Ой, цветет «Калина»...
Ведь как обычно бывает? Автопроизводитель выпускает новую модель, устраивает тест-драйв для журналистов, потом начинает продавать.
Главное: представителям прессы предоставляют готовый рыночный продукт. На мероприятии, организованном ВАЗом, все происходило с точностью до наоборот. На предваряющей событие пресс-конференции было прямо сказано, что мы апробируем в основном перспективные технические решения, как то — электрический усилитель руля, систему полного привода, автоматическую коробку передач, «почти серийный» ВАЗ 1118 и тому подобное, а на «небольшие» огрехи в исполнении машин просили внимания не обращать. Ну, хорошо, пусть хоть так, чем совсем никак.
Итак, я сажусь за руль новой модели ВАЗ — компактной «Калины». «И как она?» — спросит нетерпеливый читатель. Спешу ответить на вопрос — если «не обращать внимания на небольшие технические огрехи», весьма заметные по фотографиям интерьера, то неплохо. Посадка низкая, но при этом довольно удобная, все приборы и органы управления на своих местах, руль регулируется по высоте, хотя и в небольших пределах, свободного пространства по бокам и над головой достаточно. Иными словами, несмотря на меленькие размеры, водитель не чувствует себя прообразом сказочной «лягушонки в коробчонке». А сзади места и того больше, особенно в зоне коленей — пассажирам там явно вольготнее, чем в старшей по рангу и по годам «восьмерке». Вообще же, и внешность, и внутренняя архитектура салона напомнили мне о Kia Avella Delta, не новом уже корейском хэтчбеке. «Калина», на мой взгляд, имеет с ним немало общих черт.
Под капотом первого тестового автомобиля установлен перспективный ВАЗовский мотор объемом 1,6 литра (81 л.с.). Этот двигатель, по сути, — старый добрый полуторалитровый «восьмиклапанник», который сегодня сходит с конвейера завода, только с увеличенным ходом поршня и иной его формой. Эти переделки, по словам инженеров завода, понадобились для того, чтобы привести его в соответствие с нормами Евро-3, планируемыми к введению в России с 2006 года. Сами понимаете, что от столь незначительного увеличения объема динамические возможности машины ощутимо не меняются, однако более легкая по сравнению с теми же «десятками» «Калина» разгоняется заметно резвее. Первую и вторую передачи можно выкручивать «в звон» (причем буквально: «оживают» плохо закрепленные панели салона — машина, повторюсь, еще не серийная), взамен получая пристойное для отечественной машины ускорение, а вот на третьей скорости темп разгона падает — дело, скорее всего, в «растянутой» передаче. Но в целом двигатель довольно «живой». Что касается ходовых качеств, то за их настройки специалистов ВАЗа можно похвалить. Короткобазная машина неплохо управляется на высокой скорости, охотно заныривает в повороты, а под сброс газа начинает скользить задними колесами. Причем делает это весьма аккуратно и предсказуемо. Понятное дело, что автомобиль не будут покупать для гонок, где половина трассы проходится в управляемом заносе, но все же опытному водителю он сможет доставить удовольствие, а вчерашнего выпускника автошколы убережет от ненужных стрессов. Последнего порадует и грамотно настроенный электрический усилитель руля — усилия на баранке лишь чуть меньше нормы. Как мне не хватало этой штуки на первой в жизни машине — ВАЗовской «шестерке»… Наконец, неплохими оказались и тормоза. На тестовом автомобиле были установлены более мощные вакуумный усилитель и главный тормозной цилиндр. По словам представителей завода, это снизило усилие на педали и уменьшило ее ход. Не берусь сказать, насколько эти утверждения верны — мне не приходилось испытывать первые «Калины», но замедление и впрямь было весьма приличным и прогнозируемым.
Что ж, в целом получилась неплохая машинка. Жаль только, что на конвейер она встанет только в конце будущего года, отстав дизайном во времени лет этак на семь. И снова вынужден повториться — лучше уж так, чем совсем никак...
«Десятка» может быть удобной
Помимо представления журналистам новой «Калины», а также двух спортивных модификаций, о которых речь пойдет чуть ниже, ВАЗ показал и практически стандартные автомобили с новыми опциями. Каждая из них по-отдельности вряд ли заслуживает долгого рассказа, а потому они и сведены вместе. Тем более, если когда-нибудь это оборудование доберется до конвейера (по словам инженеров завода, это произойдет в ближайшей перспективе), то все они могут быть установлены на один-единственный автомобиль.
Итак, каким может быть ВАЗ 2110 недалекого будущего? Во-первых, автомобиль оснащен АБС, разработанной совместно с компанией Bosch. В принципе, уже сегодня реально приобрести подобную машину, вот только мало кто из покупателей пока что готов доплачивать за систему 400-500 долларов. Не укоренилось еще в сознании отечественных автомобилистов, что на безопасности экономить не стоит. Меж тем, АБС вполне современна, вибрации от ее работы на педали тормоза не слишком велики, да и управлять «десяткой» при торможении стало возможным. Кстати, в качестве носителя АБС на тест-драйве выступала длиннобазная версия «2110 Премьер», вдобавок оснащенная более мощным 120-сильным мотором объемом 1,8 литра. Это собственная разработка ВАЗа, и не самая, надо сказать, плохая. Резвый двигатель намного охотнее откликается на педаль акселератора и весьма бодро тянет практически во всем диапазоне оборотов. Покупай я себе ВАЗ 2110, взял бы именно эту мощную модификацию, но только со стандартным, не растянутым кузовом. Длинная база не лучшим образом сказывается при прохождении поворотов, машина начинает раньше и резче скользить, а водитель при этом не чувствует четкой обратной связи. Впрочем, последнее скорее связано с настройками электрического усилителя руля, который в данный момент находится в завершающей стадии разработки. Еще немного, и им начнут оснащать серийные машины. То есть мы пришли к нашему «во-вторых» — «десятка» будущего обретет легкий руль. Ну, а что касается настроек, то хочется надеяться, что опытнейшие испытатели ВАЗа найдут оптимальное решение.
В-третьих, наконец-то появится версия автомобиля с автоматической трансмиссией. Для ВАЗ 2110, по мнению специалистов завода, более всего подходит бесступенчатый вариатор знаменитой компании ZF. Точно такой же, кстати, сейчас устанавливается и на некоторые модификации Mini. Этой коробкой на тест-драйве был оборудован стандартный пятидверный хэтчбек ВАЗ 2112. Автомобиль стал на порядок тише внутри, экономичнее и, не удивляйтесь, динамичнее — более нет нужды орудовать не слишком удобным рычагом КПП с посредственной избирательностью механизма переключения. В общем, модель оставила самые приятные впечатления, даже несмотря на легкую ступеньку при разгоне — примерно на рубеже 2 000-2 500 об/мин машина слегка сникает, но через мгновение устремляется вперед с новой силой. Как мне удалось выяснить у ВАЗовских специалистов-трансмиссионщиков, подобный «затык» вызван кривой крутящего момента серийного полуторалитрового двигателя, имеющей четко выраженные «ступеньки». Новый 1,6-литровый мотор, по обещаниям, станет выдавать тягу ровнее.
К мелкой серии готовы
«На закуску» этого тест-драйва я оставил два автомобиля — полноприводной седан ВАЗ 2110 с опелевским 1,8-литровым мотором и купе «Лада 112 1,8» с двигателем тольяттинских инженеров. Предполагается, что эти машины будут выпускаться мелкими сериями для любителей спортивного стиля вождения. Соответственно предназначению модели и оформлены в активном ключе. Так, в салоне установлены спортивные кресла и «хваткие» рули, интерьер отделан темной тканью. А вот снаружи… Полноприводная «десятка», скажем, выделяется лишь увеличенным дорожным просветом. Купе же весьма самобытно и привлекательно. Предполагается, что на его основе будут выпускаться гоночные автомобили, омологированные для участия во всевозможных ралли в России и за рубежом, так что облик модели отчасти облагородили.
Теперь по-отдельности о ходовых качествах. Полноприводной ВАЗ 2110 отличается от стандартных «десяток» примерно так же, как Mitsubishi Lancer Evolution от своего гражданского прообраза. Автомобиль отменно держит траекторию, хищно и надежно атакует повороты любой кривизны и весьма споро разгоняется. Заслуга в управляемости принадлежит системе полного привода с вискомуфтой, автоматически перераспределяющей крутящий момент между осями, а горячим темпераментом машина обязана компании Opel, из арсенала которой был позаимствован 125-сильный двигатель. Единственный недостаток конкретной тестовой машины — довольно тугой руль. Тест-пилот из Тольятти объяснил мне, что большое усилие оставлено намеренно, дабы водитель мог постоянно чувствовать машину. Мне же показалось, что оно слегка чрезмерно. По крайней мере, по сравнению с тем же Evolution, который вряд ли кто возьмется упрекнуть в неудачных настройках руля. Но в целом «Лада 110 4х4» хороша — никогда прежде мне не приходилось ездить на столь надежной и предсказуемой машине отечественного производства.
Философия «Лада 112 Купе» несколько иная. Машина пришла на смену переднеприводной «восьмерке», одному из лучших отечественных автомобилей с точки зрения управляемости. Соответственно, приходится держать марку. То, как вел себя ВАЗ 2108 в скольжении, достойно всяческих похвал, но стоило при этом сделать малейшую ошибку в движении рулем или переборщить с газом, как машина мгновенно выходила из-под контроля. Новый хэтчбек в этом плане готов прощать небольшие огрехи водителя. И дело здесь не только в 15-дюймовых колесах и хорошей резине — принципиально изменилась подвеска. Так, передние рычаги теперь крепятся на массивный подрамник, шасси обзавелось более жесткими стабилизаторами поперечной устойчивости, сам корпус заметно прибавил в сопротивлении кручению. Кроме того, были усилены точки крепления шасси к кузову, в подвеске задних колес применены специальные проставки, заставляющие их принять отрицательный угол развала и соответственно более цепко держать дорогу в поворотах. В общем, нововведений не счесть. Зато и автомобиль вышел довольно примечательный. Плюс, конечно же, темпераментный 1,8-литровый двигатель, который начинает дышать в полную силу после 3 500 об/мин. Главное при этом — не обращать внимания на громкость мотора, заглушающего все посторонние звуки. Однако ВАЗовцы предусмотрели это и планируют предлагать будущим клиентам дополнительную шумоизоляцию салона. Дай Бог, чтобы этот автомобиль добрался до конвейера — ценители спортивного стиля вождения, я уверен, простят ему любые огрехи.
Сергей Ильинский
Фото автора
Эту статью и еще массу других интересных материалов вы можете прочитать в газете «АВТОМОБИЛЬНЫЕ ИЗВЕСТИЯ» (www.autoizvestia.ru)