В этом году модели Sportage исполняется уже одиннадцать лет – впервые показ корейского внедорожника состоялся в 1991 году. С 1998 года производство этого автомобиля было налажено в России в городе Калининград.
Сначала там была просто отверточная сборка, но постепенно производство немного разрослось, но говорить о полноценном производстве до сих пор не приходится. Сейчас автомобили приходят Кореи и полусобранном виде: кузов, двигатель, КПП и прочие детали. Задача калининградцев сводится к сбору всего этого. Однако, уже ведутся работы по строительству линии сварки и окраски кузовов. Также в 2001 году планируется начать установку на Kia отечественных аккумуляторов, покрышек, дисков, зеркал и другой мелочи. Все это должно привести к тому, что стоимость автомобилей снизиться. На данный момент она составляет около 15 тысяч долларов за автомобиль в самой простой комплектации с 2,0-литровым двигателем мощностью 128 л.с. С конца 2000 года в Калининграде выпускают также удлиненную версию Grand Sportage и модификации с 2,0-литровым дизельным двигателем. Стоимость самой дорогой версии доходит до 18600 долларов. В общем, покупатель может выбирать.
Сразу поговорим и о конкурентах Kia Sportage. В этот список можно записать несколько автомобилей. Отечественные «Нивы» и «УАЗы» из-за их дешевизны и совершенно другого уровня комфорта вычеркиваем, вот разве что «ВАЗ-2123» (новая «Нива») может составить конкуренцию корейскому внедорожнику, но… пока этот автомобиль серийно не выпускается и неизвестно когда начнет выпускаться. Пожалуй, наиболее серьезным соперником Kia Sportage сейчас является Chevrolet Blazer, который продается тоже примерно за 15 тысяч. Однако за такую цену предлагается исключительно заднеприводный автомобиль со скромным 2,2-литровым мотором, которого для большого и тяжелого автомобиля маловато.
Kia Sportage же обладает довольно серьезной трансмиссией. Конечно, о трех блокировках дифференциалов, как на Mercedes G-класса говорить не приходится, но подключаемый полный привод и пониженная передача уже немало. Правда, переднюю ось (в обычных режимах автомобиль заднеприводный) можно включать только при езде по скользкой дороге или грязи. В основе Sportage лежит мощная рама, которая последнее время встречается все реже и реже, а сзади имеется неразрезная балка. В общем, по внедорожному оснащению Kia Sportage может переплюнуть любой «паркетник».
Наш тест складывался так, что сначала нам удалось оценить внедорожные качества Kia Sportage, причем эта оценка происходила ночью. Представьте себе - осенняя ночь, с неба почему-то вместо дождя падает не дождь, а нечто похожее на снег, а нам предстоит выбираться из небольшой деревни (в баньку решили съездить), от которой до железнодорожной станции несколько километров (да и то если идти через лес). Мы уже собрались ощутить все прелести прогулки в темноте под дождем (а ведь хотели поехать на автомобилях), как к нам обратился местный знакомый с просьбой отвезти его в город на его же машине. Сам он за руль сесть боялся по причине недавнего выпивания напитка с химической формулой С2H5OH (обычный спирт). В общем, назад мы возвращались на Kia Sportage.
Если честно, сначала возникали сомнения во внедорожных качествах этого автомобиля – как ни крути, а Sportage не обладает угрожающей внешностью. Однако после внимательного осмотра автомобиля выяснилось, что автомобиль способен ездить по грязи: спереди стоят здоровенные рычаги, а двигатель и бензобак имеют защиту. Правда, оказалось, что эта защита пластиковая, так что тем, кто будет часто ездить на Sportage по бездорожью, лучше поставить металлические щитки.
Дорожный просвет в 210 мм, безусловно, придает уверенность при езде по размытым сельским дорогам. Автомобиль довольно спокойно даже на заднем приводе держит дорогу и преодолевает лужи средней глубины. Но вот впереди показался подъем наверх, причем этот подъем был довольно скользкий (к вечеру стало уже подмораживать и на дороге образовалась тонкая корочка льда). Для того, чтобы спокойно взобраться на горку, лучше включить полный привод (его вообще-то можно включать на скорости до 60 км/час и пониженную передачу, благодаря которой на колеса передается значительно больший крутящий момент. Теперь Kia Sportage готов к штурму ледяной горки (покрышки были обычные, летние). Автомобиль не торопясь начинает подъем вверх. На ледяном панцире колеса начинают проскальзывать, но движение наверх не прерывается ни на мгновение. В общем, на горку машина заехала без приключений (вспоминается случай, когда в прошлом году при таких же условиях нам пришлось потратить немало нервов, прежде чем редакционная восьмерка скользя и съезжая назад, выполнила точно такой же подъем при очень похожих условиях).
Дальше путь к асфальтовому шоссе также проходил без проблем. Обладая всем вышеперечисленным набором внедорожных приспособлений, автомобиль довольно уверенно преодолевал небольшие ямы, тракторную колею, навалы из песка и прочие препятствия. На всех участках пути крутящего момента бензинового двигателя (175 Нм при 4700 об/мин) было вполне достаточно. Конечно, немного ограничивали проходимость машины летние асфальтовые покрышки, но мы уверены, что если бы Sportage был оснащен специальной внедорожной резиной, то его шансы на преодоление серьезного бездорожья резко повысятся. Ну вот путь до цивилизованной трассы и закончился, поэтому можно немного расслабиться и оглядеться в салоне и почувствовать, как корейско-российский внедорожник ведет себя на асфальте.
Водительское место сделано неплохо для автомобиля за 15 тысяч долларов. Конечно, это не шикарный Land Cruiser, но тоже неплохо. Единственное, что не совсем понравилось, так это тонкий обод руля. В остальном претензий нет. Все скромно, но продуманно. Двери и сиденья обиты «веселенькой» тканью, между сиденьями есть бардачок-подлокотник (правда, он имеет уж больно скромные размеры). Автомобиль в базовой комплектации оснащается электрорегулировкой стекол и зеркал, магнитолы нет. Помимо руля, восторга не вызвала и отделка салона дешевым жестким пластиком, хотя… еще раз повторим, что это далеко не Land Cruiser и не BMW X5. Покупая самый дешевый импортный внедорожник, трудно ожидать чего-то большего.
Сзади вполне комфортно, но лучше сидеть там одному или вдвоем, иначе места по ширине будет не хватать. Места в районе колен хватает, но высокие люди могут упереться коленями в переднее кресло. В общем, по размерам салона Kia Sportage очень напоминает нашу «десятку», вот только над головой места гораздо больше. Размеры багажника относительно невелики – 373 литра, но если сложить задние кресла (полностью или по частям), то объем можно довести до 1570 литров. Ну а для тех, кому и этого мало, компания Kia предлагает удлиненную версию Kia Grand Sportage с увеличенным на 31,5 см багажником.
Езда по шоссе выявила, что подвеска у Sportage довольно жесткая – профиль дороги четко передается на кузов автомобиля. Однако, стоит только загрузить машину, как плавность заметно повышается. Мощности 130-сильного двигателя хватает для нормальной езды по трассе, обгонов и перестроений, вот только при скорости более 100 км/час необходимо заранее продумывать все свои действия (по паспортным данным максимальная скорость составляет 172 км/час, а разгон 0-100 км/час занимает 14,7 секунды). А вот что удивило, так это способность Kia Sportage выдерживать довольно крупные колдобины. На скорости 120 км/час (быстрее мы разгоняться не решились по причине темноты и мокрой дороги) автомобиль уверенно держит дорогу, не рыскает, в общем ведет себя вполне достойно.
При езде в городе у Sportage возникла только одна претензия – обзор через салонное зеркало заднего вида недостаточен, да к тому же сектор обзора здорово перекрывается двумя задними подголовниками и запасным колесом.