих все виды сервисных и ремонтных услуг.
Запчасти к дилерам поступают с центрального московского склада, на котором единовременно находится около 20 000 наименований деталей. Московские дилеры получают запчасти два раза в день. Региональные – еженедельно. При отсутствии необходимой детали на складе ее доставят из Европы за две недели.
Заводская гарантия на «Короллу» составляет три года или 100 000 км пробега, а плановые ТО предписано проходить через 10 000 км. Средняя стоимость нормочаса ремонтных работ в Москве составляет $50.
Мы решили: «Тойота-Королла» – очень правильный, хорошо сбалансированный по всем показателям автомобиль без явных недостатков. И даже после августовского повышения цен он однозначно стоит своих денег. Но наш выбор – хэтчбек.